СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам литературы. Презентация. Теория литературы. Роды и жанры литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы популяризируют литературу, чтение, дают основное представление о родах и жанрах литературы.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам литературы. Презентация. Теория литературы. Роды и жанры литературы.»

 Теория литературы.  Роды и жанры литературы.   ОООО Материалы к урокам литературы Учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»  Амвросиевского района ДНР  ФЕЛОНЕНКО О.В.

Теория литературы. Роды и жанры литературы.

ОООО

Материалы к урокам литературы

Учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»

Амвросиевского района ДНР ФЕЛОНЕНКО О.В.

Литература неоднородна: между всеми литературными текстами можно обнаружить нечто общее, но это не означает, что все литературные тексты одинаковы. Поэтому возникает вопрос о классификации, типологизации литературных произведений. Результатом этой классификации стало выделение литературных родов и жанров.  Литературные роды отличаются друг от друга способами пространственно-временной организации произведений; своеобразием показа в них человека; формами присутствия автора; характером обращённости текста к читателю. При этом деление литературы на роды не совпадает с её членением на поэзию и прозу.  Роды дают самую общую классификацию литературных текстов, то есть являются максимально общими категориями; жанры находятся на менее высоком уровне обобщения, а потому обычно рассматриваются как разновидности внутри родов.

Литература неоднородна: между всеми литературными текстами можно обнаружить нечто общее, но это не означает, что все литературные тексты одинаковы. Поэтому возникает вопрос о классификации, типологизации литературных произведений. Результатом этой классификации стало выделение литературных родов и жанров.

Литературные роды отличаются друг от друга способами пространственно-временной организации произведений; своеобразием показа в них человека; формами присутствия автора; характером обращённости текста к читателю. При этом деление литературы на роды не совпадает с её членением на поэзию и прозу.

Роды дают самую общую классификацию литературных текстов, то есть являются максимально общими категориями; жанры находятся на менее высоком уровне обобщения, а потому обычно рассматриваются как разновидности внутри родов.

Все литературные произведения можно отнести к одному из трёх родов. Встречается также смежный род – лиро-эпические произведения, но это соединение двух первых – эпоса и лирики. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА

Все литературные произведения

можно отнести к одному из трёх родов.

Встречается также смежный род – лиро-эпические произведения, но это соединение двух первых – эпоса и лирики.

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

 Эпос – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.   Основной признак – событийность, сюжетность.  Пространственных и временных рамок нет.  Возможно любое количество персонажей.  Повествование стремится к объективности.

Эпос – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Основной признак – событийность, сюжетность.

Пространственных и временных рамок нет.

Возможно любое количество

персонажей.

Повествование стремится

к объективности.

Жанры эпоса: Роман – большая форма эпического жанра, многопроблемное изображение человека в процессе его развития.  («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Обломов» А. Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева).  Роман-эпопея – роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи.  («Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова).  Повесть – «средний» жанр эпического рода. В отличие от романа, где возможно нарушение хронологии, в повести материал излагается последовательно, в повести не ставятся задачи глобального исторического характера.  («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя («Вий», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством»), «Нос» Н. Гоголя, «Повести Белкина» А.Пушкина («Выстрел», «Барышня-крестьянка»).  Рассказ – малая эпическая форма, небольшое  произведение с ограниченным числом персонажей.  («Муму» И. Тургенева, рассказы А. Чехова). .

Жанры эпоса:

Роман – большая форма эпического жанра, многопроблемное изображение человека в процессе его развития.

(«Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Обломов» А. Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева).

Роман-эпопея – роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи.

(«Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова).

Повесть – «средний» жанр эпического рода. В отличие от романа, где возможно нарушение хронологии, в повести материал излагается последовательно, в повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

(«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя («Вий», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством»), «Нос» Н. Гоголя,

«Повести Белкина» А.Пушкина («Выстрел»,

«Барышня-крестьянка»).

Рассказ – малая эпическая форма, небольшое

произведение с ограниченным числом персонажей.

(«Муму» И. Тургенева, рассказы А. Чехова).

.

Жанры эпоса:

Очерк - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Он может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

Новелла - дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, новелла большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.

 Лирика - род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания . Это изображение внутреннего мира личности в смене впечатлений, настроений, ассоциаций. Основной признак – экспрессивность. Лирика субъективна. Возможно отсутствие событийного сюжета .

Лирика - род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания .

Это изображение внутреннего мира личности в смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

Основной признак – экспрессивность. Лирика субъективна. Возможно отсутствие событийного сюжета .

Жанры лирики: Ода –жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.  («Вольность» А. Пушкина, оды Ломоносова).  Лирическое стихотворение – малая форма, написанная или от лица автора или от лица вымышленного лирического героя.  («Я вас любил» А. Пушкина).  Поэма – средняя лиро-эпическая форма, где прослеживается сюжет.;лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.  («Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова,  «Василий Тёркин» А. Твардовского). Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк. Должна соблюдаться определённая рифмовка. лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).  (Сонеты Шекспира).

Жанры лирики:

Ода –жанр лирики, торжественное стихотворение

восторженного характера, призванное воспеть

какого-либо человека, явление или событие.

(«Вольность» А. Пушкина, оды Ломоносова).

Лирическое стихотворение – малая форма, написанная или от лица автора или от лица вымышленного лирического героя.

(«Я вас любил» А. Пушкина).

Поэма – средняя лиро-эпическая форма, где прослеживается сюжет.;лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.

(«Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова,

«Василий Тёркин» А. Твардовского).

Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк. Должна соблюдаться определённая рифмовка. лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede)

или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

(Сонеты Шекспира).

Элегия – грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в мире. Элегия-лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.  («Погасло дневное светило» А. Пушкина).  Эпиграмма – короткое остроумное сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо конкретное лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.  («На Воронцова» А. Пушкина).  Романс- небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.  Песня - жанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.  Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. (

Элегия – грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в мире. Элегия-лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

(«Погасло дневное светило» А. Пушкина).

Эпиграмма – короткое остроумное сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо конкретное лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

(«На Воронцова» А. Пушкина).

Романс- небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.

Песня - жанр лирической или эпической народной поэзии.

Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского).

Границы между родами литературы . Существует множество произведений, в которых границы родов  соблюдены не строго. Такие произведения называются  синкретическими. Примером может служить  лиро-эпический род .   Лиро-эпический род  — это литературный род, совмещающий в себе черты эпоса и лирики.  Таков, например , роман в стихах  «Евгений Онегин».  По преимуществу это произведение эпическое, даже названное Белинским энциклопедией русской жизни. Однако обилие специальных лирических  отступлений и общий лирический тон,  продиктованный стихотворной манерой, говорит, что перед нами  лиро-эпическая поэма,  названная автором романом. 

Границы между родами литературы .

Существует множество произведений, в которых границы родов

соблюдены не строго. Такие произведения называются 

синкретическими. Примером может служить  лиро-эпический род . Лиро-эпический род  — это литературный род,

совмещающий в себе черты эпоса и лирики.

Таков, например , роман в стихах

«Евгений Онегин».

По преимуществу это произведение

эпическое, даже названное Белинским

энциклопедией русской жизни.

Однако обилие специальных лирических

отступлений и общий лирический тон,

продиктованный стихотворной манерой,

говорит, что перед нами

лиро-эпическая поэма,

названная автором романом. 

 Лиро-эпические жанры : басни, баллады, поэмы, романы в стихах, лирическая проза. Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду. Лиро-эпический род — это литературный род, совмещающий в себе черты эпоса и лирики.  Басня - это небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С. Маршака, С.Михалкова, М. Миршакара и др.  Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.  В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н. Тихонов, М. Турсунзаде, Р. Рождественский и др.

Лиро-эпические жанры : басни, баллады, поэмы, романы в стихах, лирическая проза. Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду. Лиро-эпический род — это литературный род,

совмещающий в себе черты эпоса и лирики.

Басня - это небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание.

Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С. Маршака, С.Михалкова, М. Миршакара и др.

Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.

В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг

наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского,

к нему активно обращались А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой

и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты

Н. Тихонов, М. Турсунзаде, Р. Рождественский и др.

 Поэмы могут быть эпические, сюжетные  («Полтава» А.С. Пушкина,  «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Анна Снегина» С. Есенина,  «Василий Теркин» А. Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н. Некрасова,  «Соловьиный сад» А.Блок). . .  Н.Гоголь,например, называл поэмой «Мертвые души» — произведение  заведомо эпическое,  но содержащее  лирические отступления. 

Поэмы могут быть эпические, сюжетные

(«Полтава» А.С. Пушкина,

«Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова,

«Анна Снегина» С. Есенина,

«Василий Теркин» А. Твардовского)

и лирические,

основанные на переживании

(«Рыцарь на час» Н. Некрасова,

«Соловьиный сад» А.Блок).

.

.

Н.Гоголь,например,

называл поэмой

«Мертвые души» — произведение

заведомо эпическое,

но содержащее

лирические

отступления. 

Лирическая   проза   — разновидность лиро-эпического жанра, проза с ослабленной фабулой, повышено-эмоциональным строем речи, преобладающим авторским «я», вплоть до интонаций авторской исповеди.  К лирической прозы относятся цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877-82) И.С.Тургенева, «С того берега» (1847-50) А.И.Герцена; примыкает «Степь» (1888) А.П.Чехова с ее единством настроения, образующим лирический сюжет, поэтическим колоритом, смысловой насыщенностью, ритмизацией повествования, богатством красок пейзажа.  Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе.  Известны произведения в этом жанре     И. А. Бунина ,  К. Г. Паустовского ,   В. А. Солоухина ,  А. де Сент-Экзюпери .

Лирическая   проза   — разновидность лиро-эпического жанра, проза с ослабленной фабулой, повышено-эмоциональным строем речи, преобладающим авторским «я», вплоть до интонаций авторской исповеди.

К лирической прозы относятся цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877-82) И.С.Тургенева, «С того берега» (1847-50) А.И.Герцена; примыкает «Степь» (1888) А.П.Чехова с ее единством настроения, образующим лирический сюжет, поэтическим колоритом, смысловой насыщенностью, ритмизацией повествования, богатством красок пейзажа. 

Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе.

Известны произведения в этом жанре

  И. А. Бунина К. Г. Паустовского ,

  В. А. Солоухина А. де Сент-Экзюпери .

Драма – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта. Это изображение человека в конфликтной ситуации.  Конфликт – основа любой пьесы.  В драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основа текста – монологи и диалоги персонажей (их количество конечно).  Драма обычно ставится на сцене, хотя существуют драмы, написанные преимущественно для чтения. Это особенно относится к интеллектуальным драмам. Передающая форма драмы как рода — действие в диалогах. События и переживания персонажей в драме предъявляются зрителю (или читателю) непосредственно, как если бы он был свидетелем событий.

Драма – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта.

Это изображение человека в конфликтной ситуации.

Конфликт – основа любой пьесы.

В драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основа текста – монологи и диалоги персонажей

(их количество конечно).

Драма обычно ставится на сцене, хотя существуют драмы, написанные преимущественно для чтения.

Это особенно относится к интеллектуальным драмам.

Передающая форма драмы как рода — действие в диалогах. События и переживания персонажей в драме предъявляются зрителю (или читателю) непосредственно,

как если бы он был свидетелем событий.

Жанры драмы: Комедия – жанр, в котором характеры, ситуации представлены в комическом виде. («Недоросль» Д. Фонвизина, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова). Трагедия – вид драмы, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт (неразрешимый). («Гамлет» В. Шекспира). Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён, разрешим в принципе.  («Гроза», «Бесприданница» А. Островского,  «Три сестры» А. Чехова).

Жанры драмы:

Комедия – жанр, в котором характеры, ситуации представлены в комическом виде. («Недоросль» Д. Фонвизина, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова).

Трагедия – вид драмы, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт (неразрешимый). («Гамлет» В. Шекспира).

Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён, разрешим в принципе. («Гроза», «Бесприданница» А. Островского,

«Три сестры» А. Чехова).

Литературные роды — это не предписание. Скорее, к ним стоит относиться как к вспомогательным схемам, которые позволяют упорядочить и классифицировать реальное многообразие литературных текстов и реализованных в них возможностей. И в этом случае для понимания литературного произведения не так важно, реализуется ли литературный род в чистом виде или же он выступает в смешении с другими родами.

Литературные роды — это не предписание.

Скорее, к ним стоит относиться как к вспомогательным схемам, которые позволяют упорядочить и классифицировать реальное многообразие литературных текстов и реализованных в них возможностей. И в этом случае для понимания литературного произведения не так важно, реализуется ли литературный род в чистом виде или же он выступает в смешении с другими родами.

Читайте с нами! Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни. Теодор Драйзер.

Читайте с нами!

Жизнь познается из книг

и произведений искусства,

быть может, еще в большей мере,

чем из самой жизни.

Теодор Драйзер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!