Тема урока: «М.М. Зощенко «Елка».».
Программа «Школа России».
Цель: первичное ознакомление с произведением.
УУД:
Предметные: умение работать с текстом. Словесное рисование портретов героев
Метапредметные:
-регулятивные: уметь формулировать тему и задачи урока; оценивание своей работы.
-познавательные: умение ориентироваться учебной книге.
-коммуникативные: умение отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, умение слушать и взаимодействовать со всем классом.
-личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, проектор, карточки.
Ход урока:
Орг. Момент. (сл. 1)
Проверка домашнего задания. (Работа № 3). (7-макс10 минут)
(взаимопроверка) (сл.2-3-4)
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка цели урока.
(3-4 минуты)
Учитель: Мы будем знакомиться сегодня с одним интересным произведением. Взгляните на портрет писателя. Есть предположения, кто это? (сл. 5)
(М.М. Зощенко) (сл. 6)
А кто знает интересные факты об этом писателе? (2-3 чел.)
(кратко рассказываю о жизни писателя) (1 минута)
родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец был художником. А мама - актриса ,а также писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. За храбрость и отвагу был награждён 5орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке
Учитель: Отгадайте загадку. Разгадка и будет связана с темой сегодняшнего урока.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
Ученик: Елка.
Учитель: Совершенно верно. Хорошо.
Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник. Но за что вы его любите?
Ученики: (рассказывают как они встречали новый год)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Зощенко «Елка». Как вы думаете о чем это произведение? (сл. 7)
Физминутка (15-20 минута). (1.40)
Учитель: Мы продолжаем работать по теме урока. Внимательно прослушайте аудиоприложение к рассказу и скажите, чем понравилось вам это произведение. Что в нем особенного?Аудиоприложение – 8 минут.
Учитель: Чем понравилось произведение и что в нем особенного?
Ученик: (делятся впечатлениями)
Учитель: Объясните значение слова « золотушный».
Ученик: (больной, истощенный ребенок)
Учитель: Подберите синонимы к словам : (сл. 8)
Синонимы - это слова различные по написанию и произношению, но относящиеся к одной части речи и имеющие похожее лексическое значение.
Длинновязая ( высокая, длинная) (сл. 9)
Худенькие (худощавые, тощие, костлявые)
Учитель: Хорошо. А теперь подберите антонимы к словам: (сл. 10)
Длинновязая (маленькая) (сл. 11)
Худенкие (толстые, полные)
Добродушный (злой, жестокий, дурной)
Учитель: Назовите жанр данного литературного произведения?
Ученик: Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни.
Учитель: Кто главные герои?
Ученик: Лелька и Минька
Учитель: Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?
Учитель: Кто виноват в том, что праздник получился грустный?
Ученик: Дети.
1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
2.Грубили взрослым
3.Выгнали гостей
4.Минька ударил мальчика
5 .Из – за их поссорились взрослые
Учитель: Чем закончился праздник?
Ученик: Хозяева остались одни. Дети пошли спать.
Учитель: Какое решение принял папа?
Ученик: Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.
Учитель: Правильно ли он поступил? как вы думаете?
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей,
- Этот урок пошёл на пользу Миньке? Докажите.
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
-Охарактеризуйте Миньку и Лелю.(карточки на столе) (сл. 12)
Итог урока
- Какая цель у нас была на уроке? ( познакомиться с произведением, автором)
- Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом?
Учитель: Работа с пословицами
У меня на слайде пословицы. Какая из них подходит к нашему уроку?
1.Не нужен клад, если в семье лад.
Под лежачий камень и вода не течёт.
- Объясните почему?
В семье должны жить все дружно и ладить.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
Домашнее задание: подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрацию к тексту.