Урок 120
Тема: Случаи вычитания: 15 –
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 15 с переходом через десяток; закрепления знаний состава чисел 11, 12, 13, 14; развития навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 15 – с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные: имеют представление о причинах успехов в учёбе.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
10 5 10 5 10 5 10 5
15 15 15 15 15 15
II. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Задание 5 (с. 78 учебника).
Лучше задание записать на доске.
III. Повторение изученного о случаях вычитания: 14 – , 13 – , 12 – . Закрепление знания таблицы сложения.
Выполняют задание 1 (с. 86 учебника) с комментированием.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 15 с переходом через десяток.
На доске записаны разности:
15 – 6 15 – 7 15 – 8 15 – 9
– Как вы нашли бы значения данных разностей? (Двумя способами.)
2. Запись таблицы вычитания из числа 15.
В тетрадях учащиеся записывают таблицу:
15 – 6 = 9 5 – 7 = 8
15 – 9 = 6 15 – 8 = 7
V. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 2 (с. 86 учебника).
– Что в задаче известно? Что следует узнать?
– Сделаем к задаче рисунок.
– Как узнаете, сколько в буфет привезли яблок? (Сложением.) Запишите решение.
– Каким действием будете находить ответ на второй вопрос задачи? (Вычитанием.) Почему?
– Запишите решение. Ответьте на вопросы задачи (устно).
– Рассмотрите решения, записанные в задании 3 (с. 85 учебника).
– Составьте задачу, соответствующую первому выражению.
Например:
В детский сад привезли 12 килограммов картофеля, израсходовали 10 килограммов. Сколько килограммов картофеля осталось?
– Составьте задачу, соответствующую второму выражению.
Например:
В бидоне было 9 литров молока, а в кувшине 3 литра. Сколько всего литров молока в бидоне и в кувшине?
Учащиеся решают самостоятельно задачу 1 (с. 44 тетради) с последующей взаимопроверкой или фронтальной проверкой.
VI. Закрепление знания состава чисел от 11 до 20.
Групповая работа.
Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с составом чисел от 11 до 20.
Например:
11 – это 8 и …
14 – это 7 и … И т. д.
VII. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали? Какое задание было для вас самым интересным? Какие трудности испытывали на уроке? Что бы хотели сделать по-другому? Как вы сегодня работали?