СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по теме "Правописание гласных в корне слова". Разное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собран разный материал дя отработки задания №9 ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Материал по теме "Правописание гласных в корне слова". Разное»



















БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

(теория и практика для 10-11 класса)












БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

1.Проверяемые безударные гласные

Чтобы проверить безударную гласную в корне, следует изменять во или подобрать однокоренное, чтобы ударение падало на эту гласную:

задрожать - дрожь, раздражать - дразнит

заражать – зараза, воображатьобразчик

развевается флаг - веять, развивается - развитие

запевать – запеть, запивать ― запить

роскошный – роскошь,спешиспешка,спиши - спишут

озимьзимний, оземь - о землю

скрипя зубамискрип,скрепя сердце - крепкий

приведение к концу – приведший, привидение в замке - видеть

умолятьмолит,умалять - делать малым

покаяние - каяться

Внимание!Глаголы на -ыва-(-ива-) нельзя использовать в качестве проверочных, так как в них происходит позиционное чередование о//а: опоздатьпоздно (хотя опаздывать), прополоть – прополка(хотя пропалывать).

2.Непроверяемые безударные гласные

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижёр, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник.

Необходимо различать:

бакалея – бокал

дефицит, дефицитный – дефект, дефективный

кампания (мероприятие;война) – компания (группа людей, органазация)

обаяние – обоняние

кавычки, закавыка – заковыристый

В ряде случаев можно облегчить запоминание, зная этимологиюслова: обаяние - баять, изощрённый - острый, наваждение - повадишься, испещрённый - пёстрый.

В старославянизмах в безударных сочетанияхра, ла в корне пишется а, в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло: бразды (борозда), облако (оболочка),платок (полотно).


3.Чередующиеся гласные в корне слова, зависят от:

Суффикса а

Ударения

Последующего согласного

Оттенков значения

С ^а

Без ^ а

Под удар.

Без удар.

-бир-(а)

-бер-

-гар-

-гор-

-раст-ращ-

-рос-

-мак- — имеет значение опускать, погружать в жидкость, окунать (макать сухарик в чай, обмакнуть перо в чернила, вымакать подливку).

-дир-(а)

-дер-

Исключения

выгарки, изгарь, пригарь.

Исключения: росток, Ростов, выростковый

подростковый

ростовщик, Ростислав, на вырост, отрасль,

-мок- имеет значение пропускать / не пропускать жидкость, впитывать (непромокаемый плащ, обувь промокает).

-мир-(а)

-мер-

-клан –

-клон-

-клон-

-лаг-

-лож-

-равн- означает одинаковый, равный (уравнение,равномерный)

Не путать с корнями в словах

измерять(мера) мирить(мир)

-твар-твор-

-твор-

Исключение:

полог

Запомнить: равнина,равнение в строю

Исключение

утварь

-пир-(а)

-пер-

-зар-зор-

-зар-

-скак-

-скоч-

-ровн- имеет значение ровный, гладкий,прямой(выровнять грядки, подровнять волосы).

-тир-(а)

-тер-

Исключение

Зоревать

Зорянка (трава)

Исключение: скачок, скачу и др. глаголы, в начальной форме которых перед к пишется а: скакать - скачу, заскакать - заскачу, проскакать - проскачу.

Запомнить: поровну, уровень, ровесник, сровнять с землёй

-блист-(а)

-блест-блещ-


плав — плов — плыв

Буква о пишется в словах пловец, пловчиха

В остальных случаях - а: плавать, жук-плавунец.

Различаются по значению:плавучий (плавающий):плавучий маяк- плывучий (жидкий, легко размываемый) плывучая глина, плывун (подпочвы, насыщенные водой)

-стил-(а)

-стел-

-жиг-(а)

-жег-

-чит-(а)

-чет-

Исключения: сочетать, сочетание

Не путать со словами чтец, чтение, читать

-..им/..ин-

-..а/..я-

-кас(а)-

-кос-

Не путать с корнями в словах косая (линия), коса (орудие труда), коса (волосы)

-лаг-

-лож-

Упражнение 1. Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

благосл..влять______________________

просл..влять________________________

упл..тил___________________________

упл..тнил__________________________

вопл..щение________________________

др..жать___________________________

раздр..жать_________________________

зам..чать взгляды___________________

насл..ждение_______________________

обв..нить__________________________

озн..менование_____________________

ос..нила догадка____________________

подс..нитъ белье____________________

пок..яние__________________________

усп..коение________________________

пос..деть от горя____________________

пос..деть на скомейке________________

разв..ваются событие________________

разв..вающийся флаг________________

сп..шите видеть_____________________

сп..шите текст______________________

ув..дать от жары____________________

ув..дать что-то новое________________

укр..щать хищников_________________

сокр..щать текст____________________

ум..лять заслуги____________________

ум..лять о любви____________________

цветущая д..лина____________________

д..лёкий друг_______________________

ч..стота в комнате___________________

ч..столюбие________________________

радиоч..стота_______________________

поставить подп..сь __________________

препод..ватель______________________

прим..рять платье___________________

прим..рять соперников_______________

прор..дить всходы___________________

разр..дить ружьё____________________

р..птать на судьбу___________________

р..портовать начальств_______________

разд..вать дары_____________________

разд..вать ребёнка___________________

скр..пить подписью__________________

скр..петь дверью____________________

снежная д..лина_____________________

созревает оз..мь_____________________

удариться оз..мь____________________

ст..рожил деревни___________________

ст..рожил лес_______________________

т..снение на коже___________________

выт..снить из вагона_________________

хорошее осв..щение _________________

осв..щение куличей__________________

в..пиющий произвол_________________

зав..зать бант_______________________

зав..зировать документ_______________

зап..х______________________________

земля об..тованная__________________

об..татель__________________________

ст..снённый в средствах______________

м..ловидный юноша_________________

м..ловые глыбы_____________________

стоять на м..лу______________________

ум..лять о милости__________________

ум..лять заслуги____________________

объед..нение_______________________посв..тить стихи____________________

осв..щение_________________________

расст..яние_________________________

ост..новка__________________________

упл..тить налоги____________________

упл..тнить стены____________________

нак..лите дров______________________

нак..лите железо____________________

в..ляться в пыли____________________

много позв..лять____________________

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, укажите условия выбора чередующихся гласных.

Скл_ниться над книгой,

укл_нение от ответственности,

откл_ниться в сторону,

прекл..нение перед талантом;

тв _рить чудеса,

претв_рение мечты в реальность,

хороший раств_ритель,

раств_ряться в тумане,

Старинная утв_рь;

заг_рать в солярии,

каша с приг_рью,

газовая г_релка;

встречать з_рю,

з..ревать во дворе,

внезапное оз_рение,

яркие з_рницы,

з..рянка(птичка) пела,

з..рянка зацвела

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, укажите условия выбора чередующихся гласных.

Предл_гать помощь,

предл_жить помощь,

пол_жение,

предпол_гаемый ответ,

разл_жить по пунктам,

разл_гать на атомы,

укрыться под пол_гом;

зеленое р_стение,

нар_щение капитала,

зар_сли бурьяна,

зрелый возр_ст,

р_стущий организм,

мелкая пор_сль,

учить недор_сля,

скупой р_стовшик,

костюм на выр_ст,

новые отр_сли производства,

волосы отр_сли,

р_стовчане,

зелёный р_сток;

ск_кать на коне,

вск_чить на коня,

большой ск_чок,

ск_чи навстречу,

неприятный выск_чка,

проск_чу без устали весь день,

проск_чу переезд, пока не опустился шлагбаум.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы, укажите условия выбора чередующихся гласных.

Чуть к_снуться,

прик_саться к цветку,

неприк_сновенность;

изб_рут депутатов,

выб_ри книгу,

ум_реть от тоски,

отм_рание листьев,

зам_реть в ожидании,

вым_рающие виды р_стений,

разд_рёт добычу,

прод_раться сквозь чащобу,

ни к чему не прид_рёшься,

не прид_райся к мелочам,

выт_реть стол, прот_рать очки,

расст_лить скатерть,

заст_лать постель,

уп_реться в тупик,

отп_рать дверь,

бл_стящий оратор,

бл_снуть остроумием,

пробл_ски победы,

бл_стательная победа,

выж_г огнём,

заж_гательная речь,

выч_сть из зарплаты,

выч_тать.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, подберите слово с чередованием, обозначьте условия выбора чередующихся гласных.

Пож_мать руку_____________________

соковыж_малка_____________________

сн_мать шляпу_____________________

пож_нать плоды____________________

нач_нать новое дело_________________

прим_нать траву____________________

прокл_нать судьбу__________________

прекрасные воспом_нания____________

зан_мательность____________________

прин_мать поздравления_____________

постоянно напом_нать_______________

прокл..нать врага____________________

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы,укажите условия выбора чередующихся гласных.

Вым_кнуть под дождем,

обм_кнуть кисть в краску,

одежда пром_кает,

непром..каемый плащ,

ур..внять шансы,

р_вноправие наций,

разр..внять путь,

высокий ур..вень,

р_вномерное движение,

ехать р_вниной,

р_внение на знамя,

подр_внять чёлку,

р_весник сына,

ср..внять с землёй,

красные пл_вники,

укрепить попл_вок,

выпл..вка стали,

соревнования пл_вцов,

пл_вучий грунт.

Упражнение 7. Распределите слова по группам: 1)с проверяемой безударной;

2) с чередующимися гласными.Вставьте пропущенные буквы, к словам первой группы подберите проверояемые.

Насл..ждаться, утв..рь, выск..чка, р..ст..вщик, озн..менование, соб..рать, выж..гать, бл..стательный, з..ря, накл..ниться, погл..щать, оч..ровательный, отр..слевой, к..сательная, р..внина, соч..тание, бл..стящий, к..сая линия, изм..рение, зам..рать в ожидании, прим..рить, косари в поле, каста неприк..саемых, зам..рашка, зам..рить червячка, обл..чительная речь, пор..ждение, возр..ждать, обр..зец, провозгл..сить, кл..нирование клетки.

Упражнение 8. Выпишите слово спроверяемойбезударной гласной корня.

1) з..ря

пом..риться

непроходимые зар..сли

заж_галка

прид_раться

______________________

2)абс..лютный

ср_внение

прод..вать

ср_щение

предст_вление

_______________________

3) поч_татель

пром_кать

восп..татель

тр..буна

зап_реть дверь

______________________

4) упом_нать

прост_ рнуть бельишко

бл_стающий

подн_мать

б_рюзовый

______________________

5) б_ографический

предприн_матель

нак_пить

з..ря

пл_вец

______________________

6)ср..внительный

ук..ризна

нач..нать

обг..релый

д..станционный

____________________

7) прил..жить

абстр..гироваться

подг..равший

соб..ратель

оп..раясь

____________________

8) возр..сли

наст_рожившись

выч..сть

прекл..няться

к..ндидатура

_____________________

9) изнем..жение

ч..мпионат

бл..снуть

утв_рь выпр..вка

_______________________

10) вып..лоть

п..рила

прот..рать,

неприк..саемый

св..рливый

________________________

Упражнение 9. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной корня.

1) г..ревать

пок..заться

омр..чать

укл_няться

пот_рпевший

_______________________

2)подр..жать

пол_гать

пр_граммный

прим..рять (платье)

пап..ротник

_______________________

3)т..ржественный

г..ризонт

претв..рить

ум_лкать

угр_жающий

_______________________

4) мет..орология

т..снота

ут..шение

изб..ратель

ун..чтожать

___________________________

5)посп..вающий

прибл..зительный

утв_рждать

пл..нительный

к..ричневый

____________________________

6)препров..дить

прост..рните вещи

з..рница

выр_зительный

гор..зонтальный

_______________________________

7)разг..дать

отр..сль

раст..чительный,

соприк_саясь

возр..стной

______________________________

8)неосп..римый

накл_нить

выч..ты

доб..раться

г_рмоничный

_________________________

9) возвр..щённый

восст..новитель

разг..раться

высокообр..зованный

гар..нтировать,

________________________

10) застр_ховаться

водосн..бжение,

родон..чальник

зам..рать

сод..ржательный

________________________

Упражнение 9.Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной корня.

  1. охв_тить

г_рделивый

сост..яние

предв..рительный

воссоед..нение

__________________________

  1. выб..рут

прин..мать

ж..стикулировать

дезори..нтировать

пон..мание

__________________________

  1. воспом..нание

заст_ лить

зав..евание

г..гиенический

оч..ртания

_________________________

  1. исподт..шка

гр..чишный

нач..нать

неж..лательный

предст..вление

_________________________

  1. отгор_диться

оп_лчение

распол..жение

к..лыхаясь

зап..здалый

________________________

  1. бл..гоухать

пл_вец

г..рячий

прип..сённый

прод..монстрировать

________________________

  1. мех..низатор

од..чавший

ст_рожевой

беспр..цедентный

доб..раться

________________________

  1. об..гающий

поб..режье

проф..ссионал

взаимопон..мание

заинтер..совать

______________________

  1. омр..чать

зар..сли

гр_мада

к..мбинация

об..дневший

______________________

  1. зак..ренелый

возр..стать

разр..кламированный

заст..лю

среднев..ковый

_____________________

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!