СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс УМК «Школа России» Тема урока: М.М. Зощенко «Елка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев, выражать свое отношение к прочитанному; продолжать формирование умения пересказывать текст кратко, учить творческому пересказу; развивать речь, мышление, память, воспитывать положительные качества личности.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс УМК «Школа России» Тема урока: М.М. Зощенко «Елка»»

Номоконова Алла Андреевна МБОУ лицей им. В.Ф. Резникова

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 класс УМК «Школа России»

Тема урока: М.М. Зощенко «Елка»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев, выражать свое отношение к прочитанному; продолжать формирование умения пересказывать текст кратко, учить творческому пересказу; развивать речь, мышление, память, воспитывать положительные качества личности.

Планируемые результаты:

Предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст);

Метапредметные: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; - умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги; - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудио приложение к учебнику.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

(К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

  • Какие эпитеты вы нашли в тексте?

  • Грибной воздух, горные леса, осенний наряд … и т.д.

  • Какие олицетворения вы встретили в тексте?

  • Эхо – как птица пересмешник, подхватило, швырнуло звук, живет и ждет эхо; рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая … и т.д.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

  • Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Елка)

  • Все вы, конечно, любите Новый год. За что вы его любите?

(Ответы детей)

  • Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Зощенко «Елка». Как вы думаете, о чем это произведение?

(Ответы детей)

  • С какими рассказами Зощенко вы уже знакомы?

  • «Великие путешественники», «Золотые слова», «Самое главное».

  • Кто является главным героем этих рассказов?

  • Минька и его сестра Леля.

  • Мы уже говорили с вами, что этот цикл рассказов является автобиографическим. Объясните значение этого слова.

  • Рассказы о себе, о своем детстве, не вымышленные.

  1. Работа по теме урока

Повторение сведений из жизни и творчества М.М. Зощенко

  • Что вы помните о жизни и творчестве писателя?

(Ответы учащихся. Дополнения учителя. Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля (10 августа) 1894 года в Петербурге (по другим сведениям в Полтаве), в небогатой семье художника. В семье было 8 детей. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. На окончив курса, ушёл добровольцем на фронт (шла Первая Мировая). Служил начальником почт и телеграфа, был пограничником. В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, звероловом на Новой Земле, милиционером, плотником, актером, подмастерьем сапожника, конторщиком, помощником бухгалтера в порту, телефонистом. Около 4 десятилетий проработал м. Зощенко в отечественной литературе. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов. К его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста: «Самое главное», «Умные животные», «Хитрые и умные».

  • Чему учат его рассказы? Вспомните те, которые мы уже читали и сделайте вывод.

  • «Золотые слова» - учат действовать с учетом сложившейся обстановки. «Великие путешественники» тому, что без знаний нельзя отправляться в дальний путь, что вообще надо многому учиться, чтобы не попадать в глупые ситуации и «не приходить к печальным результатам».

  • Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.

  1. Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа над рассказом «Елка»

(Учитель использует аудио приложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по тексту на с. 59-64 учебника.)

  • Каким показался вам рассказ: смешным или грустным?

  • Что показалось смешным?

  • Понравился ли вам рассказ? Что понравилось больше всего?

  • Чем украшали елку сто лет назад?

  • Кто главные герои рассказа?

  • Как выглядела Леля и как называет ее Минька?

  • Длинновязая, высокая, Минька называет ее Лелища.

  • Что случилось, когда мама ушла на кухню?

  • Почему мама подарила паровозик четырехлетнему мальчику?

  • Почему поссорились мамы детей, пришедших на праздник?

  • Как отреагировал на происходящее папа?

  • Как вы думаете, почему Зощенко вспоминает именно эту елку через 35 лет?

  • Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Зачем Зощенко его написал?

  1. Словарная работа

  • Объясните значение слов:

Золотушный – больной, истощенный ребенок.

Длинновязая – высокая, высоченная, длинная.

Добродушная – добрая.

  1. Закрепление изученного

  1. Деление текста на части и составление плана.

  • На сколько частей можно разделить текст?

  • На 5: «Вступление», «Минька и Леля у елки», «Гости», «Ссора с гостями», «Папина реакция».

  • Прочитайте 1 часть. (Далее – 2, 3, 4, 5)

  • Как вы считаете, какую часть надо рассказывать наиболее подробно даже при кратком пересказе?

  • Пятую.

  • Пользуясь планом, кратко перескажите рассказ.

  1. Краткий пересказ.

  1. Рефлексия.

  • Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Что хотел сказать автор?

  • Как вы относитесь к поступку Лели и Миньки?

  • Правильно ли поступили родители? Что бы вы сделали на их месте?

  1. Домашнее задание

Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрацию к тексту.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!