Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи» города Магнитогорска
Методическая разработка
«Игровой тренинг как часть образовательного процесса»
Разработали:
Рыбалко Т.Г., педагог-организатор
Талапина Ю.П.,
педагог дополнительного образования
Игровой тренинг как часть образовательного процесса
Игровой тренинг – неотъемлемая часть образовательного процесса. Данный комплекс игр и упражнений направлен на развитие коммуникативной культуры, внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления, речевой коммуникации, взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления. Применение данных упражнений и игр эффективно снимает психологические барьеры, развивает творческие способности, вселяет уверенность в собственных силах, повышает мотивацию к творчеству, общению, к коллективному творческому делу, формирует позитивное общение в группе обучающихся, формирует командный дух и дружескую атмосферу в группе.
В образовательном процессе необходимо обеспечить и формирование такого важного условия, как коммуникативные навыки, снятие зажимов, формирование раскованности и свободы общения. Нередко дети испытывают трудности эмоционального и коммуникативного характера - на познавательных процессах стоят эмоциональные и личностно-коммуникативные блоки. Обучающиеся предпочитают отмалчиваться, отказываются от выполнения игровых и творческих заданий, что негативно влияет на свободное и активное функционирование познавательных процессов, развитие его творческого потенциала. Для этого необходимы как устранение имеющихся у ребенка определенных барьеров, так и приобретение полноценного и эмоционального опыта эффективного общения.
«Знакомство»
-дети сидят в кругу, называют свое имя. сопровождая жестом, каждый последующий повторяет имя предыдущего и его жест («Снежный ком»);
-построиться по именам в алфавитном порядке;
-произнести свое имя тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, нежно, вызывающе, злобно, разочарованно, задумчиво, то есть в разном темпе и с разными эмоциональными оттенками, чувствами,
-написать на бумаге свое имя, придумать свой девиз и эмблему (мини- самопрезентация).
«Опиши предмет»
Предлагается какой- либо предмет. В течение 5 минут надо написать о нем всё, что можно придумать. Или каждый говорит о предмете по одному предложению, логически продолжая предложения предыдущего. Сочиняем историю предмета.
«Сочиняем рассказ»
Педагог показывает несколько предметов. Например, ручка, книга, чашка, шапка, телефон…За ограниченное время надо сочинить связный рассказ, героями и персонажами которого будут эти предметы. Работа может быть индивидуальной или групповой. Зачитать, обсудить.
«Вопрос-ответ»
Каждый пишет на листочке вопрос, сворачиваем, складываем в коробку. Каждый по очереди вытаскивает листок с вопросом, отвечает на него. Другие ребята также могут дать свой вариант ответа. По окончании определяем самый оригинальный вопрос и ответ.
«Мы -команда»
Команды получают задание показать все возможные варианты и способы передвижения группой. Побеждает та команда, которая предложит последний способ.
«Океанские фантазии»
Команда придумывает рассказ от лица океанского обитателя глубин, в которого вы неожиданно превратились. Задание развивает воображение, умение логически строить свою речь, публично выступать.
«Начни с финала или рассказ наоборот»
Первый участник начитает сочинять рассказ с последнего предложения, которое считается финальным. Второй участник придумывает предложение, которое логически предшествует последнему. Таким образом, составляется рассказ. По окончании рассказа анализируется ход выполнения- чья идея была развита, кто пытался изменить ход событий, сумел поддержать общую линию, внес особенно интересные предложения и сюжетные повороты.
«Рисуем слово»
Предлагается, например, слово «квардок». Надо нарисовать, каким тебе представляется это слово. Проанализировать все рисунки команды.
«Мои фантазии»
Придумать слово, которого нет в языке. Описать его значение. Работает группа из 3-4 человек. Выбрать самый интересный вариант.
«По щучьему велению…»
Водящий говорит «По щучьему велению, по моему хотению», обращается к одному из ребят и просит выполнить какое-либо задание (загадать загадку, спеть и т.д.). Исполнивший просьбу становится водящим. Игра развивает воображение, коммуникативную культуру.
«Угадай слово»
Участвуют 2 команды. Ведущий говорит шепотом капитанам слово. Капитан следующему игроку говорит значение этого слова, не называя самого слова. Третий передает значение этого слова , но уже своими словами. Последний игрок пытается угадать слово, сказанное капитаном.
«Отгадай-ка»
Один ребенок выходит из комнаты. Группа загадывает кого- то из присутствующих. Вошедший должен отгадать, кого загадали, задав группе только 5 вопросов, на которые группа может отвечать только «да» или « нет».
«Пирамида»
Ведущий говорит фразу, например, «Собка лает». Следующий участник игры дополняет фразу 1 словом. Например, «черная собака лает». Следующий участник дополняет фразу, повторяя полностью предыдущую.
«Лови мяч»
Один участник держит в рук мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч другому, кто должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начинает новое предложение. Можно определить тему диалога.
«Ассоциации»
1. Первый участник говорит , например, слово « Мебель» и перечисляет свои ассоциации с этим словом. Второй повторяет ассоциации первого и добавляет свои. И так далее.
2. Дается слово. К каждой букве этого слова каждый за определенное время должен написать по одному слову- ассоциации. Зачитать, прокомментировать. Или по цепочке называть ассоциации к данному предмету.
«Что общего?»
Найти как можно больше признаков сходства между двумя различными предметами. Например, мел и мороженое. Время выполнения задания ограничено.
«Назови 5 предметов»
Ведущий предлагает участнику в течение 30 секунд назвать 5 предметов красного цвета. Следующий называет 5 предметов зеленого цвета. И т.д. При этом никто не должен повторять сказанное другими.
«Кто самый внимательный?»
Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное время необходимо вычеркнут , например, все буквы «А».
«Узнай меня»
Один из играющих стоит спиной ко всем. Кто- то подходит к нему, прикасается и произносит какой- либо звук, возвращается на место. Стоящий поворачивается и пытается угадать, кто подходил.
«Зоркий глаз»
Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет или в комнате, или в своем внешнем виде. Входящий пытается определить изменения.
«Скажи по-другому»
Предложить фразу. Например, «Школьники ждут летние каникулы». Необходимо передать эту мысль другими словами, заменяя каждое слово.
«Самый внимательный»
Участники кладут на стол по одному предмету. Задача ведущего- запомнить , чей предмет и вернуть его участнику.
«Слово- шаг»
Участник на каждый шаг произносит, например, оттенки цветов или имена. Побеждает участник, сделавший больше шагов и слов. Соревнование может быть командным.