Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
План-тезисы
I. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
1.Средние века – господство христианского мировоззрения. Философия – «служанка богословия».
2.Вклад христианства в философию: Человек – главное творение Бога, венец природы.
3.Древнегреческая философия – добродетель самоценна; христианство – добродетель – путь к спасению.
4.Древнегреческая философия – мир развивается по циклу; христианство – линейный характер развития истории.
5.Агустин (4-5 вв н.э.) Учение «Божий град и Град земной»:
- правители назначены Богом для поддержания порядка; церковь – организация для спасения души, для связи человека с Богом.
6.Фома Аквинский (канонизирован в 14 веке):
-разум человека способен распознавать универсальную сущность в вещах;
-универсум создан Богом;
- гармония разума и веры;
-человек – разумное, духовное и социальное существо (как у Аристотеля);
-жизнь в обществе - необходимое условие для реализации.
Учение Фомы Аквинского – официальная философия католической церкви – Томизм.
6.Кризис средневекового мышления: взгляды сторонников теологии францисканцев Р.Бэкона и У.Оккама.
Роджер Бэкон (13 век):
-разграничение разума и веры;
-приобретение нового знания основано на опыте (эмпиризме), а не на Священном Писании.
Ро́джер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец ; профессор богословия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и другие.
В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства; первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др.); это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
У.Оккам (13-14 вв.)
-реальность Бога нельзя понять логическими средствами, через чувственный опыт;
-вера – единственный путь к богу.
Уи́льям О́ккам - английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.
7.Мартин Лютер (15-16 вв.) – идеолог Реформации. «95 тезисов»:
-вера – единственная прямая непосредственная связь с Богом;
-критика церковно-обрядового понимания спасения души.
8.Эпоха Возрождения. Эпоха гуманизма. Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( «снова; заново» + «рождённый» - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Начало XIV века (в Италии, повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
- отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин;
-эмпирические исследования, расцвет науки (Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон).
Никола́й Копе́рник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Галиле́о Галиле́й — итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
Исаа́к Нью́то́н (17 век)— английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
Вывод: кризис средневековых представлений о мире состоит в попытках более светского осмысления и обоснования общества и его институтов.
II.Периодизация:
Новое время: 16 век (по другим подходам сер.XVII в.) – 1918 год
Новейшее время: 1918 – по настоящее время.
III. Новый взгляд на политику и государство философов Возрождения и Нового времени.
- изучение человека;
- человек эгоистичен по природе, для его обуздания необходима внешняя сила в лице государства.
Макиавелли (15-16 вв.). Учение о механике правления:
-цель политики – приход к власти и ее удержание, создание стабильного государства;
- суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы, стоит выше права и морали.
Томас Гоббс (16-17 вв.)
-рациональный подход к понятию общества и государства;
-природа человека неизменна, внеисторична;
-сильное государство способно прекратить «войну всех против всех»;
-верховный правитель может распоряжаться жизнью отдельного человека в интересах общества;
-государство образуется на основе общественного договора, когда каждый отказывается от своей свободы в пользу государства;
-основа жизни общества – сильное государство, основанное на договоре.
Джон Локк (17-нач.18 вв.)
-нецелесообразность концентрации верховной власти в руках одного человека либо в одном органе;
-идея разделения власти на законодательную и исполнительную.
Шарль Монтескье (17-18 вв.)
-идея о необходимости третьей ветви власти – судебной.
Вывод: утверждение в западно-европейской философии важнейшей политико-правовой идеи разделения властей.
IV. Эпоха Просвещения – вера в разум и прогресс.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Основные идеи просветителей (Вольтер):
-люди по природе добры; стремятся к достойной жизни и благосостоянию на Земле;
-средством осуществления этой цели должны стать наука и просвещение, которые преодолеют суеверия, невежество, нетерпимость;
-нравственность людей зависит от образованности;
- поступательное, а не цикличное развитие человеческого общества: от библейского общества к развитому.
Ж.-Ж.Руссо
-цивилизация (городская жизнь и наука) несет не только благо, но и разрушает естественное начало человека:
-призывал назад к природе;
-осознавал исключительное влияние на человека со стороны общества (развитие разума, мышления, языка, добродетели).
VII. Период становления общественных наук – XVIII – XIX вв.
1.Экономическая теория. Адам Смит:
-Влияние разделения труда на эффективность производства;
-труд – главный источник общественного богатства;
-заложил основы теории стоимости;
-разработал общую теорию рынка: «невидимая рука рынка» - механизм самонастройки рыночной экономики;
-принципы экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, развитие личной инициативы;
-социальные классы: наемные рабочие, капиталисты, крупные землевладельцы; их источники доходов соответственно: заработная плата, прибыль, рента;
-противоположность интересов собственников и рабочих.
2.Социология.
Огюст Конт (18-19 вв.):
-научное исследование общества, реальные факты общественной жизни;
-понятия «социальная статика» ( состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения).
Герберт Спенсер (19-нач.20 вв.):
-ввел понятия системы, института, структуры;
-идея усложнения общественной организации в процессе развития человечества;
-попытки применить идею естественного отбора к обществу (влияние Ч.Дарвина: выживает более интеллектуальный.
Слабость социологии как науки в начале становления заключалась в том, что пыталась применить законы природы (биологии) к обществу (поятия «эволюция», «организм». Попытки выявить фундаментальные законы развития общества. («Социальная физика»).
VIII. Идеи справедливого (идеального) общества.
Т.Мор (15-16 вв.)-( «Утопия») и Томмазо Кампанелла (16-17 вв – («Город Солнца»):
-идеи раннего социализма: путь к новому обществу лежит через развитие производства, науки и просвещение народа;
-социальная гармония и общность интересов всех граждан;
-свободный творческий труд и равноправие;
-развитие промышленности и сельского хозяйства на основе государственного планирования;
-всеобщий труд, распределение по труду;
-отсутствие эксплуатации человека человеком.
Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858) – социалисты утописты 19 века.
-критика капиталистического строя;
-проекты улучшения положения пролетариата;
-благотворительность;
-попытки создать общины социалистического типа либо уравнительного коммунизма.
IX. Марксистское учение об обществе.
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
-производственная, трудовая деятельность – первооснова общественной жизни;
-взаимодействуя с природой создают производительные силы;
-в процессе производства материальных благ вступают в производственные отношения;
-организуют общественное бытие, которому присущи объективные законы развития;
-главные производительные силы общества – люди с их трудовыми навыками и средства производства (предметы труда и орудия труда);
-система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства;
-капиталисты эксплуатируют наемных рабочих – присваивают часть неоплаченного труда рабочих в виде прибавочной стоимости;
Сущность капиталистической эксплуатации – присвоение неоплаченного труда рабочих;
-создали теорию ОЭФ – стадиальная модель общественно-исторического развития:
Производительные силы и производственные отношения – способ производства материальных благ – основа ОЭФ (общественно-экономической формации)
Производственные отношения (зависят от формы собственности) – базис ОЭФ
Базис определяет надстройку – государство, право, политику, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения)
Элементы надстройки относительно самостоятельны.
Базис и надстройка во взаимодействии создают ОЭФ
ОЭФ – сложившаяся конкретно-историческая форма бытия общества (схема)
Полагали:
На смену капитализму придет новая формация, основанная на общественной собственности на средства производства материальных благ;
1 этап – распределение по труду;
2 этап – распределение по потребностям (необходимые условия для этого)
Путь к этому через острую социальную –классовую – борьбу, насилие.
X. Социальная философия XX века.
-радикальный вариант марксизма: насильственный захват власти, диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности;
-социал-реформистский путь: социально-политическое учение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ:
Принципы:
а) Отрицание всякой диктатуры как формы политического режима
б) Приверженность принципу демократического парламентаризма
в) Политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем
г) Приоритет мирных демократических средств в достижении поставленных целей
д) Государственное регулирование экономики и развития рыночных механизмов
е) Социальная замкнутость трудящихся
-экзистенциализм- философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Человек может преодолеть диктуемые установки и правила. «Человек свободен тогда, когда он себя проектирует».
«Истина объективная может быть познана, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, ее переживают. А для этого нужно существовать экзистенциально, жить как личность, как индивидуальность».
Словарь
Универсум – объективная реальность в пространстве и времени. Совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, в общем смысле тождествен термину «Вселенная».
Томи́зм или Фоми́зм (Thomism; от лат. Thomas «Фома») — ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век). Томизм выступает теистической (божественной) версией аристотелизма.
Теология – это религиоведение или наука и дисциплина, изучающая Бога.
Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Схола́стика - «свободное время, досуг, школа» — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии).
Абстракция -теоретическое обобщение.
Эпистемология – философская дисциплина, изучающая структуру знания как такового.
Логика – раздел философии, изучающий форму, методы и законы интеллектуальной деятельности.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Гуманизм — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и не материальные ресурсы направленны на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
Словарь
Универсум – объективная реальность в пространстве и времени. Совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, в общем смысле тождествен термину «Вселенная».
Томи́зм или Фоми́зм (Thomism; от лат. Thomas «Фома») — ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век). Томизм выступает теистической (божественной) версией аристотелизма.
Теология – это религиоведение или наука и дисциплина, изучающая Бога.
Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Схола́стика - «свободное время, досуг, школа» — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии).
Абстракция -теоретическое обобщение.
Эпистемология – философская дисциплина, изучающая структуру знания как такового.
Логика – раздел философии, изучающий форму, методы и законы интеллектуальной деятельности.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Гуманизм — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и не материальные ресурсы направленны на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.