СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод исследовательских проектов в поиске новых знаний обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В ПОИСКЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Метод исследовательских проектов в поиске новых знаний обучающихся»

МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В ПОИСКЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [1, с.144]

Оценивать проектную деятельность школьников сложнее, чем традиционные формы организации познавательной деятельности учащихся, так как она не носит нормативный характер. В педагогической теории выделяют следующие критерии при оценке проекта: степень самостоятельности выполнения различных этапов работы над проектом, степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли, количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации, уровень сложности и степень владения использованными методиками, оригинальность идеи, осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования, уровень организации и проведения презентации, владение рефлексией, творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации, а также социальное и прикладное значение полученных результатов. Перечень критериев подчеркивает большое количество оснований для оценки и их неравнозначность, что дает возможность педагогу самостоятельно их выбрать [2, с.119]


Для примера можно рассмотреть, как на уроке истории применяется технология проектного обучения по теме: «Реформы Петра I». Данная тема изучается в 7 – х классах.

Для начала учитель формулирует проблему на уроке «станет ли новая система управления эффективной?» и делит класс на группы, где каждой группе предлагает создать свой проект.

Первой группе, нужно выяснить, какие реформы были проведены в области центрального управления, и в чем состоит суть «Табеля о рангах», используя, при этом тексты источника и учебника. Продуктом деятельности будет являться в данном случае буклет, составленный учениками. Для этого учителю, необходимо нужно будет сделать заготовки буклета в программе Microsoft Office Publisher (Приложение 1). А учащимся нужно будет правильно заполнить буклет.

Вторая группа знакомится с областной реформой, используя текст учебника и дополнительную литературу, а затем на листе формата А3 составляют схему «Территориально - административное деление России в годы царствования Петра 1». Если класс, не очень сильный, то учителю можно будет сделать заготовку схемы и тогда учащиеся без проблем заполнят ее.

Третьей группе предлагается познакомиться с сутью реформы городского управления. Ученикам нужно будет составить электронную таблицу по теме своего исследования и представить ее классу.

Группы на завершающем этапе оформляют продукты проектной деятельности и защищают их перед классом, затем происходит совместное обсуждение, а также решение проблемного вопроса, поставленного учителем в начале урока и подведение итогов.

Следует обратить внимание, что поиск значимой проблемы является одной из трудных организационных задач, стоящих перед педагогом и учащимися. На обучение навыкам проблематизации нацелен весь образовательный процесс в основной школе и при использовании совместно с методом проектов, учащиеся самостоятельно открывают новые знания для себя [2, с. 118].

Все материалы (продукты), изготовленные учениками сдаются учителю и на следующих уроках, они будут служить как справочный материал. А электронную таблицу, составленную третьей группой, можно будет распечатать и раздать как памятку учащимся.

Таким образом, данный метод на уроке позволяет продемонстрировать учащимся не только их творческий потенциал, а также и умение логически мыслить, правильно выстраивать информацию, а самое главное донести ее до других учащихся, т.е. в подобной ситуации ученики выступают в роли учителей для своих одноклассников.



Список литературы:

  1. Лукина, И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- Вып. 43-2.- Спб., 2007.- С.144-148.

  2. Гудкова, Т. В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. – Вып. 1. – М., 2014. – С. 116- 119.









Приложение 1



Буклет для урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!