Математический диктант
Обычно математический диктант используется как одна из форм проверки знаний, но дается как фрагмент урока. Есть дети, которые запоминают информацию лучше зрительно, некоторые лучше запоминают на слух. 1 группа людей составляет больший процент учащихся. В последнее время дети чаще выполняют тестовые задания: дают задание с выбором ответов - это еще одна форма проверки знаний, есть самостоятельные работы, контрольные работы. Где дети мало проговаривают - основное действие решить или выбрать ответ. Развитию слухового восприятия, закреплению правил - помогает диктант. Развитие слуховых возможностей у детей поможет в дальнейшем лучшему восприятию лекций, умению не только слушать, но и слышать, т.е. воспринимать информацию, формировать грамотную речь. Если использовать не регулярно диктанты, то должного эффекта не получим. Ребенок постепенно привыкает воспринимать такого рода задания: повторить вопрос более 2 раз, можно сопроводить зрительным примером, давать больше времени на осмысление на первом этапе использования диктантов во время урока.
Диктанты бывают разного вида, зависит от того, что мы хотим закрепить:
- диктанты, составленные из теоретических вопросов (проверка знаний определений, теорем, признаков);
- диктанты, состоящие из теоретического и практического материала;
- диктанты, состоящие только из практического материала;
- словарные диктанты, для проверки знаний математических терминов.
Раньше для проведения диктантов использовали записи на пластинках, где были учтены возможности учащихся в соответствии их возраста, сейчас можно использовать видеоуроки, самим проводить диктанты, т.к. мы учтем возможности и способности своих детей (есть дети с ОВЗ). Остановится и указать на ошибки, которые чаще допускают учащиеся.
С помощью диктанта можно выяснить уровень усвоения материала, чтобы в конце изучения раздела выявить пробелы в изучаемом материале и закрепить. Вопросы диктанта подразумевают короткие ответы, точные формулировки, приведенные в учебнике или выведенные с помощью проблемного диалога. Это дает возможность каждому ученику получить высокую отметку за диктант. Этим мы мотивируем детей и создаем ситуацию успеха.
Если диктанты в два варианта, то дети, которые пишут свой вариант, не заглядывают в тетради своего соседа по парте, но и имеет возможность для самоконтроля, самопроверки своего выбора ответа. Как организовать проведение математического диктанта?
- Если использовать во время диктанта рисунки, схемы, таблицы, то их заранее приготовить на закрытой доске, использовать презентацию.
- Если использовать 2 листочка с ответами (один пишут при чтении задания, а второй при выполнении задания другого варианта), то один лист с ответом сдается, а другой остается ребенку для самопроверки после проведения диктанта. Можно обменяться работами и проверить работу соседа.
- Учитель должен диктовать вопросы четко, громко, делать достаточные паузы, чтобы дети успевали записать ответы. Диктант обычно рассчитывается на 5-15 минут
- Собирать лучше по вариантам для того, чтобы облегчить проверку.
Диктант лучше записать в бланках:
Бланк ответов Дата:_______________Класс:_____________________ ФИученика:________________________ Вариант:_________ 1.____________ 2.____________ 3.______________ … Верных ответов:___________Отметка:_____________ |
До начала диктанта нужно ознакомить с нормой отметок, все зависит от количества заданий, трудности диктанта.
Предлагаю диктант для 5 класса
Тема «Обозначение натуральных чисел»
Записать цифрами число пятьсот две тысячи семьсот одиннадцать.
Записать цифрами число шесть миллиардов.
Записать цифрами число четыре миллиарда шестьдесят миллионов пятнадцать тысяч.
Записать самое большое двузначное число.
Записать самое маленькое однозначное число.
Число 9 натуральное?
Ответы:
502 711
6 000 000 000
4 060 015 000
99
1
Да
Вариант 2 аналогичный.
Диктант для 6 класса
Тема: «Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения».
Вариант1
Закончить предложение: «Чтобы найти дробь от числа, нужно…»
Найти от 6 см.
Найти 0,2 от 50 м.
Записать 78% в виде десятичной дроби.
Найти 40% от 300 рублей
Найти 150% от 400 кг.
Выполнить умножение 2 х 3
Выполните умножение 4 х 3
Упростить выражение х + х
Найти значение выражения 1 х3+ 4 х3
Ответы:
1.Умножить число на эту дробь
2. 4см.
3. 10 м.
4. 0,78
5. 120 руб.
6. 600кг.
7. 6
8. 14
9. х
10. 18
Второй вариант аналогичный.