СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс для педагогов»










Мастер-класс для педагогов на тему:

«Автоматизация звуков с помощью игровых технологий»























Тема мастер-класса: «Автоматизация звуков с помощью игровых технологий»

Оборудование: песочные часы, веревочка (ленточка), нарисованный лабиринт, пирамидка, бусы или шарики, нанизанные на леске, «улитка» нарисованная спираль, геометрические фигуры разные по размеру(большие и маленькие), иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Кошкин дом», иллюстрация «Встреча друзей», листы бумаги.

Цель: расширить знания педагогов о применении игровых технологий в развитии речи детей.

Задачи: привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу; заинтересовать педагогов ДОУ в обучении приемам и методам работы с детьми.

План: 1.Введение. 2.Основная часть 3. Анализ 4.Литература

Введение: В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующие основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Основная часть: В ФГОС ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было интересно, занимательно? Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.

 Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

  • создание развивающей образовательной среды;

  • осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в  последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса 

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1.  Дефицит внимания;

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности. 

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии, которые способствуют:

1. Развитию сенсорных и моторных функций.

2.Развитию мимической мускулатуры.

3.Формированию кинестетической основы артикуляторных движений.

4.Развитию интеллектуальных функций.

5.Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6.Развитию гармоничной личности.

   В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, они так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Автоматизация звуков с помощью игровых технологий:

1) Игровые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой и общей моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

1.Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

2.Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

3.Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки. 4.Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

5.Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

6.Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.

7.Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогают игровые кинезиологические упражнения. В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации.

Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. С этой целью и были разработаны специальные игровые упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные комплексно-структурные изменения.

2) Игровые кинезиологические упражнения для развития общей моторики:

С. Маршак «Кошкин дом» (используется иллюстрация к стихотворению)

Тили-тили-тили - хлопки

бом! - шлепок по коленям

Загорелся - помахать кистями

кошкин – «ушки на макушке», руки ладошками вперед

дом. – руки «домиком» над головой

Кошка выскочила! – топнуть ногой

Глаза – «бинокль»

выпучила. – ладошки около глаз

Бежит – пальчики «бегут»

курочка – большой и указательный пальцы сложить в клювик

с ведром – ладошки горсточкой

заливать – пальчики как бы брызгают

кошкин дом – руки «домиком» над головой

Раз, раз, раз, раз – взмахи руками в стороны

и огонь погас – присесть, руки опустить вниз.

2. Игровые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики:

«Встреча друзей» (используется иллюстрация к стихотворению)

Встретились два котенка и поздоровались: «Мяу-мяу» - начиная с мизинцев соединяют кончики пальцев правой и левой руки и произносят «Мяу-мяу»

Встретились два щенка и поздоровались: «Гав-Гав» - соединяют кончики пальцев правой и левой руки и произносят «Гав-Гав»

Встретились две лошадки и поздоровались: «И-го-го» - соединяют кончики средних пальцев правой и левой руки и произносят «И-го-го»

Встретились два тигренка и поздоровались: «Р-р-р» - соединяют кончики указательных пальцев правой и левой руки и произносят: «Р-р-р»

Встретились два быка и поздоровались: «М-у-у» - соединяют кончики больших пальцев правой и левой руки и произносят: «М-у-у»

Смотри, какие рога! Забодаю,забодаю! – изображают рога, выставляя одновременно мизинцы и указательные пальцы обеих рук.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Анализ: Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Рефлексия "Все у меня в руках!"

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…". Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.


Литература:

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.

2. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. - 2006. - № 3. - С. 141-142.

  • 3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!