СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания  и ответы для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе в 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Литература 5-6 кл. Задания»



Олимпиадные вопросы по литературе для учащихся 6 класса 2018-2019 учебный год. Школьный этап


Задание: выберите один правильный ответ:

1.Эпос – это род литературы:

а) отражающий внутренние переживания героя

б) рассказывающий о событиях в жизни героя в пространстве и времени

в) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей

2. Укажите приём художественной выразительности:

«как гроздья винограда, ветвей концы висят», «разгорелся день огнём солнечным».

Это: а) эпитет?

б) сравнение?

в) олицетворение?

3. Какое произведение не является сказкой?
а) «Черная курица, или Жители подземелья»,

б) «Тёплый хлеб»,

в) «Медной горы Хозяйка».

4. Творчество какого поэта принадлежит 20 веку:

а) Н.А.Некрасов

б) Ф.И.Тютчев

в) С.А.Есенин

5. Соотнесите название произведения и автора

1 И.С.Тургенев

«В дурном обществе»

2 Л.Н.Толстой

«Муму»

3 В.Г.Короленко

«Уральские сказы: Малахитовая шкатулка»

4 П.П.Бажов

«Кавказский пленник»

6. Соотнесите родовые имения писателей.

1. А.С.Пушкин

селоТарханы

2. М.Ю.Лермонтов

селоЯсная Поляна

3. И.С.Тургенев

село Константиново, Рязанская область.

4.С.А. Есенин

село Михайловское

5. В.П.Астафьев

деревня Овсянка, Красноярский край

6. Л.Н. Толстой

село Спасское - Лутовиново

7. Определите способ рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая):
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

8. Из какого произведения цитата: «Она будила его по утрам, дёргая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его мётлы и лопата, никого не подпускала к его каморке…»

9. Герой какого произведения заблудился в лесу?

10. Жанр произведения «Кладовая солнца»
А) Притча
Б) Повесть
В) Сказка-быль
Г) Рассказ

11. Напишите, кто ваш любимый литературный герой и почему.

Напишите ответ на поставленный вопрос в виде связного текста в объёме до 12 предложений.













1 балл







1 балл







1 балл









1 балл





4 балла







6 баллов







1 балл

3балл.(автор, произведение, героиня)



3балл.(автор, произведение, герой)



1 балл







12 баллов


Итого: максимальный балл - 34








Олимпиадные вопросы по литературе для учащихся 5 класса2018-2019 учебный год

Школьный этап





Выберите один правильный ответ:

1. Малые жанры устного народного творчества – это… 
а) басни, стихи, рассказы

б) потешки, загадки, поговорки

в) песни, стихи, романсы.


2. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.


3. Определите литературное понятие:

а) Жанр литературного произведения, в котором события происходят с одним героем в определённой последовательности и составляют одну сюжетную линиюэто что за жанр?

б) Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочилданная часть сказки называется как?


4. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

а) волшебные волоски из бороды
б) ячменное семечко в цветочном горшке
в) разбитое корыто
г) говорящее чудесное зеркало


5. Отгадайте загадки:
А)Шел долговяз, в сыру землю увяз
Б) Скатерть белая весь свет одела.
В)До неба достанет, а от земли не видать


6. Вывод в басне называется 
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.


7. Соотнесите фамилию и имя, отчество писателя

1 Гоголь

Антон Павлович

2 Пушкин

Николай Васильевич

3 Чехов

Михаил Юрьевич

4 Лермонтов

Александр Сергеевич



8. Многие дети считают, что знать на память стихотворения совсем не обязательно. Попробуйте написать наизусть одну строфу стихотворения о природе.

 

9.Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму.

Константин Бальмонт

Осень                 

 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только ___________.

 

Стаи птиц улетают

Прочь за синее _________,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже ____________.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.


10. Назовите свою любимую сказку. Напишите, почему она вам нравится. Напишите ответ на поставленный вопрос в виде связного текста в объёме до 12 предложений.



1балл






1балл




2 балла












12 баллов








3 балла



1балл





4 балла








4балла








3 балла


















12 баллов







Итого: максимальный балл - 46















Просмотр содержимого документа
«Литература 8 кл. задания»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе. 8 класс.

2018-2019 учебный год. Школьный этап. (Время выполнения 60 минут)

Задание 1.Как называются песни, не связанные ни с обрядами, ни с плясками?

А) календарные б) колядки в) лирические г) исторические

Задание 2. О каком дереве чаще всего поют в лирических песнях?

А) о ели б) о сосне в) о дубе г) о кедре

Задание 3. Что такое предание?

А) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях; б) произведение, содержащее жизнеописания представителей и праведников христианства, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов; в) один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий; г)переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда

Задание 4. Как называется приём противопоставления «силы великой» короля «малой дружине» Александра Невского?

А) аллегория б) антитеза в) олицетворение г) эпитет

Задание 5.Кто подразумевался под словом «недоросль» в XVIII веке?

а) безграмотный, не получивший образования дворян; б0 дворянин, не достигший совершеннолетия, не получивший документ об образовании и не поступивший на службу; в) невежественные люди любого сословия.

Задание 6. В каких жанрах не пробовал себя молодой К.Ф.Рылеев?

а) в патриотических одах и дружеских посланиях; б)в элегиях и песнях; в)в поэмах и балладах.

Задание 7. Какие символические образы не используются в романе «Капитанская дочка»? а)путь, дорога; б) кинжал, сабля; в) буря, буран

Задание 8. Что обозначает устаревшее слово «жило» в предложении из романа «Капитанская дочка»: «…я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги…»?

Задание 9. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из романа «Капитанская дочка»: «Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи»? а) гипербола; б) эпитет; в) литота

Задание 10. Что такое дума? А)один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств; б)короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо или общественное явление; в)эпический или лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины.

Задание11. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и к которому относят позднее творчество А.С.Пушкина?

Задание 12. Какое художественное средство, являющее собой повтор конечных частей строк, использовано в стихотворении:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

Задание 13. Назовите художественное средство: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.

Задание 14. Назовите средство выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении. («Слишком раннюю утрату и усталость // Испытать мне в жизни довелось»).

Задание15.Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины перепутаны. Правильно распределите термины.

1

2

3

4

амфибрахий

олицетворение

ямб

роман

поэма

сравнение

эпос

Рассказ

баллада

лирика

гипербола

хорей





Просмотр содержимого документа
«Литература 9-11 кл. Задания»

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе для 9-11 классов на 2018-2019 учебный год. Время выполнения 60 минут.


Выполните целостный анализ предложенного произведения.

Журавли

И.А.Бунин

Ясный и холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь - треск мелкий, быстрый, треск беговых дорожек. Оборачиваюсь - кто-то нагоняет. Этот кто-то все ближе, ближе - уже хорошо видна его во весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее и покрывающий ее то кнутом, то вожжами... Что такое? А он уж вот он, настигает - сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: «Барин, сторонись!» В страхе и недоуменье виляю с дороги - и тотчас же мимо мелькает сперва чудесная, гнедая кобыла, ее глаз, ноздря, новые вожжи сургучного цвета, новая блестящая сбруя, взмыленная под хвостом на ляжках, потом сам седок - чернобородый красавец мужик, совершенно шальной от скачки и какого-то бессмысленного, на все готового исступленья. Он бешено кидает на меня, пролетая, свой яростный взгляд, поражает свежей красной пастью и смолью красивой молодой бороды, новым картузом, желтой шелковой рубахой под распахнувшейся черной поддевкой - узнаю: богатый, хозяйственный мельник из-под Ливен - и как ветер летит дальше. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге и тяжко носит боками, сургучные вожжи висят по оглоблям, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки.

- Барин! - дико кричит он в землю. - Барин!

И отчаянно взмахивает руками:

- Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин!

И, мотая головой, захлебывается пьяными слезами.

1930







Просмотр содержимого документа
«Ответы олимпиадных заданий по литературе»



5 класс Ответы:


1 задание б) потешки, загадки, поговорки

2 задание г) фантастико-бытовые

3 задание а) рассказ

б) концовка

4 задание

а) старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч»
б) Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
в) старуха, А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
г) мачеха, А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»


5 задание

А) Дождь Б) Снег В) Дождь

6 задание б)мораль

7 задание – Антон Павлович Чехов

Николай Васильевич Гоголь

Михаил Юрьевич Лермонтов

Александр Сергеевич Пушкин

8 задание –------------------------------

9 задание – грустнее, море, смеётся.

10 задание -------------------------------


6 класс Ответы:


1 задание б) рассказывающий о событиях в жизни героя в пространстве и времени

2 задание б) сравнение


3 задание б) «Теплый хлеб»


4 задание в) С.А.Есенин


5 задание

1 И.С.Тургенев

«Муму»

2 Л.Н.Толстой

«Кавказский пленник»

3 В.Г.Короленко

«В дурном обществе»

4 П.П.Бажов

«Уральские сказы: Малахитовая шкатулка»


6 задание

1. А.С.Пушкин

село Михайловское

2. М.Ю.Лермонтов

село Тарханы

3. И.С.Тургенев

село Спасское - Лутовиново

4. С.А.Есенин

село Константиново, Рязанская область

5. В.П.Астафьев

деревня Овсянка, Красноярский край

6. Л.Н. Толстой

село Ясная Поляна


7 задание парная рифма

8 задание Муму из произведения И.С.Тургенева «Муму»

9 задание Васютка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

10 задание сказка-быль

11 задание ------------------







Ответы олимпиадных заданий по литературе 7 класса 2018-2019 учебный год

Итого : 20 баллов

Задание 1.- г (1 б.)

Задание 2.- б (1 б.)

Задание 3.-а (1 б.)

Задание 4.- б (1 б.)

Задание 5 .– а (1 б.)

Задание 6.-а (1 б.)

Задание 7 –г (1 б.)

Задание 8.-а (1 б.)

Задание 9.- а (1 б.)

Задание 10.-а (1 б.)

Задание 11.- пейзаж (2 б.)

Задание 12.-деталь или символ (2 б.)

Задание 13.- ирония (2 б.)

Задание14.-анафора (2 б.)

Задание 15.- метафора (2 б.)



























Ответы олимпиадных заданий по литературе 8 класса 2018-2019 учебный год

Итого: 20 баллов

Задание 1.- в (1 б.)

Задание 2.- в (1 б.)

Задание 3.-г (1 б.)

Задание 4. Б (1 б.)

Задание 5.- б (1 б.)

Задание 6.-в (1 б.)

Задание 7.-б (1 б.)

Задание 8.-жильё 1 (1б.)

Задание 9.-б (1 б.)

Задание 10.-в (1 б.)

Задание 11.-Реализм (2 б.)

Задание 12.-эпифора (2 б.)

Задание 13.- портрет (2 б.)

Задание 14. –инверсия (2 б.)

Задание 15.- (2 б.)

1

2

3

4

амфибрахий

олицетворение

баллада

Лирика

ямб

сравнение

поэма

эпос

хорей

гипербола

роман




рассказ


0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.

0,5 б.





Критерии оценивания аналитического задания текста (9-11 классы)

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 23

4.Историко- литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы,

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов











Просмотр содержимого документа
«литература 7 кл.Задания»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе. 7 класс

2018-2019 учебный год. Школьный этап. (Время выполнения 60 минут)

Задание 1. Что такое руны?

а)басни и легенды б) смешные истории в)повести и романы г)небольшие народные песни

Задание 2. К какому виду творчества можно отнести пословицы и поговорки?

а)К духовной литературе б) к устному народному творчеству в) к творчеству каких-либо авторов

Задание 3. Что такое летопись?

а)произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий б) исторический документ в) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях

Задание 4.О чём поётся в «Песни о Роланде»?

а) о героических подвигах богатырей, б) об испанском походе Карла Великого,

в)о тяжёлой работе пахарей

Задание 5. Какое суждение не относится к поговорке?

а) это законченное суждение, б) это часть суждения, нечто недоговорённое, незаконченное в)это образное, крылатое выражение, в котором содержится меткая оценка событий, человека, отношения к кому-, чему-либо.

Задание 6. Какого человека характеризует поговорка «семи пядей на лбу»?

а) умного б) глупого в) выносливого

Задание 7. Как называлось произведение Владимира Мономаха?

а) «Слово» Б) «Повесть» в) «Похвала» г) «Поучение»

Задание 8. Что, по мнению Владимира Мономаха, «мать всему дурному»?

а) леность б) злость в) жадность г) ложь

Задание 9. Чего не любили князь Пётр и Феврония, когда княжили в Муроме?

а) гордости и грабежа б) лени и воровства г) пустословия

Задание 10.Каков стихотворный размер «Оды на день восшествия…» ?

Дерзайте ныне ободренны // Раченьем вашим показать// Что может собственных Платонов// И быстрых разумов Невтонов // Российская земля рождать.

А) ямб б) хорей в) дактиль г) амфибрахий

Задание 11. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

Задание 12.Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом ( например, заячий тулуп, подаренный Гринёвым незнакомцу)?

Задание 13.Речь героя характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка персонажа?

Задание 14. Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось…

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу…

Задание 15. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!