СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Экология языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать засорение русского языка жаргонизмами, вульгаризмами, бранными словами, в результате чего происходит снижение речевой культуры населения в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистике. Поэтому я обратилась к этому  вопросу. Меня тревожит проблема экологии речи, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России.

Цель: рассмотреть основные явления, засоряющие современную русскую речь и рассмотреть меры борьбы с ними.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Экология языка"»



Оглавление

Введение. 2

Проблемы и их причины. 3

Как бороться со сквернословием? 5

План мероприятий 6

Ожидаемые результаты. 8

Заключение 9

Приложение 1 11

Приложение 2. 12



































"Экология языка – экология нравственности"

Речь – это показатель ума.

Сенека

Введение.


Актуальность.

Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать засорение русского языка жаргонизмами, вульгаризмами, бранными словами, в результате чего происходит снижение речевой культуры населения в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистике. Поэтому я обратилась к этому  вопросу. Меня тревожит проблема экологии речи, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России.


Цель: рассмотреть основные явления, засоряющие современную русскую речь и рассмотреть меры борьбы с ними.


Задачи:

- Рассмотрение негативных факторов, засоряющих язык.

- Изучение и обоснование их использования, а также их конкретного влияния.

- Приведение методов борьбы с этими факторами.

- Выведение специальной методики, которая поможет бороться с засорением речи.

 

Проблемы и их причины.

   Язык – зеркальное отражение состояния общества. Язык же народный – выразитель народной нравственности. Значит, его оздоровление есть и оздоровление нравственности. Чувство родного языка – громадной важности общественное чувство. Грамотное слово помогает сгладить и острые углы ежедневного общения. Я убеждена, что язык – источник духовного, источник идей. Его нужно очистить, оздоровить, оживить и тщательно оберегать, то есть необходимо создать модель реабилитации языка. Я уверена, что язык – это отличная школа Личности, он позволит оптимизировать поиск места в жизни, определиться в своих приоритетах и способностях. Поэтому правильность нашего языка, то есть форма, должна войти в привычку и стать содержанием

Последнее время речь (особенно устная) засоряется неоправданным употреблением иностранных слов, которые идут к нам из многочисленной рекламы, названий торговых предприятий, даже из речи телеведущих, журналистов, политиков. Обидно, когда ведущие телевидения, радио, газеты величают избирателей – электоратом, председателя Госдумы – спикером, подростков – тинейджерами, выходные дни – уйкэндом. В разговорах среди друзей, знакомых всё чаще можно встретить следующие высказывания: «У нас бой энд герл» (сообщение родителей друзьям). «Ни одна суперстар (звезда) не в состоянии собрать такую аудиторию»… Ужинают у нас теперь жареными чинкез, покупают бутылочки джинжер эль, потягивают оранджус. Американизм вторгается чуть ли не во все языки мира. Вместе с модными новинками, рекламой, фильмами, джазом «импортируется» и модный жаргон.

Засоряют современную речь жаргонные выражения, которые огромным потоком идут от криминального мира, так усердно освещающего нашим телевидением, из криминальных детективов, заполонивших книжные полки. Поэтому теперь не только на «зоне» можно услышать, но и в повседневном обиходе такие слова и выражения, как: наезды, разборки, забивание стрелок, залечь на дно, хозяин (любой руководитель предприятия), шестёрка, весло (ложка), шконка (кровать)…

А как заполонили русскую речь нецензурные выражения, которые стали последнее время модными не только среди молодёжи. Бранные слова можно услышать с экранов телевизора (передача «Дом -2»), прочитать в низкопробных книгах, газетах, в социальных сетях Интернета, даже в речи наших политиков.

Не способствуют украшению нашей речи различные сленги (слова, обозначающие речь какой-либо социальной группы, объединённой общими интересами). Особенно разнообразна молодёжная лексика. Выросшая перед телевизором, на дискотеках, «где звучит мяукающая музыка», молодёжь разучилась, либо не научилась говорить. Недостаток филологических знаний, незнание грамматического строя языка, ведёт большинство молодёжи к подражанию (не лучшему) окружающим. Теперь везде (даже среди старшего поколения) можно слышать предложения: «Я как бы замужем». «Он типа двоюродным братом мне будет». «Классная тётка! Такая приколистка». «Пойдём жрачки купим!». «А это его тёлка пошла». «Мне ещё братцу подарок надо, у него скоро днюха (день рождение) будет». «Объясните мне ту фигню (в магазине), что висит слева». А уж слова: классно, по кайфу, попсово, презентуха - стали чуть ли не основными в лексике молодёжи.

   Сквернословие.

Сквернословие стало печальным знаком времени – и что самое страшное – детской речи. Наблюдая за подростками, играющими возле школы, а нередко и внутри неё, складывается впечатление, что иного языка они просто не знают. Некоторые группы школьников нормативную речь слышат всего 5-6 часов, то есть на уроках, всё остальное время они общаются друг с другом с помощью небольшого количества лексем.

   Агрессивность лексики отражается на здоровье нации — психическом и даже физическом. Матерная лексика на улице, в общественном транспорте травмирует, бьет по ушам, бьет по психике. Это постоянный стресс, это нагнетание напряженности.

   Екатеринбургские кинодокументалисты сделали открытие: нецензурная лексика вредит здоровью. Они выпустили фильм "Как слово наше отзовется"(Чеурин), в котором опытным путем доказали тлетворное влияние мата на человеческий организм.

   Многие учёные-лингвисты считают, что если человек бесконечно ругается – это не значит, что он дурно воспитанный хам. А возможно, считают психологи, он просто страдает синдромом Туретта. Это психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными, варьирующими по своей продолжительности и течению моторными (двигательными) или вокальными (матерная брань) тиками. То есть, говоря простым языком, синдром Туретта заставляет человека непроизвольно дергаться и материться. Лечится это заболевание галапередолом.

   Но самое главное негативное воздействие, которое оказывает нецензурная лексика на человека это резкое снижение грамотности, нравственности, внимания к себе, к окружающим людям и в конце концов к природе.


Как бороться со сквернословием?

       

В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том,  насколько  гнусно сквернословие, за него строго наказывали. По мнению педагогов, большая ответственность ложится  на родителей. В школе необходимо  вести целенаправленную работу по искоренению сквернословия.

В своей школе я провела  социологический опрос (анкетирование) среди подростков 6, 8 и 10 классов.

Цель:   узнать,  какой процент учащихся разных возрастных групп использует нецензурную лексику.

Ход работы.  Раздала учащимся вышеуказанных классов  анкеты (см. Приложение)  и посчитала процентное соотношение между учениками, которые используют и не используют нецензурную брань.

В результате исследования пришла  к следующему выводу: учащиеся 8 классов сквернословят гораздо больше, чем учащиеся 6 и 10 классов. Это  объясняется  психологическими  особенностями подросткового возраста, желанием казаться старше своего возраста, быть как все.

План мероприятий


Задачи

Что необходимо сделать для решения задачи


Воспитание  негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию

Выпуск буклетов, памяток


Содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам

Выставка рисунков и плакатов по проблемам сквернословия  «деревья добрых слов», которые образуют аллею добрых слов,

доска добрых слов


Развитие коммуникативной культуры в школьной среде

Выступление агитбригад, беседы, мероприятие «Фильм! Фильм! Фильм!», фильм Чеурина «Как слово наше отзовется»


Содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию

Мероприятия, посвящённые культуре общения, выпуск памяток, буклетов, посвящённых этой теме


Создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия

Изучение законов,  оформление стендов


Изучение общественного мнения. Проведение анкетирования «Твое отношение к сквернословию» в старших классах школы.

Формирование из числа активистов ученического самоуправления в классах отрядов содействия по созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию.

Проведение для начальных классов занятий по профилактике сквернословия «Вирус доброты».

Оформление коридоров мотиваторами о добрых словах и оформление стендов для обучающихся и родителей по теме «Вирус сквернословия», подготовка буклета для обучающихся «Памятка добрых слов»

Подготовить материал для проведения лектория.

Выпуск памятки «Памятка добрых слов».

Просмотр фильма « Как слово наше отзовётся» (Чеурин)

Оформление стенда «Вирус сквернословия!».

Выпуск постера «Мат убивает людей!».

Листовка-обращение «О вреде сквернословия».

Анкетирование «Сквернословие – позор или национальная гордость?».

Беседа  «О вреде сквернословия».

Подбор материалов «В помощь классным руководителям».

Проведение выставки детского художественного творчества «Аллея деревьев добрых слов».

Оформление досок добрых слов.


Ожидаемые результаты.

  - Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка, и в частности к  сквернословию и причинам его возникновения;

  - Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;

  - Активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе;

  - Повышение уровня речевой культуры учащихся посредством  уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города;

    - Рост  общего уровня воспитанности учащихся, искоренение случаев жестокого обращения подростков и молодёжи друг к другу;  развитие товарищеских отношений среди учащихся школы;

  - Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального  проекта.

                  

Заключение

Язык больше, чем одежда, говорит о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно сквернословное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя. Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации эмоционального подъёма.

Человек, привыкший сквернословить, находиться уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяется, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без неё обойтись. Даже от слов – паразитов очень трудно бывает избавиться, тем более – от сквернословий. Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка?

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.

Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума».

Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.

Считаю, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.                                                                                     

Приложение 1.

Памятка для обучающихся

1. Сам не говори плохих слов.

2. Сознавай и цени меру своего авторитета.

3. Сквернословие – это не способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Не бери пример с тех, кто сквернословит, ведь ты сам культурнее и умнее.

5. Научись просить прощение, если что - то с языка вдруг сорвалось.

6. Помни: поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

7. Большим бедствием является соблазн «все так говорят», не поддавайся ему.

8. Моё правило: «Я - исключение! Моя речь - это моё зеркало, моё достоинство». Настоящий контроль - изнутри.



Приложение 2.

Анкета для обучающихся

(проводится анонимно)

1. Знаете ли вы, что такое сквернословие?

ДА

НЕТ

2. Употребляете ли вы в речи нецензурную брань?

ДА

НЕТ

3. Почему (причины)?

Хочу казаться взрослее

Не знаю

Так отвечаю на грубость

Дома часто слышу нецензурные слова

Не могу сдержаться

Так выражаю эмоции

Вошло в привычку

Свой ответ_______________________

4. Сквернословят ли в вашей семье?

ДА

НЕТ

5. Как ты реагируешь на нецензурную брань по отношению к себе?

Не обращаю внимания

Отвечаю тем же

Обижаюсь

Дерусь

Смеюсь

Делаю замечание

Свой ответ__________________________



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!