СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Инновационные технологии и методики в музыкальном воспитании дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказывается о новейших технологиях и методиках в музыкальном воспитании дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Инновационные технологии и методики в музыкальном воспитании дошкольников"»


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА»












Методическая разработка

«Инновационные технологии и методики в музыкальном воспитании дошкольников»













Подготовила:

Музыкальный руководитель

Бадовская Светлана Анатольевна











г. Симферополь 2019 год

Цель

 Развитие творческой личности ребёнка на основе инновационных технологий.

Задачи

 1. Выявлять индивидуальные возможности и задатки каждого ребёнка на основе диагностических исследований.            

 2. Осуществлять личностно-ориентированный подход в развитии музыкально-творческих способностей детей.

 3. Создавать благоприятные условия  детям для самостоятельного поиска выразительных средств создания художественных образов, способствовать укреплению психологического здоровья воспитанников.

 4.  Воспитывать потребность в творческой активности ребёнка.


Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

● создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

● творческое развитие природной музыкальности ребенка;

● высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

● помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.

В связи с этим, выбирая формы и методы и приёмы работы музыкально-художественной деятельности, я направляю их на развитие у детей:

● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

● ассоциативности художественного мышления;


● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;

● координации слуха – голоса – зрения – движения;

● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

● умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

● палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

● радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, Д.Огородного( методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека), О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Музыкальная политра», «Справочник музыкального руководителя»,«Обруч», Дошкольное воспитание»,изучение интернет ресурсов – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей, которые я использую в своей работе лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок(в частности сказки шумелки )пантомиму, импровизированную театрализацию.

Инновационные технологии и методики, используемые мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

● развития коммуникативных навыков,

● работы над ощущением формы,

● развития двигательной координации,

● развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.

Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества.

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

Развитие культуры движения дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов:

- принципа природосообразности;

Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.

- принцип здоровьесбережения;

Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

- принцип развития творческого воображения;

Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

- принцип формирования способности к сопереживанию;

Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. В музыкальной эвритмии дети знакомятся с гаммами, ритмом, длительностями, тактом, учатся двигаться в характере музыки. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма.

Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры;

- блок развития мелкой моторики;

- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);

- пространственная ориентация;

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Данная форма направлена на развитие

● координационной свободы движения,

● чувства ритма,

● внимания,

● ансамблевой слаженности,

● способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Так… Сказки-шумелки и подражалки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Видеопособие к сказочке-подражалочке "ЁЛОЧКА". Авторы текста Е. и С.Железновы. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков и фантазии.


Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

● удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

● музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».


Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить. Это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).


Вывод: Очень важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми в коррекционных группах. Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приёмов».

Необходимо выстроить работу по музыкальному воспитанию с учетом данной диагностики, с целью повышения уровня овладения детьми музыкально – ритмическими и ритмопластическими навыками.


Развивающая предметно – пространственная среда.

Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде. Здесь я учитываю особенности каждого возрастного этапа дошкольников, охрану и укрепление их здоровья, учитываю особенности и коррекцию недостатков их развития. Создаю развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с содержанием Программы «Ладушки». Использую технические средства обучения и воспитания детей, игровое, музыкальное, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие, возможность самовыражения детей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду. – М: Просвещение.1983г.

2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г

3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25 №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский

областной институт развития образования. 2004г.

6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности

дошкольников. www.in-ku.com.ru.

7 . Штейнер Р. «Эвритмия как видимия речь» – лекции

Штейнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.

Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995

8. В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с

использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А. И. Буренина, Л. В. Виноградов, Й. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А.Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей.

9. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.

10.Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина.– СПб.1997.– 119 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!