СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по литературному чтению "Страна детства" в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить и обобщить изученный материал ,развивать навыки сравнения, логического мышления.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ: умение ориентироваться в содержании раздела.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формулирование учебной задачи урока,                                                                                                   оценивание своей работы на уроке .

ЛИЧНОСТНЫЕ: осмысление понятий «благородный поступок» , «честность» , «верность слову».

Оборудование : проектор, глобус, выставка книг по теме урока, презентация к уроку, рисунки детей к прочитанным произведениям, елка с игрушками, кораблик, паровозик, яблоко, фарфоровая кукла, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Релаксация .

-Ребята ,сегодня у нас гости. Поздороваемся с гостями.

                                 Стихотворение (читает учитель)

-Все расселись по местам ,никому не тесно,

По секрету вам скажу : «Будет интересно»!

Улыбнитесь тем ,кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

2.Орг. момент.

Начинаем урок литературного чтения . Надеюсь, сегодня на уроке все будут активными участниками и внимательными слушателями.

3.Актуализация знаний.

-У меня в руках глобус. Что изображается на глобусе? (Реки, моря, материки)

-Можно найти страны?

Сегодня мы постараемся найти страну, которой нет на глобусе.

-Как она называется, догадайтесь сами, прочитав строки на доске.

                                                   

 

                                                           Стихотворение.

В этой удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне,

И пять, и десять лет.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

-Прочитать медленно сначала, затем выразительно.

-Как называется жанр этого произведения?(Стихотворение)

-Докажите. (Есть рифмованные слова)

Стране- мне, свет-лет, года- навсегда , мной- страной.

-Вспомните автора и название произведения (С.Михалков «Мой секрет»)

-О какой стране идет речь? (О Стране детства)

-Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда?(Стали взрослыми)

-Почему мы начали урок именно с этого стихотворения?(Изучили раздел «Страна детства»)

-Сегодня мы проведем урок обобщения по разделу «Страна детства»     (Слайд 1)

                                                На доске слова

повторить                                 ознакомиться                                    вспомнить

изучить                                      обобщить

-Выбрать цели, которые подходят к нашему уроку.

-Сегодня будем вспоминать, повторять, обобщать все произведения, изученные в разделе, вспомним авторов произведений, будем узнавать произведения по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям, инсценировать.

Задания будут индивидуальные, в группах, в парах. Помогайте друг другу, работайте сообща.

4.Работа по теме урока.

-Все писатели,чьи произведения прошли мы в этом разделе были тоже детьми,как и вы,выросли и написали воспоминания о своем детстве.

                                                 Работа в паре.  (Слайд 2)

-Возьмите карточку и соединяйте с линией название произведения и его автора.

Б.С.Житков                                                                            Корзина с еловыми шишками

К.Г.Паустовский                                                                   Елка

М.М.Зощенко                                                                       Как я ловил человечков

 

-Сверьте с доской. Оцените свою пару  ( !  +  - )

А как выглядят эти писатели? Найди лишний портрет.   (Слайд 3)

Это потрет композитора Э.Грига

-Вспомните биографию и узнайте писателя

                                                                      1

Он родился в семье художника в Петербурге. После окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся 1-й мировой войны, добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен 5 орденов.(Слайд 4)

(М.М.Зощенко)

Он провел детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта» . Дружил в детстве с К.И.Чуковским.

(Слайд 5)

(Б.С.Житков)

Он писал : «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно определить 2-мя словами : восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе . ( Слайд 6)

(К.Г.Паустовский)

Узнай произведение. (Слайд 7)

1)Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.  (К.Г.Паустовский)

-Найти и прочитать описание девочки Дагни.  (стр.48)

-Найти и прочитать описание зимы.  (стр.51)

-Найти описание рояля.  (стр.51)

-Какую главную мысль открыла для себя Дагни ,слушая Э.Грига?  (Слайд 8)

(Так вот, тот подарок, что он обещал сделать ей через 10 лет).

Паустовский жил словом, Григ музыкой, а человек должен жить мечтой, верой в нее, чтобы потом она сбылась. Любовью по всему миру, близким ,верить в мечту и идти к ней.

2)А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

(М.М.Зощенко «Елка»)

Инсценирование отрывка «Леля и Минька у елки»   (Слайд 9)

-Почему веселый и смешной рассказ вызывает грустное настроение?

-Какие слова в рассказе на ваш взгляд являются самыми главными?

Чтение хором с книги- стр.64

-Как нужно вести себя в гостях?

3)Я понял :они сидят на лавках ,ноги поджали и руками, что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. (Слайд 10)

(Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»)

-Прочитать понравившийся отрывок из этого произведения.

Физминутка (Слайд 11)

-Как вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое детство? А что чаще всего вспоминается и запоминается на всю жизнь?

Минутка откровений (Слайд 12)

-Сейчас будет минутка откровений.У вас есть возможность рассказать об интересном случае из вашей жизни.

Кот в мешке (Слайд.13)

-Определить на ощупь предметы из рассказов.

Групповая работа (Слайд 14)

Пословица недаром молвится.

-К какому произведению отнести?

1)Ложь человека не красит.

    Любопытством не проживешь.

2)С вами водить, что в крапиву садиться.

    Из песни слова не выкинешь, из-за стола гостя не выгонишь.

3)Не вся та музыка, что звучит.

   Под хорошую музыку и земли пляшут.

Блиц-опрос (Слайд 15)

-Какое произведение открывает раздел?

-Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

-Эта девочка вдохновила великого композитора.

-Этот инструмент мог петь обо всем.

5.Рефлексия.

-Кому понравился урок? Кто доволен своей работой? Что больше всего понравилось?

6.Итог урока.

- Произведения каких писателей мы повторили?

-Где найти страну детства? как ее показать на глобусе? (Во всех странах, где живут дети)

-Как называется ваша страна детства? (Россия)

Скажите одним словом, где страна детства? (Везде)

-Это и есть наше маленькое открытие.

-Как жаль, нам взрослым нельзя вернуться в эту страну.

Спасибо ! Урок окончен. (Слайд 16)

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по литературному чтению "Страна детства" в 4 классе»

Обобщающий урок «Страна детства»

Обобщающий урок

«Страна

детства»

  М.М.Зощенко

М.М.Зощенко

 Б.С.Житков

Б.С.Житков

 К.Г.Паустовский

К.Г.Паустовский

УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

УЗНАЙ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

 Э.Григ

Э.Григ

 Инсценировка отрывка из рассказа «Елка»  Леля и Минька у елки

Инсценировка отрывка из рассказа «Елка»

Леля и Минька у елки

         Есть за горами, за лесами маленькая страна,  Там звери с добрыми глазами, там жизнь любви полна,  Там чудо-озеро искрится, там зла и горя нет,  Там во дворце живет жар-птица и людям дарит свет.   Маленькая страна, маленькая страна,  Кто мне расскажет, кто подскажет,  Где она, где она?  Маленькая страна, маленькая страна,  Там, где душе светло и ясно,  Там где всегда весна.

Есть за горами, за лесами маленькая страна, Там звери с добрыми глазами, там жизнь любви полна, Там чудо-озеро искрится, там зла и горя нет, Там во дворце живет жар-птица и людям дарит свет. Маленькая страна, маленькая страна, Кто мне расскажет, кто подскажет, Где она, где она? Маленькая страна, маленькая страна, Там, где душе светло и ясно, Там где всегда весна.

 МИНУТКА ОТКРОВЕНИЙ

МИНУТКА ОТКРОВЕНИЙ

Кот в мешке!

Кот в мешке!

 ГРУППОВАЯ  РАБОТА

ГРУППОВАЯ

РАБОТА

Блиц-опрос  Какое произведение открывает раздел? Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. Эта девочка вдохновила композитора.  Этот инструмент мог петь обо всем.

Блиц-опрос

  • Какое произведение открывает раздел?
  • Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.
  • Эта девочка вдохновила композитора.
  • Этот инструмент мог петь обо всем.

СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН!

СПАСИБО!

УРОК ОКОНЧЕН!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей