Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Юные грамотеи» для 1 класса
Цели: закрепить знания детей по изученному материалу;
развивать речь учащихся, мышление, смекалку, творческие способности;
прививать интерес к русскому языку;
воспитывать навыки коллективной работы.
Оборудование: презентация з заданиями, карточки с буквами и слогами.
Подготовительная работа: в классе плакаты с пословицами, загадками,
шарадами, ребусами, весёлыми рисунками.
Предварительно: класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает своё название, эмблему, девиз (привлекаются родители к подготовке мероприятия). Заранее подбирается состав жюри (родители, учителя).
Ход мероприятия
Ведущий – Азбука (учащийся 4 класса).
Здравствуйте, мои друзья!
Дети, учителя.
Только в школу вы пришли,
Встретила вас у двери.
С вами дружно мы прожили,
буквы все мы изучили.
вас сегодня не узнать:
стали быстро вы читать.
Очень грамотными стали,
поумнели, возмужали.
И хочу сказать сейчас
Рада я увидеть вас!
Вы в школу ходите не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь -
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно,
Просто будет или сложно.
Сегодня у нас состоятся конкурсы по русскому языку, в которых примут участие три команды:
1) «Умники и умницы»;
2) «АБВГДейка»;
3) «Букварики».
Представление членов жюри.
Конкурс 1. «Отгадай букву по описанию»
Ведущий.
1-я команда:
Эта буква широка
И похожа на жука (Ж).
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 (З).
2-я команда:
Вот два столба наискосок
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок (И).
3-я команда
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла (О).
Молоток стучит «Тук – тук!
Этой букве я старый друг» (Т)
Конкурс 2. «Словесная перестрелка»
Ведущий. Кто больше назовёт слов на букву «М»?
Конкурс 3. «Превращение слов»
Ведущий. Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Заменить в слове одну любую букву так, чтобы получилось новое слово. Например: сук - сок, пони – кони.
1-я команда: полка – палка, корка – горка.
2-я команда: река – рука, нора – гора.
3-я команда: сон – сын, мошка - кошка.
Конкурс 4. «На лесной полянке»
Ведущий. Под ольхой в тени ветвей
Ёж созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий – громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
МЕД ДЯ СУК БАР ЛИ ВЕДЬ ЯЦ СА ТЕЛ ЗА
(МЕДВЕДЬ, БАРСУК, ЛИСА, ЗАЯЦ, ДЯТЕЛ_
Конкурс 5. «Ударение»
Ведущий. Назвать предмет. Разделить слово на слоги, поставить ударение.
1-я команда: школа
2-я команда: парта
3-я команда: книга
Музыкальная пауза (все участники поют песню о школе, выученную на уроке музыки)
Конкурс 6. «Наоборот»
Ведущий.
Вот и пришёл сейчас черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
1-я команда:
Скажу я слово «высоко»,
А вы ответьте – ……….(низко).
Скажу я слово – «далеко»,
А вы ответьте - ………(близко)
2-я команда:
Скажу я слово – потолок,
А вы ответьте - ………(пол).
Скажу я слово – потерял,
Ответьте вы - ………(нашёл).
3-я команда:
Теперь скажу вам слово – трус.
Ответьте вы - ………(храбрец)
Теперь – «начало» я скажу,
Вам отвечать - ………(конец).
Конкурс 7. «Загадки»
Ведущий.
Мы загадки отгадаем.
Кто наблюдательней узнаем!
1-я команда: Рук нет, а строить умеет. (Птица)
2-я команда: Если б не было его - не сказали б ничего. ( Язык)
3-я команда: Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. ( Барабан)
Конкурс 8. «Назови полное имя»
Например: Вася – Василий.
1 команда: Саша – … , Люда – … , Женя – … , Таня – … , Коля – … .
2 команда: Вова – … , Петя – … , Ира – … , Оля – … , Миша – … .
3 команда: Лена – … , Дима – … , Света – … , Наташа – … , Гена – … .
Конкурс 9. «Второе название животного»
Ведущий.
Каких зверей так называют в сказках и рассказах?
1-я команда: Косой – (заяц), косолапый – (медведь), наседка – (курица).
2-я команда: Серый разбойник – (волк), лесной доктор – (дятел), пернатая кошка – (сова).
3-я команда: Рыжая плутовка – (лиса), сохатый – (лось), золотой гребешок – (петух).
Конкурс 10. «Домашнее задание».
Ведущий: предлагаю оценить домашнее задание, подготовленное участниками наших команд.(Инсценировки стихотворений)
1 команда: «Буква Я»
Всем известно: буква «Я»
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
– Неизвестно?
– Неизвестно.
– Интересно?
– Интересно.
– Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас, буквы,
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, – сказала буква «Я»
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла «Я»!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
– Встань на место!
Отвечает:
– Не пойду.
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Не более, не менее!
Тут вся азбука
Пришла в страшное волнение.
Фу-ты, ну-ты!
Фыркнул «ЭФ»,
От обиды покраснев.
Срам.
Сердито «ЭС» сказала.
Воображала! Это всякий так бы смог!
Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Закричали гласные.
Не хватало только драки,
А еще согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед!
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ».
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:
Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».
Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я».
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
«О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Что ж,
Решил весь алфавит.
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья
.Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я».
Шапокляк: -Да, была я не права.
2 команда: «Я учу читать щенка»
Я учу читать щенка.
Он неграмотный пока.
Я говорю: «Терпи, щенок
Я сам вчера читать не мог.
Пишу: «собака», « кошка», «слон».
«Гав. гав. гав. гав» - читает он.
Я на песке пишу: «жираф».
Щенок читает: «Гав, гав, гав».
Я ставлю «2» ему, а он
Ни капельки не огорчен.
Ему что «2», что «3», что «5»-
Вскочил и ну хвостом вилять.
Что с ним делать?
Как с ним быть?
У друзей пойти спросить?
3 команда: «Мне теперь не до игрушек»
Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой,
Ничего, что он хромой.
А медведь изломан слишком,
Куклу жалко отдавать
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже
поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек.
Я учусь по букварю.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Танцевальная пауза
Подведение итогов.
Награждение победителей.