СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к внеурочному занятию (или циклу занятий) "МАСКИ НАРОДОВ МИРА"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что «скрывается» за маской?

Кто из нас с детства не любил прятать своё лицо за маской, мгновенно превращаясь  в забавных зверюшек или птиц, добрых сказочных героев или  даже чудовищ?

А когда, где и для чего появились маски в культурах многих народов?

В презентации вы узнаете об истории появления масок, определите их функции, а также ознакомитесь с разнообразием применяемых для создания маски  материалов и вариантов её оформления .  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к внеурочному занятию (или циклу занятий) "МАСКИ НАРОДОВ МИРА"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ МАСКИ НАРОДОВ МИРА Соколова Елена Евгеньевна учитель изобразительного искусства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

МАСКИ НАРОДОВ МИРА

Соколова Елена Евгеньевна

учитель изобразительного искусства

Кто из нас с детства не любил прятать своё лицо за маской, мгновенно превращаясь в забавных зверюшек или птиц, добрых сказочных героев или даже чудовищ? А когда , где и для чего появились маски в культурах многих народов? Цель  Выяснить, что «скрывается» за маской? Задачи Узнать об истории появления масок. Определить функции масок. Ознакомиться с разнообразием применяемых для создания маски материалов и вариантов её оформления .

Кто из нас с детства не любил прятать своё лицо за маской, мгновенно превращаясь в забавных зверюшек или птиц, добрых сказочных героев или даже чудовищ?

А когда , где и для чего появились маски в культурах

многих народов?

Цель Выяснить, что «скрывается» за маской?

Задачи

  • Узнать об истории появления масок.
  • Определить функции масок.
  • Ознакомиться с разнообразием применяемых для создания маски материалов и вариантов её оформления .
Маска (франц. masque, от итал. máschera) 1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. 2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов.  3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека.   Употребление масок распространено по всему миру — от Центральной Австралии до Северной Америки, от Китая и Японии до Южной Америки, от Западной Европы до Океании. Маски-личины являются основным элементом ряженья — изменения внешности человека — и составляют одно целое с ним. Под словом „маска

Маска

(франц. masque, от итал. máschera)

1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека.

2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов.

3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека.

Употребление масок распространено по всему миру — от Центральной Австралии до Северной Америки, от Китая и Японии до Южной Америки, от Западной Европы до Океании.

Маски-личины являются основным элементом ряженья — изменения внешности человека — и составляют одно целое с ним. Под словом „маска" чаще подразумевается образ, воплощаемый ее носителем, но так же обозначается и взятый в отдельности предмет, закрывающий лицо и изменяющий облик человека.

Под термином «маска» всегда подразумевается устойчивость, постоянство. важную роль выполняет маска в ритуалах (особенно культовых) у многих народов. Основной смысл маски — в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п. На понятии о «маске» лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, , маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное. Применение масок началось в глубокой древности на охоте, в обрядах. Позднее маски вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актёрского грима.

Под термином «маска» всегда подразумевается устойчивость, постоянство. важную роль выполняет маска в ритуалах (особенно культовых) у многих народов. Основной смысл маски — в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п.

На понятии о «маске» лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, , маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное.

Применение масок началось в глубокой древности на охоте, в обрядах. Позднее маски вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актёрского грима.

Виды масок Ритуальные маски Погребальная маска Посмертная маска Маски в искусстве Театральные маски Карнавальные маски Интерьерные маски Маски в играх Маски разных культур Функциональные маски Медицинские Профессиональные Спортивные Военные Карательные Для предотвращения опознания Маски из различных материалов

Виды масок

Ритуальные маски

Погребальная маска

Посмертная маска

Маски в искусстве

  • Театральные маски
  • Карнавальные маски
  • Интерьерные маски
  • Маски в играх

Маски разных культур

Функциональные маски

  • Медицинские
  • Профессиональные
  • Спортивные
  • Военные

Карательные

Для предотвращения опознания

Маски из различных материалов

Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Океании, Азии, Северной и Южной Америке). Ритуальная маска тайного союза ирокезов (Северная Америка). Дерево, металл, волосы.   Ритуальная маска предка. Народ балуба (Республика Заир, Африка). Дерево.

Ритуальные маски

надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других).

Широко известны

с древнейших времён

у многих

племён и народов мира

(в Африке, Океании, Азии, Северной и Южной Америке).

Ритуальная маска тайного союза ирокезов (Северная Америка). Дерево, металл, волосы.

  Ритуальная маска предка. Народ балуба (Республика Заир, Африка). Дерево.

Ритуальные маски Изготовлялись из древесной коры, кожи, дерева, травы, материи, кости и других материалов. Изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ. Были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия . У ряда народов Сибири (шорцев, бурят, ненцев) в прошлом суконные и берестяные маски надевались во время некоторых видов шаманских молений, а у хантов и манси — при празднествах в честь убитого медведя

Ритуальные маски

Изготовлялись из древесной коры, кожи, дерева, травы, материи, кости и других материалов.

Изображали человеческие лица, головы животных или

каких-либо фантастических или мифологических существ.

Были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия .

У ряда народов Сибири (шорцев, бурят, ненцев) в прошлом суконные и берестяные маски надевались во время некоторых видов шаманских молений, а у хантов и манси — при празднествах в честь убитого медведя

Погребальная маска изделие декоративно-прикладного искусства, часто из драгоценных металлов, которую кладут на лицо покойника перед погребением в некоторых культурах. Маска Тутанхамона Золото. 9 кг.  1323 г. до н. э. Погребальная маска из Керчи. III в. н. э. Золото. Высота 0,225м Маска Агамемнона, 1550—1500 гг. до н.э. Золото.

Погребальная маска

изделие декоративно-прикладного искусства, часто из драгоценных металлов, которую кладут на лицо покойника перед погребением в некоторых культурах.

Маска Тутанхамона

Золото. 9 кг. 1323 г. до н. э.

Погребальная маска из Керчи.

III в. н. э. Золото. Высота 0,225м

Маска Агамемнона,

1550—1500 гг. до н.э.

Золото.

Погребальная маска За щищающее значение маска может иметь и не в буквальном или материальном, а в переносном или духовном смысле; она скрывает настоящее лицо, может вводить в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание маски на умерших, довольно распространенное у разных народов.  В этих масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (например сделанные из тонких листков золота); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего. Маски погребальные из погребения таштыкской культуры. Сибирь, 1-я пол. 1-го тыс. н. э. Древнеегипетская погребальная маска Маска погребальная из царского погребения в Пантикапее. 3 в. н. э. Золото.

Погребальная маска

За щищающее значение маска может иметь и не в буквальном или материальном, а в переносном или духовном смысле; она скрывает настоящее лицо, может вводить в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание маски на умерших, довольно распространенное у разных народов.

В этих масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (например сделанные из тонких листков золота); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего.

Маски погребальные из погребения таштыкской культуры. Сибирь, 1-я пол. 1-го тыс. н. э.

Древнеегипетская погребальная маска

Маска погребальная из царского погребения в Пантикапее. 3 в. н. э. Золото.

Посмертная маска Посмертные маски известны со времен неолита. Изготавливались из пластичного материала (воска, глины, гипса и др.) посредством наложения на лицо и снятия слепка. Позже для посмертных масок использовали кожу животного, камень, дерево, металл, ткань и др. Авраам Линкольн  1809 – 1865 Александр Суворов 1730-1800 Виктор Гюго 1802 — 1885 Наполеон 1769– 1821 Древние египтяне снимавшие посмертные слепки, считали что между царством Земным и Небесным существует незримая связь, и деяния живых соприкасаются с делами мертвых.

Посмертная маска

Посмертные маски известны со времен неолита. Изготавливались из пластичного материала (воска, глины, гипса и др.) посредством наложения на лицо и снятия слепка. Позже для посмертных масок использовали кожу животного, камень, дерево, металл, ткань и др.

Авраам Линкольн

1809 – 1865

Александр Суворов

1730-1800

Виктор Гюго

1802 — 1885

Наполеон 1769– 1821

Древние египтяне снимавшие посмертные слепки, считали что между царством Земным и Небесным существует незримая связь, и деяния живых соприкасаются с делами мертвых.

Театральные маски  итальянской комедии «дель арте” возникшей в середине XVI века.   Пульчинелла (Полишинель) второй дзанни, глупый слуга Арлекин Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик Панталоне(Маньифико, Кассандро, Уберто), —  венецианский купец, скупой старик; Ковьелло,  первый дзанни, умный слуга;

Театральные маски итальянской комедии «дель арте” возникшей в середине XVI века.

Пульчинелла (Полишинель)

второй дзанни, глупый слуга

Арлекин

Доктор

(Доктор Баландзоне,

Доктор Грациано), —

псевдо-учёный доктор права;

старик

Панталоне(Маньифико,

Кассандро, Уберто), —

венецианский купец,

скупой старик;

Ковьелло,

первый дзанни,

умный слуга;

Маски театра Но Рождением театра Но считается 1374год. Омотэ («поверхность лица»), очень важный элемент в представлениях. Считается, что маски, известные сегодня, формы и названия, развивались с середины до последнего этапа эпохи Муромати. В документах, сохранившихся с периода Момояма, перечислено примерно 60 типов масок , и они составляют большинство масок, используемых сегодня. ОКИНА («старец») маска – прародительница, связанная с культом предков, ритуальная маска саругаку, конец эры Хэйан (12 век). ДЗЁ-МЭН , категория масок пожилых людей. ОННА-МЭН , женские маски Омионна – молодые женщины. Фукай и Сякуми – женщины средних лет и пожилые.  Ко-омотэ , маска изображающая лицо молоденькой девушки, лет пятнадцати-шестнадцати.

Маски театра Но

Рождением театра Но считается 1374год.

Омотэ («поверхность лица»), очень важный элемент в представлениях. Считается, что маски, известные сегодня, формы и названия, развивались с середины до последнего этапа эпохи Муромати.

В документах, сохранившихся с периода Момояма, перечислено примерно 60 типов масок , и они составляют большинство масок, используемых сегодня.

ОКИНА («старец») маска – прародительница, связанная с культом предков, ритуальная маска саругаку, конец эры Хэйан (12 век). ДЗЁ-МЭН , категория масок пожилых людей.

ОННА-МЭН , женские маски

Омионна – молодые женщины.

Фукай и Сякуми – женщины средних

лет и пожилые. Ко-омотэ , маска изображающая лицо молоденькой девушки, лет пятнадцати-шестнадцати.

Маски театра Но КИСИН (демоны) - маски изображают сверхъестественные существа. Они разделены на две большие категории. «Тобидэ» - боги-демоны, силы зла и «Бэсими» - маски тэнгу. ОНРЁ (духи мертвых людей), печальные и мстительные маски. ОТОКО-МЭН, мужская маска, очень большая категория, рассказывающая о социальном статусе персонажа. Воин, монах, поэт, аристократ, бедный и красивый юноша…

Маски театра Но

КИСИН (демоны) - маски изображают сверхъестественные существа.

Они разделены на две большие категории.

«Тобидэ» - боги-демоны, силы зла и «Бэсими» - маски тэнгу.

ОНРЁ (духи мертвых людей), печальные и мстительные маски.

ОТОКО-МЭН, мужская маска, очень большая категория, рассказывающая о социальном статусе персонажа.

Воин, монах, поэт, аристократ, бедный и красивый юноша…

Маски театра Кабуки маска тэнгу Маска Hannya

Маски театра Кабуки

маска тэнгу

Маска Hannya

Театральные маски   монгольские Маски мистерии Цам (Чам) (по тибетски – “chams”) Эти маски поразили меня своей необычностью, красочностью и выразительностью. Маски персонажей ритуальных танцев неразрывно связаны с буддийской иконографией Ochirvany Senge Donma Jamsaran Белый старец Синий старец Bar Ebrikai (chitiprty) Choijal

Театральные маски

монгольские Маски мистерии Цам (Чам) (по тибетски – “chams”)

Эти маски поразили меня своей необычностью, красочностью и выразительностью. Маски персонажей ритуальных танцев неразрывно связаны с буддийской иконографией

Ochirvany

Senge

Donma

Jamsaran

Белый старец

Синий старец

Bar

Ebrikai (chitiprty)

Choijal

Маски в Венеции Карнавальный костюм состоит из белой маски-лярвы, треуголки, глухого черного плаща-крылатки, совершенно скрывающего фигуру, черных перчаток, иногда с накладными ногтями . Пьетро Лонги. На карнавале (Вечер с носорогом), 1751 год. Пьетро Лонги. Ридотто (Вечер музыки и танцев в Венеции),  1751 год.

Маски в Венеции

Карнавальный костюм состоит из белой маски-лярвы, треуголки, глухого черного плаща-крылатки, совершенно скрывающего фигуру, черных перчаток, иногда с накладными ногтями .

Пьетро Лонги. На карнавале

(Вечер с носорогом), 1751 год.

Пьетро Лонги. Ридотто

(Вечер музыки и танцев в Венеции),

1751 год.

Венецианские маски

Венецианские маски

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал

Венецианский карнавал

Интерьерные маски

Интерьерные маски

Африканские маски Африканские маски существуют со времен палеолита и играют особую роль в жизни народов Западной и Экваториальной Африки.

Африканские маски

Африканские маски существуют со времен палеолита и играют особую роль в жизни народов Западной и Экваториальной Африки.

Африканские маски Африканское искусство маски - это искусство целого континента, включающее в себя различные региональные школы и охватывающее несколько исторических эпох. В основе его лежит феномен африканского человека, не отличающего себя от природы и признающего только непосредственные ощущения формы и цвета. Считается, что во время танцев и церемоний духи предков наделяют владельца маски своей мистической силой и дают ключ к пониманию их тысячелетней истории. Резчики масок — не просто ремесленники, а мудрецы и колдуны.

Африканские маски

Африканское искусство маски - это искусство целого континента, включающее в себя различные региональные школы и охватывающее несколько исторических эпох. В основе его лежит феномен африканского человека, не отличающего себя от природы и признающего только непосредственные ощущения формы и цвета.

Считается, что во время танцев и церемоний духи предков наделяют владельца маски своей мистической силой и дают ключ к пониманию их тысячелетней истории.

Резчики масок — не просто ремесленники, а мудрецы и колдуны.

Африканские маски Особый способ забраться в Первопредка — надеть его маску. Все знаковые моменты в жизни человека: смена времен года и уборка урожая, ритуалы и церемонии, похороны и обряды, посвящение юношей и девушек — сопровождаются появлением масок.

Африканские маски

Особый способ забраться в Первопредка — надеть его маску. Все знаковые моменты в жизни человека: смена времен года и уборка урожая, ритуалы и церемонии, похороны и обряды, посвящение юношей и девушек — сопровождаются появлением масок.

" Funtunfunefu "  

"Adwen Pa" 

"Asafo King"

" Ananse

Ntontan"

"Akoben"

Маски для Хэллоуина Страшная маска, конечно, предназначена не для того, чтобы пугать окружающих. Она – для того чтобы любоваться страхом или чтоб смеяться над ним. Когда-то традиционный наряд для Хеллоуина состоял из выдолбленной тыквы с прорезями для глаз и со смеющимся ртом. Сейчас масок и костюмов большое разнообразие.

Маски для Хэллоуина

Страшная маска, конечно, предназначена не для того, чтобы пугать окружающих.

Она – для того чтобы любоваться страхом или чтоб смеяться над ним. Когда-то традиционный наряд

для Хеллоуина состоял из выдолбленной

тыквы с прорезями для глаз и

со смеющимся ртом.

Сейчас масок и

костюмов большое

разнообразие.

Маски в играх    маска а-ля Бетмен Камуфляжная маска Золотая маска Маска Angel Fly – или пейнтбольные звездные войны. Маска-череп Маска панды Защитная маска Сталкер, для игры в Страйкбол. Жан Пьерро Защитная маска для игровой приставки PS3

Маски в играх

маска а-ля Бетмен

Камуфляжная маска

Золотая маска

Маска Angel Fly –

или пейнтбольные

звездные войны.

Маска-череп

Маска панды

Защитная маска Сталкер,

для игры в Страйкбол.

Жан Пьерро

Защитная маска

для игровой приставки PS3

Профессиональные   Защитные маски Средства индивидуальной защиты Функции: Обеспечивают подвод воздуха или иной кислородосодержащей смеси для дыхания. Защищают лицо от летящих объектов или опасной окружающей среды с сохранением возможности визуального наблюдения. Маска защитная ППМ-88. Одноразовая защитная маска с рисунками. Многие маски выполняют обе функции . Полнолицевая подводная маска со встроенным модулем связи маски сварщика

Профессиональные

Защитные маски

Средства индивидуальной защиты

Функции:

  • Обеспечивают подвод воздуха или иной кислородосодержащей смеси для дыхания.
  • Защищают лицо от летящих объектов или опасной окружающей среды с сохранением возможности визуального наблюдения.

Маска защитная

ППМ-88.

Одноразовая защитная маска с рисунками.

Многие маски выполняют

обе функции .

Полнолицевая подводная маска

со встроенным модулем связи

маски сварщика

Спортивные маски В софтболе кэтчером носится защитная маска. Лыжная маска. Боксерский шлем Галерея масок хоккейных вратарей, разрисованных аэрографией. Обычно обыгрывается патриотичная тема – рисунок либо связан с названием клуба, либо с городом, который этот клуб представляет.

Спортивные маски

В софтболе

кэтчером

носится защитная маска.

Лыжная маска.

Боксерский шлем

Галерея масок хоккейных вратарей, разрисованных аэрографией.

Обычно обыгрывается патриотичная тема –

рисунок либо связан с названием клуба, либо с городом, который этот клуб представляет.

Карательные «Позорная» маска изобретена для общественного оскорбления; популярная «облегчённая» форма — ослиные уши для плохого ( немого ) ученика или студента. В средние века в городах на территории Европы имел место обычай наказывать бесчестных людей ношением специальной Стыдной Маски. Маска обычно имела вид какого-либо животного и указывала обычно на состав преступления.

Карательные

«Позорная» маска изобретена для общественного оскорбления; популярная «облегчённая» форма — ослиные уши для плохого ( немого ) ученика или студента.

В средние века в городах на территории Европы имел место обычай наказывать бесчестных людей ношением специальной Стыдной Маски. Маска обычно имела вид какого-либо животного и указывала обычно на состав преступления.

Карательные Позорная маска - один из самых мягких видов наказания, применяемый инквизицией. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. 

Карательные

Позорная маска - один из самых мягких видов наказания, применяемый инквизицией. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. 

 Для предотвращения опознания Кукла Палача в маске Маска

Для предотвращения опознания

Кукла Палача в маске

Маска "Спецназ"

Маска палача

(XVII век)

Маски из бумаги

Маски из бумаги

Маски из дерева

Маски из дерева

Маски из кожи  в стиле стимпанк Нефункциональные, специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа)

Маски из кожи в стиле стимпанк

Нефункциональные, специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа)

Заключение Сегодня невозможно со всей точностью определить место и дату рождения первой маски на земле.  Я старалась со всей полнотой объяснить ее происхождение, ее социальную, эстетическую, морально-нравственную и  психологическую родословную.  Познакомившись с тысячелетней историей масок, рассмотрев функции и увидев разнообразие их, становится ясно,что главный момент воздействия маски на психику окружающих — это тайна личности ее носителя.  И замечательно что маска - обобщенное понятие, ведь каждый человек имеет возможность дофантазировать образ.  Это ведь так увлекательно. Маска и Человек .

Заключение

Сегодня невозможно со всей точностью определить место и дату рождения первой маски на земле.

Я старалась со всей полнотой объяснить ее происхождение, ее социальную, эстетическую, морально-нравственную и  психологическую родословную.

Познакомившись с тысячелетней историей масок, рассмотрев функции и увидев разнообразие их, становится ясно,что главный момент воздействия маски на психику окружающих — это тайна личности ее носителя.

И замечательно что маска - обобщенное понятие, ведь каждый человек имеет возможность дофантазировать образ.

Это ведь так увлекательно.

Маска и Человек .

Источники информации http:// dic.academic.ru  Большая Советская энциклопедия

Источники информации

  • http:// dic.academic.ru

Большая Советская энциклопедия

"Энциклопедический словарь" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0
  • http:// earth-moon.ru/hobby/imperiatsam.htm
  • http:// afroforum.ru/showthread.php?t=197
  • http:// www.karnavalmasok.ru/history/masks


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!