СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для учащихся к уроку Философские учения в Новое и Новейшее время

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-тезисы к уроку Философские учения и общественные науки в Новое и Новешее время.

Просмотр содержимого документа
«Материал для учащихся к уроку Философские учения в Новое и Новейшее время»

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.

План-тезисы

I. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

1.Средние века – господство христианского мировоззрения. Философия – «служанка богословия».

2.Вклад христианства в философию: Человек – главное творение Бога, венец природы.

3.Древнегреческая философия – добродетель самоценна; христианство – добродетель – путь к спасению.

4.Древнегреческая философия – мир развивается по циклу; христианство – линейный характер развития истории.

5.Агустин (4-5 вв н.э.) Учение «Божий град и Град земной»:

- правители назначены Богом для поддержания порядка; церковь – организация для спасения души, для связи человека с Богом.

6.Фома Аквинский (канонизирован в 14 веке):

-разум человека способен распознавать универсальную сущность в вещах;

-универсум создан Богом;

- гармония разума и веры;

-человек – разумное, духовное и социальное существо (как у Аристотеля);

-жизнь в обществе - необходимое условие для реализации.

Учение Фомы Аквинского – официальная философия католической церкви – Томизм.

6.Кризис средневекового мышления: взгляды сторонников теологии францисканцев Р.Бэкона и У.Оккама.

Роджер Бэкон (13 век):

-разграничение разума и веры;

-приобретение нового знания основано на опыте (эмпиризме), а не на Священном Писании.

Ро́джер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец ; профессор богословия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и другие.

В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства; первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др.); это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.

У.Оккам (13-14 вв.)

-реальность Бога нельзя понять логическими средствами, через чувственный опыт;

-вера – единственный путь к богу.

Уи́льям О́ккам - английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.

7.Мартин Лютер (15-16 вв.) – идеолог Реформации. «95 тезисов»:

-вера – единственная прямая непосредственная связь с Богом;

-критика церковно-обрядового понимания спасения души.

8.Эпоха Возрождения. Эпоха гуманизма. Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( «снова; заново» + «рождённый» - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Начало XIV века (в Италии, повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

- отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин;

-эмпирические исследования, расцвет науки (Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон).

Никола́й Копе́рник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Галиле́о Галиле́й — итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

Исаа́к Нью́то́н (17 век)— английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

Вывод: кризис средневековых представлений о мире состоит в попытках более светского осмысления и обоснования общества и его институтов.

II.Периодизация:

Новое время: 16 век (по другим подходам сер.XVII в.) – 1918 год

Новейшее время: 1918 – по настоящее время.

III. Новый взгляд на политику и государство философов Возрождения и Нового времени.

- изучение человека;

- человек эгоистичен по природе, для его обуздания необходима внешняя сила в лице государства.

Макиавелли (15-16 вв.). Учение о механике правления:

-цель политики – приход к власти и ее удержание, создание стабильного государства;

- суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы, стоит выше права и морали.

Томас Гоббс (16-17 вв.)

-рациональный подход к понятию общества и государства;

-природа человека неизменна, внеисторична;

-сильное государство способно прекратить «войну всех против всех»;

-верховный правитель может распоряжаться жизнью отдельного человека в интересах общества;

-государство образуется на основе общественного договора, когда каждый отказывается от своей свободы в пользу государства;

-основа жизни общества – сильное государство, основанное на договоре.

Джон Локк (17-нач.18 вв.)

-нецелесообразность концентрации верховной власти в руках одного человека либо в одном органе;

-идея разделения власти на законодательную и исполнительную.

Шарль Монтескье (17-18 вв.)

-идея о необходимости третьей ветви власти – судебной.

Вывод: утверждение в западно-европейской философии важнейшей политико-правовой идеи разделения властей.

IV. Эпоха Просвещения – вера в разум и прогресс.

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные идеи просветителей (Вольтер):

-люди по природе добры; стремятся к достойной жизни и благосостоянию на Земле;

-средством осуществления этой цели должны стать наука и просвещение, которые преодолеют суеверия, невежество, нетерпимость;

-нравственность людей зависит от образованности;

- поступательное, а не цикличное развитие человеческого общества: от библейского общества к развитому.



Ж.-Ж.Руссо

-цивилизация (городская жизнь и наука) несет не только благо, но и разрушает естественное начало человека:

-призывал назад к природе;

-осознавал исключительное влияние на человека со стороны общества (развитие разума, мышления, языка, добродетели).

VII. Период становления общественных наук – XVIIIXIX вв.

1.Экономическая теория. Адам Смит:

-Влияние разделения труда на эффективность производства;

-труд – главный источник общественного богатства;

-заложил основы теории стоимости;

-разработал общую теорию рынка: «невидимая рука рынка» - механизм самонастройки рыночной экономики;

-принципы экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, развитие личной инициативы;

-социальные классы: наемные рабочие, капиталисты, крупные землевладельцы; их источники доходов соответственно: заработная плата, прибыль, рента;

-противоположность интересов собственников и рабочих.

2.Социология.

Огюст Конт (18-19 вв.):

-научное исследование общества, реальные факты общественной жизни;

-понятия «социальная статика» ( состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения).

Герберт Спенсер (19-нач.20 вв.):

-ввел понятия системы, института, структуры;

-идея усложнения общественной организации в процессе развития человечества;

-попытки применить идею естественного отбора к обществу (влияние Ч.Дарвина: выживает более интеллектуальный.

Слабость социологии как науки в начале становления заключалась в том, что пыталась применить законы природы (биологии) к обществу (поятия «эволюция», «организм». Попытки выявить фундаментальные законы развития общества. («Социальная физика»).

VIII. Идеи справедливого (идеального) общества.

Т.Мор (15-16 вв.)-( «Утопия») и Томмазо Кампанелла (16-17 вв – («Город Солнца»):

-идеи раннего социализма: путь к новому обществу лежит через развитие производства, науки и просвещение народа;

-социальная гармония и общность интересов всех граждан;

-свободный творческий труд и равноправие;

-развитие промышленности и сельского хозяйства на основе государственного планирования;

-всеобщий труд, распределение по труду;

-отсутствие эксплуатации человека человеком.

Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858) – социалисты утописты 19 века.

-критика капиталистического строя;

-проекты улучшения положения пролетариата;

-благотворительность;

-попытки создать общины социалистического типа либо уравнительного коммунизма.

IX. Марксистское учение об обществе.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

-производственная, трудовая деятельность – первооснова общественной жизни;

-взаимодействуя с природой создают производительные силы;

-в процессе производства материальных благ вступают в производственные отношения;

-организуют общественное бытие, которому присущи объективные законы развития;

-главные производительные силы общества – люди с их трудовыми навыками и средства производства (предметы труда и орудия труда);

-система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства;

-капиталисты эксплуатируют наемных рабочих – присваивают часть неоплаченного труда рабочих в виде прибавочной стоимости;

Сущность капиталистической эксплуатации – присвоение неоплаченного труда рабочих;

-создали теорию ОЭФ – стадиальная модель общественно-исторического развития:

Производительные силы и производственные отношения – способ производства материальных благ – основа ОЭФ (общественно-экономической формации)

Производственные отношения (зависят от формы собственности) – базис ОЭФ

Базис определяет надстройку – государство, право, политику, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения)

Элементы надстройки относительно самостоятельны.

Базис и надстройка во взаимодействии создают ОЭФ

ОЭФ – сложившаяся конкретно-историческая форма бытия общества (схема)

Полагали:

На смену капитализму придет новая формация, основанная на общественной собственности на средства производства материальных благ;

1 этап – распределение по труду;

2 этап – распределение по потребностям (необходимые условия для этого)

Путь к этому через острую социальную –классовую – борьбу, насилие.

X. Социальная философия XX века.

-радикальный вариант марксизма: насильственный захват власти, диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности;

-социал-реформистский путь: социально-политическое учение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ:

Принципы:

а) Отрицание всякой диктатуры как формы политического режима

б) Приверженность принципу демократического парламентаризма

в) Политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем

г) Приоритет мирных демократических средств в достижении поставленных целей

д) Государственное регулирование экономики и развития рыночных механизмов

е) Социальная замкнутость трудящихся

-экзистенциализм- философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Человек может преодолеть диктуемые установки и правила. «Человек свободен тогда, когда он себя проектирует».

«Истина объективная может быть познана, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, ее переживают. А для этого нужно существовать экзистенциально, жить как личность, как индивидуальность».
























Словарь

Универсум – объективная реальность в пространстве и времени. Совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, в общем смысле тождествен термину «Вселенная».

Томи́зм или Фоми́зм (Thomism; от лат. Thomas «Фома») — ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век). Томизм выступает теистической (божественной) версией аристотелизма.

Теология – это религиоведение или наука и дисциплина, изучающая Бога.

Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Схола́стика - «свободное время, досуг, школа» — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии).

Абстракция -теоретическое обобщение.

Эпистемология – философская дисциплина, изучающая структуру знания как такового.

Логика – раздел философии, изучающий форму, методы и законы интеллектуальной деятельности.

Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.

Гуманизм — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и не материальные ресурсы направленны на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.



Словарь

Универсум – объективная реальность в пространстве и времени. Совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, в общем смысле тождествен термину «Вселенная».

Томи́зм или Фоми́зм (Thomism; от лат. Thomas «Фома») — ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век). Томизм выступает теистической (божественной) версией аристотелизма.

Теология – это религиоведение или наука и дисциплина, изучающая Бога.

Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Схола́стика - «свободное время, досуг, школа» — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии).

Абстракция -теоретическое обобщение.

Эпистемология – философская дисциплина, изучающая структуру знания как такового.

Логика – раздел философии, изучающий форму, методы и законы интеллектуальной деятельности.

Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.

Гуманизм — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и не материальные ресурсы направленны на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!