Цели: повторить и обобщить изученный материал ,развивать навыки сравнения, логического мышления.
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение ориентироваться в содержании раздела.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке .
ЛИЧНОСТНЫЕ: осмысление понятий «благородный поступок» , «честность» , «верность слову».
Оборудование : проектор, глобус, выставка книг по теме урока, презентация к уроку, рисунки детей к прочитанным произведениям, елка с игрушками, кораблик, паровозик, яблоко, фарфоровая кукла, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Релаксация .
-Ребята ,сегодня у нас гости. Поздороваемся с гостями.
Стихотворение (читает учитель)
-Все расселись по местам ,никому не тесно,
По секрету вам скажу : «Будет интересно»!
Улыбнитесь тем ,кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
2.Орг. момент.
Начинаем урок литературного чтения . Надеюсь, сегодня на уроке все будут активными участниками и внимательными слушателями.
3.Актуализация знаний.
-У меня в руках глобус. Что изображается на глобусе? (Реки, моря, материки)
-Можно найти страны?
Сегодня мы постараемся найти страну, которой нет на глобусе.
-Как она называется, догадайтесь сами, прочитав строки на доске.
Стихотворение.
В этой удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне,
И пять, и десять лет.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
-Прочитать медленно сначала, затем выразительно.
-Как называется жанр этого произведения?(Стихотворение)
-Докажите. (Есть рифмованные слова)
Стране- мне, свет-лет, года- навсегда , мной- страной.
-Вспомните автора и название произведения (С.Михалков «Мой секрет»)
-О какой стране идет речь? (О Стране детства)
-Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда?(Стали взрослыми)
-Почему мы начали урок именно с этого стихотворения?(Изучили раздел «Страна детства»)
-Сегодня мы проведем урок обобщения по разделу «Страна детства» (Слайд 1)
На доске слова
повторить ознакомиться вспомнить
изучить обобщить
-Выбрать цели, которые подходят к нашему уроку.
-Сегодня будем вспоминать, повторять, обобщать все произведения, изученные в разделе, вспомним авторов произведений, будем узнавать произведения по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям, инсценировать.
Задания будут индивидуальные, в группах, в парах. Помогайте друг другу, работайте сообща.
4.Работа по теме урока.
-Все писатели,чьи произведения прошли мы в этом разделе были тоже детьми,как и вы,выросли и написали воспоминания о своем детстве.
Работа в паре. (Слайд 2)
-Возьмите карточку и соединяйте с линией название произведения и его автора.
Б.С.Житков Корзина с еловыми шишками
К.Г.Паустовский Елка
М.М.Зощенко Как я ловил человечков
-Сверьте с доской. Оцените свою пару ( ! + - )
А как выглядят эти писатели? Найди лишний портрет. (Слайд 3)
Это потрет композитора Э.Грига
-Вспомните биографию и узнайте писателя
1
Он родился в семье художника в Петербурге. После окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся 1-й мировой войны, добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен 5 орденов.(Слайд 4)
(М.М.Зощенко)
Он провел детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта» . Дружил в детстве с К.И.Чуковским.
(Слайд 5)
(Б.С.Житков)
Он писал : «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно определить 2-мя словами : восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе . ( Слайд 6)
(К.Г.Паустовский)
Узнай произведение. (Слайд 7)
1)Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. (К.Г.Паустовский)
-Найти и прочитать описание девочки Дагни. (стр.48)
-Найти и прочитать описание зимы. (стр.51)
-Найти описание рояля. (стр.51)
-Какую главную мысль открыла для себя Дагни ,слушая Э.Грига? (Слайд 8)
(Так вот, тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет).
Паустовский жил словом, Григ музыкой, а человек должен жить мечтой, верой в нее, чтобы потом она сбылась. Любовью по всему миру, близким ,верить в мечту и идти к ней.
2)А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
(М.М.Зощенко «Елка»)
Инсценирование отрывка «Леля и Минька у елки» (Слайд 9)
-Почему веселый и смешной рассказ вызывает грустное настроение?
-Какие слова в рассказе на ваш взгляд являются самыми главными?
Чтение хором с книги- стр.64
-Как нужно вести себя в гостях?
3)Я понял :они сидят на лавках ,ноги поджали и руками, что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. (Слайд 10)
(Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»)
-Прочитать понравившийся отрывок из этого произведения.
Физминутка (Слайд 11)
-Как вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое детство? А что чаще всего вспоминается и запоминается на всю жизнь?
Минутка откровений (Слайд 12)
-Сейчас будет минутка откровений.У вас есть возможность рассказать об интересном случае из вашей жизни.
Кот в мешке (Слайд.13)
-Определить на ощупь предметы из рассказов.
Групповая работа (Слайд 14)
Пословица недаром молвится.
-К какому произведению отнести?
1)Ложь человека не красит.
Любопытством не проживешь.
2)С вами водить, что в крапиву садиться.
Из песни слова не выкинешь, из-за стола гостя не выгонишь.
3)Не вся та музыка, что звучит.
Под хорошую музыку и земли пляшут.
Блиц-опрос (Слайд 15)
-Какое произведение открывает раздел?
-Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.
-Эта девочка вдохновила великого композитора.
-Этот инструмент мог петь обо всем.
5.Рефлексия.
-Кому понравился урок? Кто доволен своей работой? Что больше всего понравилось?
6.Итог урока.
- Произведения каких писателей мы повторили?
-Где найти страну детства? как ее показать на глобусе? (Во всех странах, где живут дети)
-Как называется ваша страна детства? (Россия)
Скажите одним словом, где страна детства? (Везде)
-Это и есть наше маленькое открытие.
-Как жаль, нам взрослым нельзя вернуться в эту страну.
Спасибо ! Урок окончен. (Слайд 16)