СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мастера печатных дел»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мастера печатных дел».   

Тип урока: Формирование новых знаний.

Цель урока: ознакомление учащихся с историей  возникновения первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Задачи:

Образовательная 

Познакомить  с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с  первым печатником Иваном Фёдоровым, с первыми книгами.

Развивающая

Развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас;  развивать мыслительную деятельность, память , внимание.

Воспитательная

 Воспитывать интерес к истории, прививать любовь к чтению; формировать у учащихся бережное отношение к книге.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема урока: «Мастера печатных дел».

Тип урока: Формирование новых знаний.

Цель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Задачи:

Образовательная

Познакомить с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Фёдоровым, с первыми книгами.

Развивающая

Развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас; развивать мыслительную деятельность, память , внимание.

Воспитательная

Воспитывать интерес к истории, прививать любовь к чтению; формировать у учащихся бережное отношение к книге.

Планируемые результаты:

Предметные:

-сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

-обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, развивать устную речь, воображение;

-воспитывать любовь к истории..

Личностные.

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в группе; выполнять роли, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Ресурсы: Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас: 4 класс» 2 ч.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Мастера печатных дел»,

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

1.Игру «Узнай историческое событие и назови его дату»


Учитель. Черной тучей конница Ахмата

Затянула весь наш край степной,

Но, ее удары принимая,

Выстроились русичи стеной.

Ученики. Битва на реке Угре, в 1480 году, московский князь Иван III.

Учитель. На берега большой реки

Высадились грозные полки.

Русские дружины в бой пошли,

Не дождались шведов корабли.

Ученики. Битва на реке Неве, 15 июля 1240 г., новгородский князь Александр.

Учитель. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

Ученики. Ледовое побоище на Чудском озере, 5 апреля 1242 г., Александр Невский.

Учитель. Славно поле Куликово!

Наше войско вышло к Дону.

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

Ученики. Куликовская битва, 1380 год, московский князь Дмитрий Донской.

Учитель. Грозный царь в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум прекрасным мастерам

Приказал построить храм.

Ученики. Иван IV – московский царь, 2 октября 1552 г. – присоединение Казани.

- На прошлом уроке мы работали по теме «Иван Третий». Проверим, как вы усвоили материал.

2.Работа с карточками (у каждого ученика)

Необходимо заполнить пропуски в тексте.

Карточка: Царь … отказался платить … хану Ахмату. В результате противники встретились на реке … . Произошло это в … году. Тогда и закончилась зависимость Руси от Орды. Началась перестройка … . А на печати Ивана III появился … . Позже к правлению пришёл внук Ивана Третьего - …. . (взаимопроверка)

  1. Самоопределение к деятельности

- Отгадаем загадку и узнаем, о чём пойдёт речь на уроке.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга)

- Да. Речь пойдёт о книгах.

-Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)

-Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила)

-Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)

-Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

-Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

-А зачем нужны были книги? (чтобы передавать накопленные знания, чтобы было больше образованных людей, которые бы служили на благо Руси)

-Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали)

-Как вы думаете, как стали создавать книги? (печатать)

-Попробуйте определить тему урока. «Мастера печатных дел».

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с историей возникновения и развития печатного дела на Руси)

Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает на доске)

- Кто изобретатель книгопечатанья?

- Кто на Руси первым напечатал книгу?

- Как называются мастера, напечатавшие первую книгу?

-Как называлась первая книга и когда она была напечатана?

  1. Открытие нового знания.

- В то время правит самый грозный царь. Кто он? (Иван Грозный)

- Не может Иван Грозный допустить, что Московское государство отстаёт в печатном деле. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях, но ведь это возить далеко, трудно, да и дорого.

- И нашелся человек, который взялся организовать печатню в самой Москве.

Кто же первым на Руси выпустил книгу?

Какую первую книгу выпустил, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника с. 82-83.

Работа с учебником (поисковое чтение.)

- С появление печатных книг жизнь людей изменилась. А как именно, узнаем из учебника.

Прочитайте статью «Врата учености» с. 84 о первых учебниках России и найдите ответы на следующие вопросы

- Учебники каких авторов были выпущены в XVII веке?

- Какой букварь считался самым удачным?

- Как повлияло печатных книг в России на развитие просвещения и культуры?

- Почему великий учёный Ломоносов назвал эти книги «Вратами учёности»?

- Как относились люди к книгам?

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного

Мозговой штурм

1. Кто повелел открыть типографию в Москве? (Царь Иван Грозный.)

2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)

3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)

4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)

5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)

6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.) 7. Как он был составлен? (Составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. В букваре приводились изречения, начинающиеся на каждую букву, тексты для чтения?)

8. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)

9. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)

10. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители церкви, но и горожане.)

11. Кого обучали чаще всего? (Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представительницы знати.)

12. Как бедняки использовали свои знания грамоты? (За плату писали письма, составляли различные документы.)

13. Кто был автором первого русского букваря? (Василий Бурцов.)

14. Кто был автором «Грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)

15. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам? (М.В. Ломоносов.)

16. Как он называл свои первые учебники? («Врата учености».)

Творческое задание

— Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге.

  1. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу. Давай вернёмся к цели, которую мы поставили перед собой.

-Удалось ли достигнуть поставленной цели?

- На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили?

Самостоятельная работа, самопроверка

Выполнить тест на карточках.

1.Какой царь приказал основать в Москве типографию?

□ 1) Иван III □ 3) Ярослав Мудрый

□ 2) Иван Калита □ 4) Иван Грозный

2.Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

□ 1) Кирилл □ 3) Иван Фёдоров

□ 2) Мефодий □ 4) монах Нестор

3. Где поставлен памятник Ивану Фёдорову?

□ 1)в Киеве □ 3) в Ярославле

□ 2)в Москве □ 4) во Владимире

4. По какому учебнику учился читать М.В. Ломоносов?

□ 1) по «Грамматике» Мелетия Смотрицкого

□ 2) по «Русской азбуке» Василия Бурцова .

□ 3) по «Букварю» Кариона Истомина

□ 4) по «Апостолу»

5.Когда вышла первая печатная книга на Руси?

□ l) в 1480 году □ З) в 1564 году

□ 2) в 1500 году □ 4) в 1612 году

6.Какие учебники были созданы в XVII веке?

□ 1) «Русская азбука» Василия Бурцова

□ 2) «Букварь» Кариона Истомина

□ 3) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого

□ 4) «Родное слово» К.Д. Ушинского

8. Для чего нужна была грамота простым людям?

□ 1) писать письма □ 3) заниматься ремеслом

□ 2) читать книги □ 4) торговать


Просмотр содержимого презентации
«000463d4-ec3e43e7»

Игра  «Узнай историческое событие и назови его дату»

Игра

«Узнай историческое событие и назови его дату»

Черной тучей конница Ахмата  Затянула весь наш край степной,  Но, ее удары принимая,  Выстроились русичи стеной .

Черной тучей конница Ахмата

Затянула весь наш край степной,

Но, ее удары принимая,

Выстроились русичи стеной .

Битва на реке Угре, в 1480 году, московский князь Иван III

Битва на реке Угре, в 1480 году, московский князь Иван III

На берега большой реки Высадились грозные полки. Русские дружины в бой пошли, Не дождались шведов корабли .

На берега большой реки

Высадились грозные полки.

Русские дружины в бой пошли,

Не дождались шведов корабли .

Битва на реке Неве, 15 июля 1240 г., новгородский князь Александр.

Битва на реке Неве, 15 июля 1240 г., новгородский князь Александр.

По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклоняясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

Ледовое побоище на Чудском озере, 5 апреля 1242 г., Александр Невский.

Ледовое побоище на Чудском озере, 5 апреля 1242 г., Александр Невский.

Славно поле Куликово! Наше войско вышло к Дону. Много войн и много бед, Много радостных побед. .

Славно поле Куликово!

Наше войско вышло к Дону.

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

.

Куликовская битва, 1380 год, московский князь Дмитрий Донской .

Куликовская битва, 1380 год, московский князь Дмитрий Донской

.

Грозный царь в воспоминанье О победе над Казанью Двум прекрасным мастерам Приказал построить храм. .

Грозный царь в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум прекрасным мастерам

Приказал построить храм.

.

Иван IV – московский царь, 2 октября 1552 г. – присоединение Казани. .

Иван IV – московский царь, 2 октября 1552 г. – присоединение Казани.

.

Царь…….отказался платить……….хану Ахмату. В результате противники встретились на реке………. Произошло это в ……….году. Тогда и закончилась зависимость Руси от Орды.  Началась перестройка………...  А на печати Ивана II I появился………. Позже к правлению пришёл внук Ивана Третьего -……….. .

Царь…….отказался платить……….хану Ахмату. В результате противники встретились на реке………. Произошло это в ……….году. Тогда и закончилась зависимость Руси от Орды.

Началась перестройка………... А на печати Ивана II I появился………. Позже к правлению пришёл внук Ивана Третьего -………..

.

Царь Иван III  отказался платить дань хану Ахмату. В результате противники встретились на реке Угре . Произошло это в 1480 году. Тогда и закончилась зависимость Руси от Орды.  Началась перестройка Кремля .  А на печати Ивана II I появился двуглавый орёл.  Позже к правлению пришёл внук Ивана Третьего – Иван IV  . .

Царь Иван III отказался платить дань хану Ахмату. В результате противники встретились на реке Угре . Произошло это в 1480 году. Тогда и закончилась зависимость Руси от Орды.

Началась перестройка Кремля . А на печати Ивана II I появился двуглавый орёл.

Позже к правлению пришёл внук Ивана Третьего – Иван IV .

.

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. .

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

.

Иван Грозный

Иван Грозный


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!