ОБЩЕСТВО
Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.
В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
ПОЯСНЕНИЕ.
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.
В узком смысле общество это:
Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
Общность происхождения (дворянское общество).
Население одной страны (российское, американское общество)
Человечество в целом.
ПОЯСНЕНИЕ.
Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»
Признаки общества
Признаков общества много. Выделю самые основные.
Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории.
Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.
Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.
Общество — это сложная социальная структура, выполняющая ряд функций, то есть направлений деятельности, развития. Каковы основные из них?
Функции общества. Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.
Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).
Социализирующая – формирование личности.
Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.
Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.Так, при Николае I — это теория «официальной народности» ( « самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.
Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Выделяют:
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО |
Сходство: |
Различия |
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. | Тесно связано с природой, не может без неё существовать. |
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. | Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей. |
Не способно творить культуру. | Творит культуру. |
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО |
Положительное влияние |
1.Является средой, где живёт человек.2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.) 3.Источник средств производства ( металл, уголь, нефть и т.д.) 4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается ( теория «вызова-ответа» Тойнби). | 1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. 2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. 3.Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д. 4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга») |
Отрицательное влияние |
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития. 2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.) 3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха) | 1.Истощение недр 2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами 3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов 4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы |
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
«Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
На государственном уровне:
1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).
2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.
Водный кодекс. 1995г.
4.Лесной кодекс. 1997г.и др.
Тесты
Верны ли следующие суждения о развитии общества? А. Отсутствие природных ресурсов оказывает влияние на характер развития общества. Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Обществом можно назвать группу людей, объединённых совместной деятельностью. Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы. Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития. Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об взаимосвязи природы и общества? А. | Природа активно влияет на хозяйственную деятельность общества. | Б. | Обеспеченность природными ресурсами является определяющим фактором развития современного общества. | |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия могут влиять на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Взаимодействие природы и общества имеет противоречивый характер. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Природные условия влияют на экономическую специализацию различных регионов мира. Б. Общество всегда оказывает на природу благотворное влияние. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Обострение экологических проблем доказывает, что современное общество оказывает негативное воздействие на природу. Б. Для общества природа выступает источником средств жизни. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно назвать обществом. Б. Вне общества невозможно становление и развитие личности. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Общество развивается изолированно от природы. Б. Общество оказывает на природу только негативное влияние. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на природную среду. Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. | Общество не может развиваться вне связи с природой. | Б. | Экологический кризис вызван воздействием общества на природу. | |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество и природа оказывают влияние на развитие человека. Б. Экологические проблемы – это результат влияния общества на природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества. Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает. Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей. Б. Общество включает в себя весь окружающий человека материальный мир. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя многообразие форм и проявлений природы. Б. Общество представляет собой обособившуюся от природы часть мира, связанную с жизнью людей. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества? А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей. Б. Природа является источником средств существования человека. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. По мере совершенствования орудий труда влияние общества на природу усиливалось. Б. Общество может ограничивать своё негативное влияние на природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества. Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя весь материальный мир. Б. Общество представляет собой часть природы. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей. Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество является частью природной среды. Б. Общество вынуждено искать способы компенсации ограниченных природных ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Общество всегда негативно влияет на природу. Б. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов. |
| 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | |
Учёные используют понятие «общество» для характеристики |
| 1) | природной среды обитания | | 2) | всего окружающего мира | | 3) | результатов деятельности человечества | | 4) | всего человечества | |
Учёные-обществоведы определяют общество как |
| 1) | весь окружающий человека мир | | 2) | обособившуюся от природы часть мира, включающую формы и способы взаимодействия людей | | 3) | многообразие форм и проявлений природы | | 4) | совокупность природных и социальных явлений | |
Учёные-обществоведы определяют общество как |
| 1) | меру свободы человека | | 2) | обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей | | 3) | единство живой и неживой природы | | 4) | совокупность всего созданного человечеством | |
Существуют различные значения понятия «общество». В каком из предложений это понятие использовано в наиболее широком смысле? |
| 1) | Приятное общество собралось вечером на веранде дачи. | | 2) | Древнекитайское общество возникло в бассейне реки Хуанхэ. | | 3) | Человеческое общество прошло в своем развитии ряд стадий. | | 4) | Общество любителей кошек провело ежегодную выставку. | |