Номоконова Алла Андреевна МБОУ лицей им. В.Ф. Резникова
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
4 класс УМК «Школа России»
Тема урока: М.М. Зощенко «Елка»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев, выражать свое отношение к прочитанному; продолжать формирование умения пересказывать текст кратко, учить творческому пересказу; развивать речь, мышление, память, воспитывать положительные качества личности.
Планируемые результаты:
Предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст);
Метапредметные: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; - умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги; - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
Личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудио приложение к учебнику.
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
Какие эпитеты вы нашли в тексте?
Грибной воздух, горные леса, осенний наряд … и т.д.
Какие олицетворения вы встретили в тексте?
Эхо – как птица пересмешник, подхватило, швырнуло звук, живет и ждет эхо; рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая … и т.д.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Елка)
(Ответы детей)
(Ответы детей)
С какими рассказами Зощенко вы уже знакомы?
«Великие путешественники», «Золотые слова», «Самое главное».
Кто является главным героем этих рассказов?
Минька и его сестра Леля.
Мы уже говорили с вами, что этот цикл рассказов является автобиографическим. Объясните значение этого слова.
Рассказы о себе, о своем детстве, не вымышленные.
Работа по теме урока
Повторение сведений из жизни и творчества М.М. Зощенко
(Ответы учащихся. Дополнения учителя. Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля (10 августа) 1894 года в Петербурге (по другим сведениям в Полтаве), в небогатой семье художника. В семье было 8 детей. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. На окончив курса, ушёл добровольцем на фронт (шла Первая Мировая). Служил начальником почт и телеграфа, был пограничником. В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, звероловом на Новой Земле, милиционером, плотником, актером, подмастерьем сапожника, конторщиком, помощником бухгалтера в порту, телефонистом. Около 4 десятилетий проработал м. Зощенко в отечественной литературе. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов. К его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста: «Самое главное», «Умные животные», «Хитрые и умные».
Чему учат его рассказы? Вспомните те, которые мы уже читали и сделайте вывод.
«Золотые слова» - учат действовать с учетом сложившейся обстановки. «Великие путешественники» тому, что без знаний нельзя отправляться в дальний путь, что вообще надо многому учиться, чтобы не попадать в глупые ситуации и «не приходить к печальным результатам».
Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.
Физкультминутка.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Елка»
(Учитель использует аудио приложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по тексту на с. 59-64 учебника.)
Каким показался вам рассказ: смешным или грустным?
Что показалось смешным?
Понравился ли вам рассказ? Что понравилось больше всего?
Чем украшали елку сто лет назад?
Кто главные герои рассказа?
Как выглядела Леля и как называет ее Минька?
Длинновязая, высокая, Минька называет ее Лелища.
Что случилось, когда мама ушла на кухню?
Почему мама подарила паровозик четырехлетнему мальчику?
Почему поссорились мамы детей, пришедших на праздник?
Как отреагировал на происходящее папа?
Как вы думаете, почему Зощенко вспоминает именно эту елку через 35 лет?
Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Зачем Зощенко его написал?
Словарная работа
Золотушный – больной, истощенный ребенок.
Длинновязая – высокая, высоченная, длинная.
Добродушная – добрая.
Закрепление изученного
Деление текста на части и составление плана.
На сколько частей можно разделить текст?
На 5: «Вступление», «Минька и Леля у елки», «Гости», «Ссора с гостями», «Папина реакция».
Прочитайте 1 часть. (Далее – 2, 3, 4, 5)
Как вы считаете, какую часть надо рассказывать наиболее подробно даже при кратком пересказе?
Пятую.
Пользуясь планом, кратко перескажите рассказ.
Краткий пересказ.
Рефлексия.
Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Что хотел сказать автор?
Как вы относитесь к поступку Лели и Миньки?
Правильно ли поступили родители? Что бы вы сделали на их месте?
Домашнее задание
Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрацию к тексту.