СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М.М. Зощенко «Елка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение «М.М. Зощенко «Елка», УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
««М.М. Зощенко «Елка»»

Тема урока: «М.М. Зощенко «Елка».».

Программа «Школа России».

Цель: первичное ознакомление с произведением.

УУД:

Предметные: умение работать с текстом. Словесное рисование портретов героев

Метапредметные:

-регулятивные: уметь формулировать тему и задачи урока; оценивание своей работы.

-познавательные: умение ориентироваться учебной книге.

-коммуникативные: умение отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, умение слушать и взаимодействовать со всем классом.

-личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.



Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, проектор, карточки.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. (сл. 1)

  2. Проверка домашнего задания. (Работа № 3). (7-макс10 минут)

(взаимопроверка) (сл.2-3-4)



  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка цели урока.



(3-4 минуты)

Учитель: Мы будем знакомиться сегодня с одним интересным произведением. Взгляните на портрет писателя. Есть предположения, кто это? (сл. 5)

(М.М. Зощенко) (сл. 6)

А кто знает интересные факты об этом писателе? (2-3 чел.)

(кратко рассказываю о жизни писателя) (1 минута)

родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец  был художником. А мама - актриса ,а также  писала рассказы. В семье было 8 детей.

         В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны.   За храбрость и отвагу  был награждён 5орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.

         В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко   писал рассказы, чтобы  помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке



Учитель: Отгадайте загадку. Разгадка и будет связана с темой сегодняшнего урока.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Ученик: Елка.

Учитель: Совершенно верно. Хорошо.

Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник. Но за что вы его любите?

Ученики: (рассказывают как они встречали новый год)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Зощенко «Елка». Как вы думаете о чем это произведение? (сл. 7)



  1. Физминутка (15-20 минута). (1.40)

Учитель: Мы продолжаем работать по теме урока. Внимательно прослушайте аудиоприложение к рассказу и скажите, чем понравилось вам это произведение. Что в нем особенного?Аудиоприложение – 8 минут.



Учитель: Чем понравилось произведение и что в нем особенного?

Ученик: (делятся впечатлениями)

Учитель: Объясните значение слова « золотушный».

Ученик: (больной, истощенный ребенок)

Учитель: Подберите синонимы к словам : (сл. 8)

Синонимы - это слова различные по написанию и произношению, но относящиеся к одной части речи и имеющие похожее лексическое значение.

Длинновязая ( высокая, длинная) (сл. 9)

Худенькие (худощавые, тощие, костлявые)

Учитель: Хорошо. А теперь подберите антонимы к словам: (сл. 10)

Длинновязая (маленькая) (сл. 11)

Худенкие (толстые, полные)

Добродушный (злой, жестокий, дурной)

Учитель: Назовите жанр данного литературного произведения?

Ученик: Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни.



Учитель: Кто главные герои?

Ученик: Лелька и Минька

Учитель: Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?

Учитель: Кто виноват в том, что праздник получился грустный?

Ученик: Дети.

1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

 2.Грубили взрослым

3.Выгнали гостей

4.Минька ударил мальчика

5 .Из – за их поссорились взрослые



Учитель: Чем закончился праздник? 

Ученик: Хозяева остались одни.  Дети пошли спать.

Учитель: Какое решение принял папа?

Ученик: Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.

Учитель: Правильно ли он поступил? как вы думаете?

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей,

  - Этот урок пошёл на пользу  Миньке? Докажите.

 (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)



-Охарактеризуйте Миньку и Лелю.(карточки на столе) (сл. 12)





Итог урока

  - Какая цель у нас была на уроке? ( познакомиться с произведением, автором)


 - Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом?


  Учитель: Работа с пословицами

У меня на слайде пословицы. Какая из них подходит к нашему уроку?

  1. 1.Не нужен клад, если в семье лад.

  2. Под лежачий камень и вода не течёт.

- Объясните почему?

 В семье должны жить все дружно и ладить.

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.



Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрацию к тексту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!