СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка урока

по теме «Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел»

Класс: 4 класс

Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно – методического комплекта «Школа России»,  учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков,  Е.А. Крючкова ) 2009г.

Тема: Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел.

Тип урока: Комбинированный

Учебно-методическое обеспечение:

А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г.

Индивидуальные тексты для чтения.

Учебно-наглядный комплекс: Компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.

Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)

Авторский медиапродукт:

Вид медиапродукта- медиаурок.

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Формирование информационной культуры и компетентности школьников;
  2. Повышение мотивации к обучению;
  3. Повышение эффективности усвоения материала;

4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.

Задачи урока:  

 а) Образовательные                    

           Познакомить учащихся  с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения.

      б) Развивающие

Создать условия для развития познавательных способностей учащихся  через  работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя  интерактивную  доску; грамотно строить речь для выступления.

       в) Воспитательные

     Формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа.

Технологии, методы и приемы:

1.ИКТ;

     2.Прием критического мышления (Работа с текстом)

КАРТА УРОКА

Комментарий

Ход урока

Время

(мин)

№ слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

2

 

1

 

  • Внимание

 

  • Активное слушание

Определение темы урока  во время вступительной беседы и с помощью загадки

4

1

 

  • Память
  • Внимание
  • Любознательность
  • Правильная речь
  • Аргументированность

Вопросы по теме урока

3

 

 

  • Внимание
  • Активное слушание
  • Правильная речь
  • Аргументированность

Планирование занятия и  выбор формы работы

5

 

 

  • Внимание
  • Точность речи
  • Выразительность
  • Активность
  • Рефлексивность
  • Аргументированность

 

Консультации для работы с материалом на интерактивной доске

 

6

2, 3,4

 

  • Внимание

 

  • Умение слушать и слышать

Работа в группах

7

 

 

  • Внимание
  • Точность речи
  • Активное слушание

Выступления  представителей групп и обсуждение материала

 

 

7

2, 3,4

 

  • Память
  • Внимание
  • Точность речи

 

  • Аргументированность
  • Активное слушание

 

 Подведение итогов

3

 

  • Внимание
  • Самостоятельность

Рефлексия

3

 

  • Внимание
  • Точность речи
  • Рефлексивность

Итог урока. Оценка работы ребят.

3

5

  • Внимание
  • Рефлексивность

 

Запись д/з

2

 

  • Внимание

 

  • Активное слушание

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет для  нас интересным и познавательным.

-Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?

 

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

 

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

 

- О чем эта загадка? (О книге)

-Что можно сказать об этой книге? ( Показ старопечатной книги). Слайд№1

-Знаете ли вы, кто первым стал печатать   текст в книгах?

-Каково значение появления печатных книг на Руси?

Предлагаю обсудить эти вопросы в группах.

II. Работа с текстом.

 Каждая группа работает с текстом по заданной теме:

1-я «Иван Федоров».

2-я « Первые  печатные книги»

3-я « Значение книгопечатания на Руси».

В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Слайды № 2,3,4

III. Обсуждение материала. Выступление ребят.

Выступление первой группы:

1-я «Начало книгопечатания на  Руси».

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

-Что мы узнали о главном герое нашего урока?

 (На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова)

- Что еще можете рассказать по данному вопросу?

Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове.

Слайд№2 (За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг)

Выступление второй группы:

2-я « Первые  печатные книги» Слайд№2

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», « Часовник», « Азбука».

Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами.

- Что можете сказать об оформлении данных книг?

 ( Работа на интерактивной доске: Выделение книги «Прожектором», рассматривание их и обсуждение.) Слайд»№3

(За работу ребята получают жетоны- фото старопечатных книг)

Выступление третьей  группы)

3-я « Значение книгопечатания на Руси». Слайд№4

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития  государства.

 С  их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

Первопечатные книги - уникальный источник изучения истории и развития государства.

- А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них.

 (За работу ребята получают жетоны - фото старопечатных книг)

  1. Рефлексия.

- Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Почему? Не понравилось? Почему?

- Что было самым трудным? Почему?

-Обсудите в группе,  кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить дополнительно.

Самооценка:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно добывать знания самому и поэтому я был активен;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял,  на уроке скучал, у меня испортилось настроение.

Домашнее задание: На выбор:

 1.По учебнику стр.34-40

 2. Составить рассказ о современных мастерах печатных дел.

 3. Найти дополнительный материал по теме урока.

Благодарю за работу. Слайд№5

 

           - жетоны

 

Тексты для работы на уроке

Иван Федоров

Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович.

Настоящее имя Ивана Фёдорова - Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине.

Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги. Первым предложил использовать разборный шрифт немец Иоганн Гуттенберг

И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

 

 

«Первые  печатные книги»

 

       «Апостол», изданный Федоровым в 1580г. – книга относительно небольшого формата с мелким и изящным шрифтом.

       Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк.                                        

       Изданию предшествовала тщательная подготовка текста.  «Апостол» – книга без опечаток.

       У книг духовного содержания, кроме их основного назначения – служения религии, было еще одно. Это были книги-учебники.

        «Часовник» – небольшая книга, отпечатанная вслед за «Апостолом» двумя изданиями в Москве в 1565г., была предназначена как для богослужения, так и для обучения грамоте.

           Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в 1574 г. во Львове. Это первый печатный учебник.

Значение книгопечатания на Руси

       Изобретение книгопечатания по праву считается одним из великих открытий. Первые печатные книги - важнейший памятник истории мировой культуры. Изданные на греческом, латинском, немецком, английском, голландском, польском, а также славянском языках эти книги свидетельствуют об общности европейской книжной культуры. Напечатанные в разных странах Европы, они и сегодня являются объектом тщательного собирания и исследования. Большинство этих книг исключительно редки, а некоторые - уникальны. Не одно поколение издателей, типографов, печатников и безымянных мастеровых формировали их облик.

Старопечатные книги помогают изучать историю развития  государства.

     С помощью старопечатных книг ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
"МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!