Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 п. Теплое» Тепло-Огаревский р. Тульская обл.
Конспект мастер-класса для педагогов на тему:
«Веселая ниточка»
Подготовила и провела воспитатель Игнатова Алла Михайловна
Дата проведения: 17.02.2016г.
п.Теплое.
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество.
Задачи: - познакомить воспитателей с техникой «спирелли»;
- показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками;
- вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей при изготовлении поделки из ниток. Демонстрационный материал: образцы открыток, поделок с использованием спирелли.
Раздаточный материал: нитки разных цветов, ножницы, готовые шаблоны, основа -плотный цветной картон, карандаши, ножницы, скотч. Оснащение: ноутбук, медиапроектор, интерактивная доска, презентация «Сердце для мамочки» цифровой фотоаппарат.
Оборудование: мольберт, столы, стулья.
Форма: мастер – класса:
-Теоретическая часть;
-Практическая часть;
Методические приемы:
-Работа с шаблоном;
-Демонстрация выполнения задания с помощью мультимедийного оборудования;
-Демонстрация выполненных работ.
Предполагаемые результаты:
К концу работы педагоги будут знать и уметь:
-правила работы в технике спирелли;
-правила и последовательность работы над кругом;
Уметь-отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор на окружности.
Ход мастер-класса:
Добрый день коллеги! Рада приветствовать вас на своём мастер-классе «Весёлая ниточка».
Мое педагогическое кредо-слова русского педагога Василий Александрович Сухомлинского «Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств». В своей практике я длительное время применяю с детьми различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Многим знакома техника рисования нитью - изонить. Получаются необычные, причудливые, очень красивые узоры. Но далеко не всем детям дошкольного возраста эта техника под силу. Да и работа с иголкой требует повышенных мер безопасности. Нам с детьми хотелось сделать что-то необычное, чтобы порадовать и удивить родителей. Случайно на просторах интернета наткнулась на статью «Родственники изонити», оказалось, что метод наматывания/обшивки нитью, так чтобы образовывались хорды, используются еще в нескольких видах прикладного народного творчества.
1.Темари– это древнее японское искусство вышивки, технология которого позволяет создавать уникальные элементы декора – шары темари. Традиционным рисунком вышивки считается журавль, цветущая сакура, хризантема. Данный способ вышивания – процесс длительный и трудоемкий, тяжелый для дошкольников.
2. Ганутель (англ. Ganutell) - это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок. Оно пришло к нам из монастырей острова Мальты, который находится в Средиземном море, недалеко от Италии. Это интересное искусство, но больше подходит для индивидуальной работы, требует длительного времени для создания изделия, а мы с вами знаем насколько наши дети нетерпеливы, кроме того для изготовления спирали из проволоки необходимо использовать спицу, а это травмоопасно, чего мне бы хотелось избежать.
3.Спирелли – это техника художественного творчества , в которой нить наматывается на картон, по контуру которого вырезаны зубчики, чтобы нитка не соскальзывала. На начальном этапе можно делать небольшие надрезы, чтобы нитка лучше держалась, а поскольку отсутствует игла, то и спирелли получается менее травмоопасным видом рукоделия и более легким для выполнения детьми. Мне понравился этот метод своей оригинальностью, простотой исполнения, большими возможностями для проявления творчества, фантазии. Дети очень любят делать что-то своими руками. А когда есть цель- сделать поделку для игры или в подарок -дети работают с особенно приподнятым настроением, с ощущением и предчувствием радости от того, что кто-то будут радоваться его подарку.
Техника «Спирелли» интересна тем, что используется не только картон, но и нитки. Дети знакомятся с новым материалом и возможностями его использования. Подготовка проста и доступна: картон, бумага, скотч, нитки, карандаш и ножницы.
Техника работы заключается в обматывании нити вокруг картонной заготовки, при этом нитка удерживается в зубчатой треугольной или прямоугольной прорези. Разнообразие рисунка достигается с помощью цвета, структуры и толщины нити, а также расстояние между прорезями, количество прорезей пропускаемых при наматывании.
Работа начинается с выбора рисунка. Нарисовать на картоне контур и вырезать его, можно сделать небольшие надрезы. Обязательное условие количество зубчиков должно быть четным.
Перед наматыванием закрепить конец нити на обратной стороне скотчем. Затем ввести его в прорезь и протянуть по лицевой стороне.
Пропустить определенное количество прорезей, ввести нитку и протянуть по обратной стороне, ввести в прорезь справа от начальной нити на обратной стороне и протянуть до нижней нити и ввести тоже справа. Так продолжать обматывать до тех пор пока нить не будет продета во все прорези. По завершению обматывания нить закрепить на обратной стороне скотчем и обрезать.
Затем фигура закрепляется на открытке двухсторонним скотчем. Изделия в технике спирелли выглядят более примитивно, по сравнению с изонитью, поскольку разнообразие контуров натягивания хорд в спирелли значительно ниже и фактически ограничено замкнутыми линиями по периметру картона. Наоборот, это дает неограниченный простор детскому творчеству в выборе дополнительных материалов для украшения готовых изделий: аппликация, оригами, рисунок и т.д.
Занятие изонитью, в том числа спирелли, способствует:
-Развитию мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
-Сенсорного восприятия;
-Глазомера;
-Логического мышления;
-Воображения;
-Волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
-Художественных способностей и эстетического вкуса.
Практическая часть:
Я предлагаю самим участникам изготовить открытку из нити. Подберите необходимый трафарет, нити и приступайте к работе.
Самостоятельная работа участников.
Советы и рекомендации по просьбе.
Показ работ воспитанников выполненных в этой технике.
По окончанию работы – оформление коллективной работы участников мастер-класса.
Итог:
Уважаемые коллеги, Вы все прекрасно справились с поставленной задачей, у нас получился прекрасный букет из цветов выполненных в технике спирелли. Предлагаю поделиться впечатлениями о выполненной работе. Что понравилось? Что не понравилось? Что вы взяли для себя нового и интересного? Задавайте вопросы.
Я благодарю Вас за внимание, и прошу ответить на вопросы анкеты.
Использованная литература:
1.Г.Н.Давыдова «Подарки к праздникам »/М: «Скрипторий 2003», 2011г.
интернет ресурсы:
1. Ручная работа. Открытки. Техника Спирелли -http://hm.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=56229
4. Наталья Плахтеева. Кружок «Истоки». Техника «Спирелли» в творческих работах детей- http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-istoki-tehnika-spireli-v-tvorcheskih-rabotah-detei-k-prazdniku-8-marta.html
Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса для педагогов на тему: «Веселая ниточка»»
МКДОУ «Детский сад №3 п. Тёплое» Тепло-Огаревский район Тульская область Мастер-класс для педагогов «Веселая ниточка»
Работа выполнена
воспитателем:
Игнатовой А.М.
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество. Задачи: - познакомить воспитателей с техникой «спирелли»; - показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками; - вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей при изготовлении поделки из ниток. Оборудование: - нитки разных цветов, ножницы, готовые шаблоны, основа -плотный цветной картон, карандаши, ножницы, скотч. Оснащение: технические средства (ноутбук, медиапроектор, интерактивная доска).
«Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств» Василий Александрович Сухомлинский.
Изонить – изображение нитью или ниткография – как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечках гвоздях. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые украшали жилища. техника подразумевает художественное переплетение ниток на картоне или бумаге-с помощью иголки. Рисунки могут быть разнообразными и неповторимыми, но все восхищают своей тонкостью работы. Для работы потребуется терпение и усидчивость, но это не помеха для творчества, главное желание и творческий подход. В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети со старшего дошкольного возраста. Она развивает мелкую моторику, формирует творческое мышление, эстетические навыки и хороший вкус.
Помимо изонити, метод наматывания/обшивки нитью, так чтобы образовывались хорды, используются еще в нескольких видах прикладного народного творчества. 1. Темари – это древнее японское искусство вышивки, технология которого позволяет создавать уникальные элементы декора – шары темари. Традиционным рисунком вышивки считается журавль, цветущая сакура, хризантема. Данный способ вышивания – процесс длительный и трудоемкий. Только при большом желании и терпении может получиться необычное произведение искусства ручной работы.
2. Ганутель (англ. Ganutell) - это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок. Оно пришло к нам из монастырей острова Мальты, который находится в Средиземном море, недалеко от Италии.
3. Спирелли – это техника художественного творчества , в которой нить наматывается на картон, по контуру которого вырезаны зубчики, чтобы нитка не соскальзывала.
Шаблоны для спирелли ( обязательно должны иметь четное количество зубчиков).
Литература и интернет-рессурсы: 1. Г.Н.Давыдова «Подарки к праздникам »/М: «Скрипторий 2003», 2011г. 2. Ручная работа.Открытки. Техника Спирелли -http://hm.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=56229 3.Лисицын блог- http://lisitsynblog.blogspot.ru/2010/09/blog-post_14.html 4.Страна мастеров-http://stranamasterov.ru/node/219857 5. Наталья Плахтеева.Кружок «Истоки». Техника «Спирелли» в творческих работах детей- http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-istoki-tehnika-spireli-v-tvorcheskih-rabotah-detei-k-prazdniku-8-marta.html