Теория литературы. Роды и жанры литературы.
ОООО
Материалы к урокам литературы
Учителя МОУ «Амвросиевская школа №2»
Амвросиевского района ДНР ФЕЛОНЕНКО О.В.
Литература неоднородна: между всеми литературными текстами можно обнаружить нечто общее, но это не означает, что все литературные тексты одинаковы. Поэтому возникает вопрос о классификации, типологизации литературных произведений. Результатом этой классификации стало выделение литературных родов и жанров.
Литературные роды отличаются друг от друга способами пространственно-временной организации произведений; своеобразием показа в них человека; формами присутствия автора; характером обращённости текста к читателю. При этом деление литературы на роды не совпадает с её членением на поэзию и прозу.
Роды дают самую общую классификацию литературных текстов, то есть являются максимально общими категориями; жанры находятся на менее высоком уровне обобщения, а потому обычно рассматриваются как разновидности внутри родов.
Все литературные произведения
можно отнести к одному из трёх родов.
Встречается также смежный род – лиро-эпические произведения, но это соединение двух первых – эпоса и лирики.
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ЭПОС
ДРАМА
ЛИРИКА
Эпос – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
Основной признак – событийность, сюжетность.
Пространственных и временных рамок нет.
Возможно любое количество
персонажей.
Повествование стремится
к объективности.
Жанры эпоса:
Роман – большая форма эпического жанра, многопроблемное изображение человека в процессе его развития.
(«Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Обломов» А. Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева).
Роман-эпопея – роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи.
(«Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова).
Повесть – «средний» жанр эпического рода. В отличие от романа, где возможно нарушение хронологии, в повести материал излагается последовательно, в повести не ставятся задачи глобального исторического характера.
(«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя («Вий», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством»), «Нос» Н. Гоголя,
«Повести Белкина» А.Пушкина («Выстрел»,
«Барышня-крестьянка»).
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое
произведение с ограниченным числом персонажей.
(«Муму» И. Тургенева, рассказы А. Чехова).
.
Жанры эпоса:
Очерк - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Он может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
Новелла - дин из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, новелла большее внимание уделяет фабуле (цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.
Сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.
Лирика - род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания .
Это изображение внутреннего мира личности в смене впечатлений, настроений, ассоциаций.
Основной признак – экспрессивность. Лирика субъективна. Возможно отсутствие событийного сюжета .
Жанры лирики:
Ода –жанр лирики, торжественное стихотворение
восторженного характера, призванное воспеть
какого-либо человека, явление или событие.
(«Вольность» А. Пушкина, оды Ломоносова).
Лирическое стихотворение – малая форма, написанная или от лица автора или от лица вымышленного лирического героя.
(«Я вас любил» А. Пушкина).
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, где прослеживается сюжет.;лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется.
(«Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова,
«Василий Тёркин» А. Твардовского).
Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк. Должна соблюдаться определённая рифмовка. лирический жанр, стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede)
или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
(Сонеты Шекспира).
Элегия – грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в мире. Элегия-лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
(«Погасло дневное светило» А. Пушкина).
Эпиграмма – короткое остроумное сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо конкретное лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.
(«На Воронцова» А. Пушкина).
Романс- небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с аккомпанементом.
Песня - жанр лирической или эпической народной поэзии.
Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.
("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского).
Границы между родами литературы .
Существует множество произведений, в которых границы родов
соблюдены не строго. Такие произведения называются
синкретическими. Примером может служить лиро-эпический род . Лиро-эпический род — это литературный род,
совмещающий в себе черты эпоса и лирики.
Таков, например , роман в стихах
«Евгений Онегин».
По преимуществу это произведение
эпическое, даже названное Белинским
энциклопедией русской жизни.
Однако обилие специальных лирических
отступлений и общий лирический тон,
продиктованный стихотворной манерой,
говорит, что перед нами
лиро-эпическая поэма,
названная автором романом.
Лиро-эпические жанры : басни, баллады, поэмы, романы в стихах, лирическая проза. Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду. Лиро-эпический род — это литературный род,
совмещающий в себе черты эпоса и лирики.
Басня - это небольшой, чаще всего аллегорический рассказ, иногда написанный стихами, имеющий нравоучительное содержание.
Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С. Маршака, С.Михалкова, М. Миршакара и др.
Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания.
В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг
наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского,
к нему активно обращались А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой
и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты
Н. Тихонов, М. Турсунзаде, Р. Рождественский и др.
Поэмы могут быть эпические, сюжетные
(«Полтава» А.С. Пушкина,
«Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова,
«Анна Снегина» С. Есенина,
«Василий Теркин» А. Твардовского)
и лирические,
основанные на переживании
(«Рыцарь на час» Н. Некрасова,
«Соловьиный сад» А.Блок).
.
.
Н.Гоголь,например,
называл поэмой
«Мертвые души» — произведение
заведомо эпическое,
но содержащее
лирические
отступления.
Лирическая проза — разновидность лиро-эпического жанра, проза с ослабленной фабулой, повышено-эмоциональным строем речи, преобладающим авторским «я», вплоть до интонаций авторской исповеди.
К лирической прозы относятся цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877-82) И.С.Тургенева, «С того берега» (1847-50) А.И.Герцена; примыкает «Степь» (1888) А.П.Чехова с ее единством настроения, образующим лирический сюжет, поэтическим колоритом, смысловой насыщенностью, ритмизацией повествования, богатством красок пейзажа.
Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе.
Известны произведения в этом жанре
И. А. Бунина , К. Г. Паустовского ,
В. А. Солоухина , А. де Сент-Экзюпери .
Драма – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев, большую роль играет разрешение конфликта.
Это изображение человека в конфликтной ситуации.
Конфликт – основа любой пьесы.
В драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основа текста – монологи и диалоги персонажей
(их количество конечно).
Драма обычно ставится на сцене, хотя существуют драмы, написанные преимущественно для чтения.
Это особенно относится к интеллектуальным драмам.
Передающая форма драмы как рода — действие в диалогах. События и переживания персонажей в драме предъявляются зрителю (или читателю) непосредственно,
как если бы он был свидетелем событий.
Жанры драмы:
Комедия – жанр, в котором характеры, ситуации представлены в комическом виде. («Недоросль» Д. Фонвизина, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова).
Трагедия – вид драмы, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт (неразрешимый). («Гамлет» В. Шекспира).
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён, разрешим в принципе. («Гроза», «Бесприданница» А. Островского,
«Три сестры» А. Чехова).
Литературные роды — это не предписание.
Скорее, к ним стоит относиться как к вспомогательным схемам, которые позволяют упорядочить и классифицировать реальное многообразие литературных текстов и реализованных в них возможностей. И в этом случае для понимания литературного произведения не так важно, реализуется ли литературный род в чистом виде или же он выступает в смешении с другими родами.
Читайте с нами!
Жизнь познается из книг
и произведений искусства,
быть может, еще в большей мере,
чем из самой жизни.
Теодор Драйзер.