СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маски..........

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Маски..........»

Урок 20. Маски

Цели
деятельности
педагога

Дать представление об истоках театральных масок; показать на примерах усиление эмоционального состояния
в маске – контрастность, яркую декоративность; формировать навыки работы в материале, в конструировании; развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы, умение самостоятельно планировать собственную деятельность; анализировать изделие; воспитывать интерес к творческой деятельности

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: получат представление об истоках театральных масок, гриме; научатся выполнять маску по собственному замыслу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся преобразовывать объект (основу): импровизировать, изменять, творчески переделывать; регулятивные – научатся корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Маска, полумаска, грим

Образовательные
ресурсы

Бойко, О. В. Конспект урока «Театральные маски» / О. В. Бойко. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/ library/ kon-spekt-uroka-teatralnye-maski

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация по теме, образец изделия, образцы материалов

Оборудование

Учебник, бумага, клей ножницы, карандаш


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка

к усвоению материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня мы продолжим знакомство с работой художника, его ролью в создании зрелищных ис-

кусств и поговорим о театральных масках, о том, как они появились, из чего изготовлялись, научимся сами делать маски

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют
мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Сообщение теоретических сведений «Что такое маска?»

– Театральное искусство – это искусство лицедейства, осуществленного при помощи фантазии и веры в то, что играешь. Достаточно вообразить себя кошкой, надеть маску, мяукнуть – и … начался театр. Через карнавальную игру масок легко и реально осознать смысл понятий: «театр», «актер», «зритель».

– Как вы думаете, что можно назвать маской? Маска – это специальная накладка с каким-либо изображением (человеческого лица, звериной морды или

головы мифологического существа и др.), надеваемая на лицо человека.

– Когда возникла маска, почему она должна быть яркой и выразительной? На эти вопросы нам поможет ответить история…

Слушают учителя, анализируют информацию

Фронтальная

Личностные: имеют мотива-

цию к учебной деятельности.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о масках.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Словесно-иллюстративный рассказ

«Из истории маски». Просмотр слайд-шоу

Сопровождает рассказ показом презентации.

(Презентация. Слайды 1–11.)

– Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в лицедействе участвовало всего 2–3 актера, были, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актера. Изготовлялись они из дерева, гипса, имели преимущественно карикатурные черты, часто передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой: из доброго в злого, из старого в молодого, из веселого в грустного. Актеры играли только в масках с лицами больше головы (маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям). Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. В Греции театральные маски использовались для выражения эмоций. Римские маски – воз-

Слушают учителя, анализируют информацию, от-

вечают на вопросы, рассматривают слайды

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать
в поиске и сборе информации.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об истории масок

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



рождение портрета. А сейчас мы используем маски? Где и когда? (На Новый год, на карнавалах.) Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, школьному балу, то обязательно или покупаете, или сами мастерите маскарадную маску. От предвкушения того, что она скроет лицо и ты сможешь вдоволь повеселиться, пошутить среди гудящей толпы на празднике, вас охватывают самые радужные настроения. (См. ресурсный материал к уроку.)

– А чем сейчас заменили маски? (Гримом.) Как называется художник, накладывающий на актеров грим? (Гример.)






Беседа
«Из чего
делают
маски?».

Рассматривание масок, материалов

– Как я уже говорила, раньше маски делали из таких материалов, как дерево, гипс, холст. В наше время перечень материалов расширился. Посмотрите на представленные здесь маски и расскажите, из каких материалов они сделаны. Кроме картона, папье-маше, кожи, идущих на изготовление основы масок, для их украшения используют мех, перья, синтетические волокна, блестки, ленты и др.

Слушают учителя, рассматривают маски, материалы, анализируют информацию

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о материалах для изготовления.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Беседа «Что

мы будем делать?».

Работа с

учебником

(с. 96–97)

– Посмотрите, маска может быть разной. Маски бывают плоские и объемные. Она может закрывать только часть лица. Тогда это полумаска. Сегодня вы будете делать маску из бумаги. Это очень хороший, пусть даже и непрочный материал для изготовления всех видов масок. Техника выполнения может отличаться. Рассмотрите маски на рисунке в учебнике и назовите вид маски и технику изготовления.

– С чего начинается работа над маской? Прежде чем выполнить маску, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите воплотить, его характер.

Давайте представим себе Царевну Лебедь…

– Какой вид будет иметь маска? Опишите.

– Нужно ли рисовать эскиз маски или можно сразу вырезать детали? Какую маску хотите изготовить вы? Как она будет выглядеть?

Под руководством учителя обучающиеся анализируют образец маски, составляют последовательность работы над изделием

Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы
работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: умеют передавать внешние характеристики, преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Устные ответы


Практическое задание

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Выполните конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают спосо-

Конструирование масок из бумаги


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7






бы их устранения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения


IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка
и презентация работ. Обобщение

сведений, оценивание результатов работы

Учитель организует обсуждение, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Из чего изготавливали маски?

– В какой технике работали?

– Какова роль художника в изготовлении масок?

– Чем в современном театре заменены маски?

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Рассматривают выполненные изделия, представляют презентацию, оценивают их.

Слушают учителя,

отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку

зрения

Оценивание учащихся.

Устные ответы


Домашнее задание

Объясняет задание.

Учебник (с. 94–97)

Слушают учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение


Ресурсный материал к уроку

Обычай появляться в масках и особых костюмах – исторических, сказочных, этнографических – появился давным-давно. Здесь необходимо упомянуть наших предков, еще в античные времена наряжавшихся в диковинные костюмы, скрывавших лица масками, когда они отправлялись на ярмарочные представления, масленичные гуляния, земледельческие праздники. Это и были первые маскарады, а их наши предки обожали. С XIII–XIV веков в некоторых европейских странах народ пристрастился к гуляниям под открытым небом. Эти гуляния назывались карнавалами. Когда в средневековые времена проходили городские праздники, то представители ремесленных цехов тоже появлялись на них в маскарадных костюмах и масках. И, наконец, маскарадные маски и костюмы с улиц и площадей просочились на придворные празднества. Это уже были театральные зрелища. Были маски и маскарады и в России. Царь Петр I, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно, поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.

Со второй половины XVIII века маскарад превратился в бал. Приглашенные на бал-маскарад обязательно должны были являться в маске и диковинном костюме. Эта традиция сохраняется и поныне. Вот почему вы спешите сделать маскарадную маску перед Новым годом. Теперь в большинстве европейских стран актеры не надевают масок на сцене, но сценический облик актера в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актеру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!