СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовке к ОГЭ по теме "Общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

теоретический и тестовый материал по теме общество

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовке к ОГЭ по теме "Общество"»

ОБЩЕСТВО

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ПОЯСНЕНИЕ.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.

В узком смысле общество это:

  1. Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество   книголюбов, филателистов).

  2. Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)

  3. Общность происхождения (дворянское общество).

  4. Население одной страны (российское, американское общество)

  5. Человечество в целом.

ПОЯСНЕНИЕ.

  1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле

  2. В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»

Признаки общества

Признаков общества много. Выделю самые основные.

  • Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.

  • Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории.

  • Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.

  • Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.

  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.

  • Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.

  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Общество — это сложная социальная структура, выполняющая ряд функций, то есть направлений деятельности, развития. Каковы основные из них?

Функции общества.
  • Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.

  • Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.

  • Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).

  • Социализирующая – формирование личности.

  • Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.

  • Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.Так, при Николае I — это теория «официальной народности» ( « самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость  самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.

  • Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.

 

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Выделяют:

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

ПРИРОДА

ОБЩЕСТВО

Сходство:

  •        являются системами

  •  являются динамическими системами

                                             Различия

Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле.

Тесно связано с природой, не может без неё существовать.

Развивается по независящим от воли и желания людей  законам.

Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.

Не способно творить культуру.

Творит культуру.

 

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном  и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

 

ПРИРОДА

ОБЩЕСТВО

Положительное влияние

1.Является средой, где живёт человек.2. Природа —  это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник  средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа  стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

 

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения,  истощения, разрушения  природы.


2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории,  региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

3.Создание

энергосберегающих                       технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

 Отрицательное влияние

1.Способность  природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.




2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр




2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).

  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.

  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.

 

  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.

  1. Водный кодекс. 1995г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.





Тесты

Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Отсутствие природных ресурсов оказывает влияние на характер развития общества.

Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом можно назвать группу людей, объединённых совместной деятельностью.

Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы.

Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об взаимосвязи природы и общества?

А.

Природа активно влияет на хозяйственную деятельность общества.

Б.

Обеспеченность природными ресурсами является определяющим фактором развития современного общества.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия могут влиять на развитие общества.

Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.

Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.

Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Природные условия влияют на экономическую специализацию различных регионов мира.

Б. Общество всегда оказывает на природу благотворное влияние.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Обострение экологических проблем доказывает, что современное общество оказывает негативное воздействие на природу.

Б. Для общества природа выступает источником средств жизни.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно назвать обществом.

Б. Вне общества невозможно становление и развитие личности.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Общество развивается изолированно от природы.

Б. Общество оказывает на природу только негативное влияние.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на природную среду.

Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А.

Общество не может развиваться вне связи с природой.

Б.

Экологический кризис вызван воздействием общества на природу.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество и природа оказывают влияние на развитие человека.

Б. Экологические проблемы – это результат влияния общества на природную среду.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества.

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает.

Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.

Б. Общество включает в себя весь окружающий человека материальный мир.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы.

Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, связанную с жизнью людей.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей.

Б. Природа является источником средств существования человека.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. По мере совершенствования орудий труда влияние общества на природу усиливалось.

Б. Общество может ограничивать своё негативное влияние на природную среду.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества.

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя весь материальный мир.

Б. Общество представляет собой часть природы.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.

Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество является частью природной среды.

Б. Общество вынуждено искать способы компенсации ограниченных природных ресурсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество всегда негативно влияет на природу.

Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны




Учёные используют понятие «общество» для характеристики

  

 1) 

природной среды обитания

  

 2) 

всего окружающего мира

  

 3) 

результатов деятельности человечества

  

 4) 

всего человечества




Учёные-обществоведы определяют общество как

  

 1) 

весь окружающий человека мир

  

 2) 

обособившуюся от природы часть мира, включающую формы и способы взаимодействия людей

  

 3) 

многообразие форм и проявлений природы

  

 4) 

совокупность природных и социальных явлений




Учёные-обществоведы определяют общество как

  

 1) 

меру свободы человека

  

 2) 

обособившуюся от природы часть мира, включающую  в себя способы взаимодействия людей

  

 3) 

единство живой и неживой природы

  

 4) 

совокупность всего созданного человечеством




Существуют различные значения понятия «общество». В каком из предложений это понятие использовано в наиболее широком смысле?

  

 1) 

Приятное общество собралось вечером на веранде дачи.

  

 2) 

Древнекитайское общество возникло в бассейне реки Хуанхэ.

  

 3) 

Человеческое общество прошло в своем развитии ряд стадий.

  

 4) 

Общество любителей кошек провело ежегодную выставку.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!