СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по предмету «Композиция станковая» на тему: «Иллюстрация в технике линогравюра»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детской школе искусств имени П.И. Чайковского выполняют две основные  функции: во-первых, обще-эстетическое развитие детей, во-вторых, начальное профессиональное образование. Единство образовательного и воспитательного процесса – главное в развитии личности учащегося. Результат такой деятельности, это культурно-образованный, социально-активный, с уважением и пониманием относящийся к ценностям и традициям общества, подросток,  ученик.

Целью методической разработки «Иллюстрация в технике линогравюра» и «Экслибрис» является:

- способ овладения учащимися знаний элементарных основ изобразительной грамоты;

- формирование у детей профессиональных знаний, умений и навыков, развитие творческого потенциала учащегося, их нравственное и эстетическое воспитание, а также развитие художественного мышления и работа с наблюдением окружающего мира и умение применения знаний на практике.

Самое важное в методической разработке то, что в ней можно прослеживать межпредметные связи, такие как, литературное  чтения, где текстовое описание  становятся реальным персонажем  у юных художников, используя разные техники рисования.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по предмету «Композиция станковая» на тему: «Иллюстрация в технике линогравюра»»

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

города Ноябрьск.





Методическое пособие по предмету «Композиция станковая»

на тему: «Иллюстрация в технике линогравюра»




















Составитель:

Заведующая художественного отделения

Детской школы искусств имени П.И. Чайковского

г. Ноябрьск.

Круглова С.А - преподаватель композиции.


Рассмотрено на педагогическом совете

Детской школы искусств имени П.И. Чайковского

протокол №4

От 20.11.2018г. Уточнена в 2018г









2018

Содержание



Пояснительная записка.



1.

Глава I. «Эстамп».



2.

Глава II. Из истории гравюры.




Японская гравюра.




Линогравюра в России.



3.

Глава III. Разновидности гравюры.



4.

Глава IV. Методика работы с линогравюрой.


Материалы для работы над гравюрой по линолеуму.


Методические рекомендации по применению цветовых гармоний в композиции, выполненных в технике линогравюры.


Способы печати.



Заключение.


Список литературы.


Приложение.



















Пояснительная записка.


В детской школе искусств имени П.И. Чайковского выполняют две основные функции: во-первых, обще-эстетическое развитие детей, во-вторых, начальное профессиональное образование. Единство образовательного и воспитательного процесса – главное в развитии личности учащегося. Результат такой деятельности, это культурно-образованный, социально-активный, с уважением и пониманием относящийся к ценностям и традициям общества, подросток, ученик.

Целью методической разработки «Иллюстрация в технике линогравюра» и «Экслибрис» является:

- способ овладения учащимися знаний элементарных основ изобразительной грамоты;

- формирование у детей профессиональных знаний, умений и навыков, развитие творческого потенциала учащегося, их нравственное и эстетическое воспитание, а также развитие художественного мышления и работа с наблюдением окружающего мира и умение применения знаний на практике.

Самое важное в методической разработке то, что в ней можно прослеживать межпредметные связи, такие как, литературное чтения, где текстовое описание становятся реальным персонажем у юных художников, используя разные техники рисования.

Задачи методической разработки «Иллюстрация в технике линогравюры»:

  • Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению при выполнении практических работ;

  • Развивать у детей изобразительные способности, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного, художественный  вкус, творческое воображение.

  • Воспитывать  интерес и любовь к искусству, аккуратность, трудолюбие.

В методической разработке представлены особенности одного из направлений техники гравюры - линогравюра. Эта техника хорошо поможет юному художнику решить задачу передачи образного мышления, и изобразить эмоциональную работу.

Создание линогравюры - это интересное занятие. С данным видом искусства ученики знакомятся в Детской школе искусств, на уроках «композиции станковой» в четвертом классе.

Количество часов аудиторных занятий составляет 34 часа, 1 раз в неделю.

Содержание методической разработки «Иллюстрация по рассказу в технике линогравюры» включает в себя:

- понятия «экслибрис»;

- понятие «эстамп»;

- истории возникновения гравюры;

- виды гравюр, существующие в наше время;

- поэтапное выполнение линогравюры.


Для знакомства учащихся с линогравюрой предлагаются упражнения:

  1. Выполнить эскиз на тему «Экслибрис».

Тушь, перо, кисть, аппликация, 1\8 листа. 2 часа аудиторных занятий, и 4 часа самостоятельных занятий.

  1. Выполнение в материале «Экслибрис».

Линолеум, резцы. 1\8 листа. 6 часов аудиторных занятий, 12 часов самостоятельных занятий.

  1. Разработать эскизы к иллюстрации по рассказу.

Тушь, перо, кисть, аппликация, граттаж, 1\8 листа и 1\3 листа. 6 часов аудиторных занятий, и 12 часов самостоятельных занятий.

  1. Выполнение в материале клеше.

Линолеум, резцы. 1\3 листа. 16 часов аудиторных занятий, и 32 часа самостоятельных занятий.

  1. Выполнение оттисков «Эстамп».

Типографская краска, валик. 4 часа аудиторных занятий, и 8 часов самостоятельных занятий.

Методы контроля выполнения задания: педагогическое наблюдение, диагностирование,   учет практических работ.

Средства контроля:  оценка специальных знаний, умений и навыков.

Формы контроля:  творческие задания, участия в выставках, конкурсах, просмотры, зачеты.


Прежде чем выполнить серьезную художественную работу на тему «Иллюстрация по рассказу в технике линогравюры» нужно попробовать отдельно выполнить маленькую работу. Предлагаю выполнить Экслибрис. Так как он затронет тему иллюстрации по данному произведению и даст возможность проанализировать все этапы работы, и на что нужно обратить внимание для дальнейшей иллюстрации. Ребята смогут в первый раз прикоснуться к линолеуму штихелем и пройдут все этапы выполнения работы: эскиз, переноса эскиза, вырезание по линолеуму, печать.

Выполнение гравюры на линолеуме - самая молодая из всех графических техник, получившая за последнее время очень широкое распространение. Линолеум - доступный и дешевый материал. Линогравюра является разновидностью выпуклой гравюры. Гравирование по нанесенному на поверхность рисунку производится специальными резцами - штихелями круглого или остроугольного сечения. Принцип гравирования и печати сходен с процессом работы в обрезной гравюре: удаляются (углубляются) не печатающие места. Сочный живописный штрих в сочетании с широкими и напряженными по тону плоскостями составляют основные художественные достоинства линогравюры. Штрихи и пятна в линогравюре отличаются большей мягкостью очертаний, нежели в обрезной гравюре. Линогравюра привлекает художников также несложной техникой, легкостью гравирования на мягком линолеуме. В линогравюре подкупают особая прочная связь изображения с листом бумаги, собранность всего произведения и его красивый декоративный строй.

Возможности использование средств линогравюры:

- обобщенные формы «пятно», «пластика выразительного силуэта»,

- штрихи «линия».

Понятие - Экслибрис (от латинского. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Среди художественных экслибрисов различают:

Гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков.

Вензелевые,  орнаментально разработанными инициалами владельца.

Сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.


























1. Глава I. «Эстамп»


Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики объедены общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, небольшой формат делают эстамп современным, легко входящим во все области жизни. Первоначально эстамп возник как способ репродуцирования, но в дальнейшем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусство с богатыми традициями.

Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.

Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Под эстампом подразумевают графическое произведение, оттиснутое с какой-либо печатной формы, обработанной тем или иным способом печати: в станке или вручную, и имеющее при этом самостоятельное значение. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств, графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением. В таком случае эстамп - это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, в литографии или офорте.

В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией и офортом. Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны. Эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг, - это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.

Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.








2. Глава II. Из истории гравюры.


Краткий очерк истории гравюры.

История гравюры – с древних времён до начала XX века – это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литография. Без всей этой предыстории не могла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует ещё не более ста лет. Что бы лучше «почувствовать» её, нужно знать и всю историю гравюры.

Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.

В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она возникла несколько позже, а в России – в 1464 году. Толчком к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук, культуры, просвещения, - тогда же возникла необходимость пропаганды этих достижений, что и послужило основанием для изобретения типографского станка и развития книгопечатания.

На ряду, с книгами и гравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари, технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра на меди и офорт, причём эти виды существовали также и как прикладное искусство в виде орнамента на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтов на надгробиях и т.д.

Точной даты возникновения гравюры на металле нет, но её относят к середине XV века.

В России при оружейной палате был целый штаб граверов, работавших в прикладном искусстве, из которых вышли первые художники – профессионалы.

Самостоятельное значение имеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самые древние миниатюры делались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивы по краскам.

Со временем, в XVII веке, рисунок миниатюр усложнился, линии в них

становятся виртуозными, краски пестрее, ярче, вводится позолота.

В первопечатных гравюрах художник вначале не брал сложных, многофигурных сцен, а исходил из упрощенных композиционных построений, ограничивался изображением одной фигуры в центре листа, помещая по краям красивый орнамент, а ниже заглавную буквицу и шрифт. Изображения строились в основном за счёт черных линий. Белым штрихом иногда делали только орнамент. Изображения резались чрезвычайно тщательно и точно. Шрифт хорошо читался, так как в печати он был одной насыщенности. Титульные листы у таких книг являлись подлинно художественными произведениями книжного искусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красиво выделялась на странице. Раньше в миниатюре художники от руки рисовали сложные переплетения из округлых линий. В гравюре это делать нецелесообразно, а поэтому появляются рубленые прямоугольные формы. Так же как и в миниатюрах, буквы в гравюрах изображали животные, но формы их упростились, стали восприниматься более чётко.

С развитием техники гравюры в более поздний период усложняются композиции листов, изображения и орнаменты, появляются очень замысловатые заставки и виньетки, но все они хорошо «смотрятся» с текстом. В листе из книги «Житиё Исаакия чудотворца» начала XVIII века видно, что по-прежнему главное действующее лицо изображается в центре, а по краям вместо орнамента делается целых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяющийся в иконе.

Лубок – это гравюра на дереве в один цвет, выполненная, как правило, художником из народа. Лубок раскрашивался от руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкое распространение во многих странах. В России оно возникло в середине XV века и оказало влияние на последующее развитие гравюры. Большинство исследователей - искусствоведов считают, что термин «лубок» происходит от лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры. Сначала лубки изготовляли только в Москве, а затем они получили более широкое распространение, когда возникло несколько школ: киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.

Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиков получила тема архитектуры Петербурга.

В этот период в западной Европе помимо живописи и рисунка развивается и гравюра. В немецкие мастера много внимания уделяли обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующее развитие искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский (1494-1533).

Великий голландский художник Рембрандт Ван Рейн (1603-1669) был новатором и продолжал дальнейшие пути развития искусства. Он создавал шедевры, как в живописи, так и в графике. Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно идти от живописности, от пятна и в тоже время от рисунка, от линии. Среди итальянских мастеров выделяется большой знаток архитектуры Дж. Б. Пиранези (1720-1778), создавший несколько альбомов крупных декоративных офортов.

Офортная техника более свободная, чем гравюра на меди, позволила ему широко и живописно изображать натуру и архитектурные фантазии, сохраняя строгий линейный рисунок. В Англии один из выдающихся художников - живописцев – Хогарт. У него есть множество гравюр с разными сатирическими сюжетами. Мы ценим этого художника, как создателя критического реализма. В области офорта работал великий испанский художник Гойя.

Интерес людей к гравюре с XVIII начал затихать и большую роль в возрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла техника репродуцирования в конце XIX и в начале XX века сначала на западе, затем и в России. Эта техника получила широкое развитие во многих странах. Это было время возникновения ряда новых областей графики, в том числе и линогравюры. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее развитие, особенно во Франции. Для нас более интересен именно этот период, так как он связан с возникновение гравюры на линолеуме.

Интересен тот факт, что в Париже существовало в то время множество обществ художников – граверов, а так же любителей гравюры.

Что касается возникновения первых линогравюр, то мы не располагаем точными сведениями о том кем и когда они были сделаны. В истории искусства ещё не написано ни одного капитального труда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней сведения как на русском, так и на иностранных языках крайне скупы и даются в общих сведениях с эстампами в общих монографиях. Возникшая в это время гравюра на линолеуме не сразу получила распространение. Это был период, когда фотомеханический способ печати стал вытеснять репродукционную гравюру. Ища новые пути в искусстве, художники пришли к необходимости возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухой манеры, распространённой в те года в репродукционной штриховой гравюре, они перешли к тональным сплошным покрытиям, к светотени. Первые работы в этой области делались в ксилографии.

Переход от ксилографии к линогравюре совсем не освящён специальной литературе. Во всяком случае, специфика линолеума позволила достичь ещё большей лёгкости при гравировке, свободы использования в черно- белом изображении, а дешевизна материала имела положительное значение для развития цветной гравюры, где требовалось много досок. Художники работали в той и другой технике, а по манере изображения ксилографии порой выглядели как линогравюры.

На развитие линогравюры в конце XIX века большое влияние оказали японские ксилографии, которые в это время стали пользоваться широкой известностью. Опыт японских мастеров представляет интерес для всех, кто изучает гравюру, поэтому на ней необходимо остановиться.


Японская гравюра.


В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произведения. Расцвет искусства был отчасти обусловлен тем, то в стране после длительных междоусобных войн был на долгий срок установлен мир.

Культурным центром страны стал город Идо, то есть Токио, где работали тысячи художников – граверов. Расцветом всемирно известной японской гравюры принято считать период примерно в двести лет: от середины XVII до середины XIX века.

Если в Европе и в Китае гравюра зародилась как репродукционная, то в Японии она стала самостоятельным видом искусства. Японские гравюры сразу можно узнать по точному рисунку, изящной линии, декоративной условности в цвете, красивым сочетанием цветов. Интересен метод их выполнения: делал рисунок обычно художник, который ставил свою монограмму, а вырезал гравюру мастер - резчик и печатал. Эти мастера обладали, как правило, помимо совершенства в своём мастерстве и художественным вкусом.

Печатались японские гравюры водяными красками, размешанными на рисовом, клее, который не давал растекаться красочному слою. Краски наносилось широкой кистью типа флейц, а печатались гравюры вручную, с помощью костяной гладилки, по форме напоминавшей длину флакона. Большого давления не требовалось, так как пористая бумага легко впитывала краску.

Сначала в Японии существовала чёрная гравюра. Родоначальником её принято считать Моронобу, который изображал несложные жанровые сцены и отдельные фигуры. Впервые применил цветную гравюры как самостоятельный вид искусства Хоронобу. Своим расцветом гравюра обязана таким художникам, как Утамаро, Хироге, Хокусай и многие другие. Девизом для их творчества можно взять слова великого художника Хокусай: «ни что в природе не должно быть оставлено без внимания».










Линогравюра в России.


В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В. В. Матэ, который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских художников применил линогравюру

Н. А. Шевердяев.

В 1907 году к линогравюре обратился, ставший впоследствии русским художником – гравером, И. Н.Павлов, который уже до этого имел громадный опыт в работе над репродукционной гравюрой. И. Н. Павлов заинтересовался гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты призирали этот новый гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошёл, прежде всего, своими знаменитыми сериями цветных линогравюр.

Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам. EXLIBRIS- слово латинского происхождения, приобретает в наши дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом смысле употребляется, например: "Exlibris А. А. Сидорова". Но оно имеет и более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме.

Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б. М. Пустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В. А. Фаворский и многие другие. Увлекались линогравюрой и многие русские художники – живописцы.







3.Глава III. Разновидности гравюры.


Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Гравюра на дереве получила название ксилографии, от греческого слова «ксилос» (дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (или продольная) и торцовая.

Гравюры на линолеуме выполняются резцами разных сечений, каждый резец имеет желобок внутри. Для работы удобнее всего «пробковый» линолеум, хотя можно применять и другие сорта.

Гравюры на меди делают на медной доске резцами, аналогичными тем, которыми пользуются в торцовой гравюре.

Термин «литография» происходит от греческого слова «литос» (камень). В этой технике изображение наносится мягким графическим карандашом особого состава на, различных размеров, известковый камень белого цвета, имеющий плоскую прямоугольную форму и зернистую фактуру.

Затем камень обрабатывается травлением. Литография, как и гравюра на дереве и на линолеуме, выдерживает большой тираж – до нескольких тысяч оттисков.

В родстве с литографией стоит альграфия. В этом случае камень заменяется на алюминиевую пластинку. Но это устаревшая техника. Её недостаток – малый тираж.

Офорт включает в себя множество разновидностей. Собственно офорт – это изображение, нанесённое на медную или цинковую пластинку, покрытую кислотоупорным грунтом темного цвета. Рисунок процарапывается иглами разной толщины, после чего травят в кислоте.

Другой вид офорта – «сухая игла». Здесь изображение процарапывается на доске, лишённой грунта, и затем не подвергается травлению. К офорту относится и «акватина» - способ, посредством которого к контуру, сделанному травлением или сухой иглой, добавляется тон по средствам покрытия соответствующих поверхностей раствором разъедающей цинк кислотой.

Монотипией называется оттиск, полученный на бумаге с изображения, нанесённого на металлическую доску или на стекло масляными красками.

В последние годы часто применяют новые виды гравюры. Но все выполняются по принципам гравюра на дереве, линогравюры или офорта.







4.Глава IV. Методика работы с линогравюрой.


Линолеум - благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать в материале, заставляет много рисовать, постоянно тренировать руку, глаз.

Для работы над гравюрой необходимы линолеум, резцы или штихеля, валик, краски и бумага, а так же такие подсобные средства, как ножи, стекло, зеркало и др.

Для гравюры нужен линолеум, средней плотности, толщиной 2,5-3 мм.


Первый этап работы – это создание эскиза. Эскиз должен быть хорошо продуман и проработан, обязательно нужно разобрать, где будет свет, а где – темные места. Эскиз самый ответственный этап работы. Здесь нужно уметь графически мыслить, переводить объемное изображение на «язык» черного и белого. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в их материалах. Эскиз делают в размер рисунка. На первой стадии своей работы нужно стремиться найти общее графическое решение. Желательно сделать это черной тушью или карандашом. Аппликативным способом можно найти четкие силуэты, и просмотреть их форму. В технике граттаж – способ выполнения эскиза более понятный для ученика, путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге покрытой воском и тушью, можно выполнить несколько вариантов.


Второй этап.

После выполнения эскиза, и где решение найдено, переводят композицию на линолеум. Это можно сделать по-разному. При помощи карандаша перевести рисунок на кальку (калька дает возможность обратного изображения). Можно положить под кальку на линолеум копировальную бумагу, и обвести рисунок карандашом. Переведенный рисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стерся в процессе работы. Тонкие линии обводятся пером, а большие черные пятна закрашиваются кистью. Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при печати получится в обратном, "зеркальном" изображении.




Третий этап.

Углубления на линолеуме делаются штихелями - резцами различных профилей и размеров (грабштихель). Половина успеха в гравировании зависит от остроты резца. Необходимо помнить о технике безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей. В подобном деле большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую линолеум во время работы, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в таком положении рук он не нанесет повреждений.

Прежде чем приступить к своей работе, необходимо немного поупражняться на маленьком кусочке линолеума, отработать глубину и форму штриха. Упражнения могут быть такими:

1) расположить несколько линий - сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске);

2) перекрещивающиеся линии;

3) волнистые линии;

4) точечные линии (глубокий нажим и слабый);

5) линии по кругу и т.д.;

6) работа разными по профилю резцами.


Четвертый этап.

В работе необходима последовательность. Гравирование линолеума лучше начинать сразу с ответственных мест. Сначала обрезают тонким линии, прорезают штриховку, а потом широким резцом выбирают ненужные места фона. Полезно чередовать мелкую, «ювелирную» работы с выборкой больших плоскостей. Тогда отдыхает глаз, и работа идёт продуктивней. Полезно знать, что чем крупнее штрих, тем глубже его нужно прорезать.

Вырезание гравюры воспитывает у ребят аккуратность, усидчивость, терпения.


Пятый этап.

Для печатания первого пробного оттиска берётся черная типографская или масляная краска, которая валиком наносится на линолеум равномерно, так что бы, не было комочков и неровностей. Напечатать несколько оттисков на станке или вручную. Один их них следует беречь независимо от качества, а на втором исправлять тушью или белилами, моменты, которые недоработаны. После, исправляется сама работа на линолеуме и делается очередной пробный оттиск. Оттиск считается хорошим, если тон краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не жидкий, когда хорошо и чётко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и не надорвана. Свежий оттиск на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны сохнуть.

После окончания работы форма и валик тщательно промываются скипидаром и протираются тряпочкой.

Цветная линогравюра.

Цветная гравюра на линолеуме требует от гравера более высокого мастерства, чем одноцветная. Самое главное в цветной гравюре — это умение привести цветное изображение к определенной цветовой гамме, а также обобщить цветной рисунок, чтобы минимальным количеством красок наиболее полно выразить свой творческий замысел.

Художник делает цветной рисунок, который он хочет выгравировать на линолеуме, используя в нем столько красок, во сколько отдельных цветов он будет печатать свою композицию.

Каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума, и полученные гравюры печатаются последовательно на одно и то же место на бумаге каждая своей краской. При этом отдельные краски при наложении друг на друга могут дать новые составные цвета. Например, если для цветной линогравюры художник решил взять синюю, желтую, красную и черную краски, то на отпечатке, кроме этих четырех цветов, могут быть получены новые составные цвета: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Для этого на каждом куске линолеума нужно гравировать не только основной цвет, но и те места, куда этот цвет входит как составляющий. Например, при гравировании красного цвета нужно оставлять печатающими и те места, которые на оттиске должны быть фиолетовыми и оранжевыми; при гравировании синего — те места, которые должны быть фиолетовыми и зелеными; при гравировании желтого — те места, которые должны быть зелеными и оранжевыми.

Даже черная краска при наложении на какой-либо другой цвет дает несколько иной оттенок, чем при печатании на чистой белой бумаге. Если же черную краску печатать не последней, а запечатать ее сверху другими красками, она может дать очень интересные цветовые оттенки. Например, если поверх черной краски будет ложиться желтая, получится красивый густой оливково-зеленый цвет.


Печатание цветной гравюры.
Для печатания устраивают специальное приспособление, которое состоит из доски с набитыми на нее опорными угольниками из обрезков линолеума. Эти угольники должны плотно подходить к углам награвированных клише.

Приступая к печатанию, гравюру первого цвета накатывают краской и кладут на доску по угольникам. Берут лист бумаги, на котором хотят получить отпечаток, и прикалывают кнопками к угольникам.

Затем бумагу прижимают к гравюре и притирают ее косточкой, как это делается при печатании одноцветных гравюр. Притерев как следует бумагу, ее приподнимают, не откалывая кнопок, вынимают форму первой краски, а на ее место вкладывают форму второго цвета, накатанную соответствующей краской. Затем опускают бумагу и также притирают ее косточкой. Полученный таким образом отпечаток двухцветной гравюры будет иметь относительно точное совпадение красок.

Печатание многоцветных гравюр производится так же, как и печатание двухцветной гравюры.

Лучше всего печатать краски не одну за другой, а с перерывом, дав предыдущей краске просохнуть. Перерыв должен быть около суток. По сырой краске печатание пробных оттисков допустимо лишь в случае очень срочных работ. Тогда, чтобы сырая краска не переходила с оттиска обратно на линолеум, отпечаток после каждой краски протирается порошком талька. От талька несколько изменяется цвет краски: она делается белесой.
Краска для печатания цветных линогравюр употребляется как типографская, так и литографская. За неимением под рукой цветных литографских или типографских красок пробные оттиски можно печатать живописными масляными красками.

Осветление красок производится путем разведения их крепкой олифой, отчего краска не теряет своей прозрачности, но приобретает более светлый тон. При осветлении же красок белилами они становятся более кроющими и теряют прозрачность. Выбор того или иного материала для осветления зависит от характера цветного изображения и от творческого замысла.

Цветные гравюры можно печатать акварельными красками, добавляя глицерин и крахмальный клейстер. Такой способ был разработан и применен на основе «акватипии».





Методические рекомендации по применению цветовых гармоний в композиции, выполненных в технике линогравюра.



При знакомстве с историей развития гравюры ребята узнают, что мастер, делая цветную гравюру, режет столько досок, сколько цветов применяется в гравюре. Этот длительный и по времени, и в усилиях процесс требует большого усердия, терпения и достаточного количества материала. Это под силу взрослому человеку. Физиология и психика ребёнка устроены несколько иначе и даже вырезание одной доски приводит к определённой усталости, а самое главное наступает момент «эмоциональной притупленности». Чёрно-белая печать вносит момент новизны в ритм работы, а затем «опять наступает привыкание». Вот здесь рекомендуется учащимся в композиции линогравюры применить цвет. Из теории цветоведения предлагаются цветовые гармонии или цветовые контрасты. Работая с родственными или контрастными цветами возможно в одном и том же сюжетном решении достигать различных состояний. Например: в пейзаже - состояние солнечного дня, утра или вечера: в натюрморте - передача радости или грусти и т.д. Учитывая, что резать 2-3 доски длительно по времени, предлагается ребятам ввести цвет. Выкройка цветового пятна делается с кальки или при помощи копировальной бумаги. По изображению на кальке определяют величину, форму и место наложения цветового пятна на формате. Цветную бумагу приклеивают к формату клеящим карандашом. Это приводит к тому, что цветное пятно ложится на плоскость ровно и гладко. Клей, даже ПВА, может менять цвет бумаги или давать скомканную поверхность.

Возможно решение всей плоскости цветом другими материалами, (цветной карандаш, мелки, акварель), причём вариантов исполнения огромное множество:

  • цветовые растяжки сближенных гармоний – по вертикали, по горизонтали, по диагонали;

  • цветовая гармония одного цвета в тоновой растяжке в тех же ритмах;

  • цветовые растяжки одного локального цвета с различными оттенками по тепло – холодности и т.д. и т.п.

Конечно, такие рекомендации могут вызвать у определённой части преподавателей протест против такой «имитации цветной гравюры». Однако, опыт уже проделанной работы, убеждает в том, что ребята на этом этапе работы начинают проявлять творческий подход к созданию линогравюры, находят интересные решения и создают индивидуальные работы.

Такой комплексный подход к процессу обучения и воспитания творческой личности исходит из создания благоприятных условий для обучения и обогащения нравственно-эмоционального мира ребёнка.

Способы печати.


По способам печати все многообразия приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам.

Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише.

Вторым способом является глубокая печать. При этой технике изображение на бумаге дают те места, которые на доске углубляются. Таковы, например, гравюры на металле или офорт.

Третий вид – плоская печать (литография) достигается тем, что изображение обрабатывается таким способом, когда одни участки принимают краску, а другие – нет. Печатную форму в литографии называют камнем.

Станки для печатания гравюры существуют разных конструкций. Для высокой печати применяется станок в виде параллельных плит, которые соединяются с помощью рычага и прижимают лист к доске. Так же в линогравюре применяется ручной метод высокой печати. Лист бумаги накладывается на накатанную краской поверхность линолеума, а затем осторожно протирается столовой ложкой. Станки для глубокой печати устроены так, что верхняя плита заменяется вращающимся цилиндром, с который прокатывается нижняя плита вместе с доской. При этом бумага вдавливается в углубления на доске. Тот же принцип печатания используется и в литографии, только давление здесь меньше. При высокой и плоской печати краска на обработанную поверхность накатывается валиками, а в глубокой печати втирается тампоном и ладонью руки.

Материалы для работы над гравюрой по линолеуму:

  1. линолеум,

  2. резцы,

  3. валик,

  4. краски (типографическая или масляная), олифа, разбавители, акварель.

  5. стекло,

  6. точильный брусок

  7. столовая ложка (металл или дерево),

  8. бумага, копировальная бумага калька,

  9. если есть, то печатный станок

  10. газеты, ткань (для подсобных работ),

  11. белила гуашевые + ПВА (клей).





Заключение.


Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, - рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением. Художнику-графику бывает достаточно очень простых средств – карандаша, фломастера или ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию в технике линогравюра.

Существует и особый вид графики – печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра.

В методической разработке «Иллюстрация в технике линогравюра» первая глава раскрывает такое понятие, как «эстамп», то есть имеющий самостоятельное значение графический лист. Вторая глава включает в себя некоторые факты из истории возникновения, как гравюры в общем, там и линогравюры. Третья глава содержит информацию о видах гравюр. Существует всего четыре вида гравюр - на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Но эти виды делятся ещё на подвиды. Гравюра на дереве может быть продольная или обрезная и торцовая. Гравюра на металле – офорт, включает в себя множество разновидностей. Это изображение, нанесённое на медную или цинковую пластинку, покрытую кислотоупорным грунтом темного цвета. Рисунок процарапывается иглами разной толщины, после чего травят в кислоте. Другой вид офорта – «сухая игла». Здесь изображение процарапывается на доске, лишённой грунта, и затем не подвергается травлению. Нужно учитывать, что и гравюра на линолеуме, и на дереве, и на металле может быть напечатана тремя способами: высокая печать, глубокая и плоская.

В методической разработке подробно останавливалась на линогравюре.

Предлагается тема «Станковая графика». «Иллюстрация в технике линогравюры» и «Экслибрис».

Поэтапное выполнение линогравюры рассматривается в разделе «Работа с линогравюрой. Методика работы над гравюрой по линолеуму». Представлены способы печати.

Гравюру на линолеуме можно делать цветной. Живописные средства в гравюре ограничены, поэтому выбирают самые обобщенные, самые характерные. Цветовая гамма состоит их нескольких красок.   На каждый цвет должна быть своя доска. Важно, чтобы рисунок на всех досках совпадал, чтобы на эстампе при печати новым цветом изображение не сдвигалось. Доски с линолеумом должны быть одного размера и положение линолеума на них также точно должно совпадать.

Методическая разработка проиллюстрирована детскими работами в поэтапном выполнении. Приложены работы учащихся и профессиональных художников.





Список литературы.



  1. Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев «Развитие творческих способностей на занятиях рисованием». Москва. Просвещение. 1987 г.

  2. «Рисунок, живопись, композиция». Хрестоматия. Составители: Н.Н. Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов. Москва. Просвещение.1989 г.

  3. Основы рисунка. Авторская издательская группа Паррамон Эдисионес. Перевод текста и издательская подготовка О. Артанова. 1994 г. Напечатано в Испании.

  4. Л.Г.Медведев «Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку». Москва. Просвещение. 1986 г.

  5. «Рисунок». Под редакцией А.М.Серова. Москва. Просвещение. 1975 г.

  6. «Русская гравюра» составители М. Холодовская и Е.Смирнова. М., ИЗОгиз. 1960 г.

  7. «Школа изобразительного искусства» в 10 томах, т. 7. издательство Академии художеств СССР. 1960 – 63 г.

  8. Журнал «Художник» 1965 г. № 4 – 6

  9. «Очерки по истории и технике гравюры». М., издание ГМИИ им. А.С.Пушкина.

1941 г.

  1. Б.И. Клабуновский «Линогравюра». Издательство «Просвещение» М., 1968 г.

  2. С.В. Миклашевич «Гравюра» часть I. Издательство «Москва». «Юный художник». 1999 г.

  3. С.В. Миклашевич «Гравюра» часть II. Издательство «Москва». «Юный художник». 2000 г.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!