СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М\м презентация "Взаимодействие участников образовательного процесса по повышению мотивации в современной образовательной среде"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная мультимедийная презентация может представлять интерес для всех участников образовательного процесса при подготовке к урокам, семинарам, педагогическим и методическим советам.

Просмотр содержимого документа
«М\м презентация "Взаимодействие участников образовательного процесса по повышению мотивации в современной образовательной среде"»

Разработка Петровой М.А., МБОУ СОШ №36 п. Новый Уоян 2021 год

Разработка Петровой М.А.,

МБОУ СОШ №36 п. Новый Уоян

2021 год

 Цель :  формирование сотруднических отношений между всеми участниками образовательного процесса с целью создания благоприятных условий для повышения учебно-познавательной мотивации.  Задачи: 1. Способствовать повышению учебно-познавательной мотивации как одного из основных условий повышения качества образования; 2. Способствовать гармонизации детско– родительских отношений в семьях учащихся; 3. Способствовать самоактуализации личности педагога.

Цель : формирование сотруднических отношений между всеми участниками образовательного процесса с целью создания благоприятных условий для повышения учебно-познавательной мотивации.

Задачи:

1. Способствовать повышению учебно-познавательной мотивации как одного из основных условий повышения качества образования;

2. Способствовать гармонизации детско– родительских отношений в семьях учащихся;

3. Способствовать самоактуализации личности педагога.

 Опросник по изучению эффективности взаимосвязи педагога с родителями  Варианты ответов : никогда – 0, иногда – 1 , часто – 2, всегда – 3. 1.  Часто ли родительское собрание соответствует заявленной теме? 2.  Как часто вы заранее готовитесь к разговору с родителями по поводу неуспеваемости ребенка (плохой успеваемости)? 3.  Как часто вы взаимодействуете с родителями с целью повышения учебной мотивации плохо успевающего ребенка? 4.  Как часто вы  отказываетесь в пользу родителя от функции контролера за успеваемостью ребенка, которую в действительности должен выполнять родитель? 5.  Как часто в ходе своих лекториев для родителей на собраниях вы выходите на конкретные рекомендации по улучшению успеваемости учащихся? 6.  Часто ли вы задаетесь вопросом, на сколько успешным было ваше родительское собрание и достигли ли вы цели, которую ставили в начале перед собой?

Опросник по изучению эффективности взаимосвязи педагога с родителями Варианты ответов : никогда – 0, иногда – 1 , часто – 2, всегда – 3.

  • 1. Часто ли родительское собрание соответствует заявленной теме?
  • 2. Как часто вы заранее готовитесь к разговору с родителями по поводу неуспеваемости ребенка (плохой успеваемости)?
  • 3. Как часто вы взаимодействуете с родителями с целью повышения учебной мотивации плохо успевающего ребенка?
  • 4. Как часто вы отказываетесь в пользу родителя от функции контролера за успеваемостью ребенка, которую в действительности должен выполнять родитель?
  • 5. Как часто в ходе своих лекториев для родителей на собраниях вы выходите на конкретные рекомендации по улучшению успеваемости учащихся?
  • 6. Часто ли вы задаетесь вопросом, на сколько успешным было ваше родительское собрание и достигли ли вы цели, которую ставили в начале перед собой?
                  «Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»    К. Д. Ушинский

«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К. Д. Ушинский

      Мотивационно-целевой блок  Что же такое мотивация? От чего она зависит?   ЦЕЛЬ- к чему стремиться человек МОТИВ- что побуждает его стремиться к этой цели  (деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.)

Мотивационно-целевой блок Что же такое мотивация? От чего она зависит?

  • ЦЕЛЬ- к чему стремиться человек
  • МОТИВ- что побуждает его стремиться к этой цели

(деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.)

 потребности (неосознаваемая нужда)  мотивы (осознанные потребности)  мотивация (многообразие мотивов,  побуждающее к деятельности)

потребности (неосознаваемая нужда)

мотивы (осознанные потребности)

мотивация (многообразие мотивов,

побуждающее к деятельности)

 Мотивы  биологические  (низшие)  влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности-  еда, сон, отдых,  безопасность  социальные  (высшие)  интересы, идеалы,  убеждения личности –  вера, карьера, социальный статус, осознание смысла жизни

Мотивы

биологические

(низшие)

влечения, желания, хотения человека, отражающие его физиологические потребности-

еда, сон, отдых,

безопасность

социальные

(высшие)

интересы, идеалы,

убеждения личности –

вера, карьера, социальный статус, осознание смысла жизни

Мотивы осуществления деятельности Внешние :  Внутренние : долг перед значимыми людьми; ради получения похвалы; ради престижа, лидерства; ради материального вознаграждения. удовлетворение от процесса самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к личностному росту; понимание необходимости для жизни; деятельность как возможность общения.

Мотивы осуществления деятельности

  • Внешние :
  • Внутренние :

долг перед значимыми людьми;

ради получения похвалы;

ради престижа, лидерства;

ради материального вознаграждения.

удовлетворение от процесса самой деятельности;

прямой результат деятельности;

стремление к личностному росту;

понимание необходимости для жизни;

деятельность как возможность общения.

 Мотивы деятельности  Достижение успеха-  стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения  Избегание неудачи- устойчивое стремление избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности

Мотивы деятельности

Достижение успеха-

стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения

Избегание неудачи- устойчивое стремление избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности

 Иерархия мотивов по А. Маслоу В самоактуализации В уважении и престиже В любви и привязанности Потребность в безопасности Физиологические потребности

Иерархия мотивов по А. Маслоу

В самоактуализации

В уважении и престиже

В любви и привязанности

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

 Иерархия мотивов по А. Маслоу  ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ  МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ  ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ  В самоактуализации В уважении и престиже В любви и привязанности Потребность в безопасности Физиологические потребности

Иерархия мотивов по А. Маслоу

ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ

МОГУТ НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ УДОВЛЕТВОРЕНЫ

ЕГО БОЛЕЕ НИЗШИЕ ПОТРЕБНОСТИ

В самоактуализации

В уважении и престиже

В любви и привязанности

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

 Как только мы начинаем задавать человеку вопросы «Как ты можешь объяснить свой поступок?», мы переводим  его из неосознаваемого в осознаваемый пласт, пробуждаем его мотивационную систему.

Как только мы начинаем задавать человеку вопросы «Как ты можешь объяснить свой поступок?», мы переводим

его из неосознаваемого в осознаваемый пласт, пробуждаем его мотивационную систему.

Учеба- это напряженный и тяжелый умственный труд Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
  • Учеба- это напряженный и тяжелый умственный труд

Почему один ребенок учится с радостью,

а другой - с безразличием?

древняя  мудрость :  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.

Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения  интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности. Учителю следует создавать благоприятные условия

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Некоторые учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Каждому учителю следует опираться только на положительную мотивацию, если же иначе, то у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Отрицательная мотивация, порождает отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

   

  • Учебная мотивация это включение в деятельность учения, учебную деятельность.
  • Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешниемотивы проявляются тогда, когд адеятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, т.е не становится значимым, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

 Влияние учебной мотивации на результат

Влияние учебной мотивации на результат

 Учебная мотивация как один из основных компонентов компетентностного подхода в формате новых ФГОС  Компетентностный подход- это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда в современном обществе.  КП- это подход, при котором результаты образования остаются значимыми за пределами системы образования. (например, выбор ЕГЭ самим ребенком для последующей деятельности)  (Идея противопоставления ситуации, когда то, чему я учусь в школе, в школе лишь и востребовано)

Учебная мотивация как один из основных компонентов компетентностного подхода в формате новых ФГОС

Компетентностный подход- это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда в современном обществе.

КП- это подход, при котором результаты образования остаются значимыми за пределами системы образования. (например, выбор ЕГЭ самим ребенком для последующей деятельности)

(Идея противопоставления ситуации, когда то, чему я учусь в школе, в школе лишь и востребовано)

 Отличие компетентностного  подхода от традиционного  Понятие компетентности гораздо шире понятий З, или У, или Н (оно включает их в себя)  Это не сумма ЗУНов, это понятие несколько иного смысла- понятие личностного рез ультата .  ЗУНы , как сумма усвоенной информации, необходимой в большинстве случаев лишь для получения отметки.

Отличие компетентностного подхода от традиционного

Понятие компетентности гораздо шире понятий З, или У, или Н (оно включает их в себя)

Это не сумма ЗУНов, это понятие несколько иного смысла- понятие личностного рез ультата .

ЗУНы , как сумма усвоенной информации, необходимой в большинстве случаев лишь для получения отметки.

Что влияет на мотивацию?   Причины низкой мотивации  Причины высокой мотивации колоссальная избыточность учебного материала отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха); в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей. значимый, интересный материал ; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; положительная обратная связь предлагаются задания с очевидным результатом; возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся; наличие «изюминки» урока; благоприятный психологический климат

Что влияет на мотивацию?

Причины низкой мотивации

Причины высокой мотивации

  • колоссальная избыточность учебного материала
  • отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
  • все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха);
  • в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
  • значимый, интересный материал ;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь
  • предлагаются задания с очевидным результатом;
  • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
  • наличие «изюминки» урока;
  • благоприятный психологический климат
Психологический климат в коллективе По результатам проведенной диагностической работы, представляется возможным сделать следующие выводы:  Среднегрупповая оценка психологического климата в коллективе, средняя степень благоприятности социально – психологического климата. Группа сформирована как коллектив, активно принимает участие в новых проектах, не боится это делать. По школе в целом. С 4 по 11 классы. На диаграмме представлен психологический климат в классах.

Психологический климат в коллективе

  • По результатам проведенной диагностической работы, представляется возможным сделать следующие выводы:

Среднегрупповая оценка психологического климата в коллективе, средняя степень благоприятности социально – психологического климата. Группа сформирована как коллектив, активно принимает участие в новых проектах, не боится это делать.

  • По школе в целом. С 4 по 11 классы. На диаграмме представлен психологический климат в классах.
Результаты опросника

Результаты опросника

 Роль семьи в формировании положительной учебной мотивации у ребенка  Дом должен быть источником радости, объектом привязанности, тогда и ребенок будет стремиться радовать успехами. Лишь рядом со своей семьей ребенок достигает душевного равновесия и готовности к достижениям в жизни Только при хорошо налаженном взаимодействии с семьей школа может влиять на учебную мотивацию

Роль семьи в формировании положительной учебной мотивации у ребенка

Дом должен быть источником радости, объектом привязанности, тогда и ребенок будет стремиться радовать успехами.

Лишь рядом со своей семьей ребенок достигает душевного равновесия и готовности к достижениям в жизни

Только при хорошо налаженном взаимодействии с семьей школа может влиять на учебную мотивацию

Семья  Положительный фактор влияния- никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, как его семья.  Отрицательный фактор влияния- никто не может нанести столько вреда в воспитании, сколько может семья.

Семья

Положительный фактор влияния- никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, как его семья.

Отрицательный фактор влияния- никто не может нанести столько вреда в воспитании, сколько может семья.

Для формирования положительной мотивации к учению родителям следует опираться на данные рекомендации:

  • быть терпимым;
  • искренне интересоваться делами, учёбой ребёнка;
  • объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил;
  • чаще хвалить детей за успехи, тем самым давая стимул двигаться дальше;
  • помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка;
  • самостоятельность ребенка при решении жизненно важных ситуаций должна присутствовать в любом возрасте;
  • методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер;
  • ребенок должны знать, каких результатов ждет от него родитель ;
  • система контроля должна присутствовать , но лишь совместно с самоконтролем;
  • родителю нужно научиться испытывать внутреннее удовлетворение от школьных успехов своего ребенка;
  • методы поощрения в семье должны превалировать над методами наказания.
  • следует приводить из своей жизни позитивные примеры;
  • распланировать и помогать соблюдать режим дня;
  • воспитывать уважение к школе, к учителям, к знаниям;
  • активно участвовать в жизни класса;
  • вознаграждать регулярно за хорошую учебу (семейные праздники, символические призы).
  • научиться слушать и слышать учителя, выполнять его рекомендации.

 Опросник по изучению эффективности взаимосвязи педагога с родителями  Варианты ответов : никогда – 0, иногда – 1 , часто – 2, всегда – 3. 1.  Часто ли родительское собрание соответствует заявленной теме? 2.  Как часто вы заранее готовитесь к разговору с родителями по поводу неуспеваемости ребенка (плохой успеваемости)? 3.  Как часто вы взаимодействуете с родителями с целью повышения учебной мотивации плохо успевающего ребенка? 4.  Как часто вы  отказываетесь в пользу родителя от функции контролера за успеваемостью ребенка, которую в действительности должен выполнять родитель? 5.  Как часто в ходе своих лекториев для родителей на собраниях вы выходите на конкретные рекомендации по улучшению успеваемости учащихся? 6.  Часто ли вы задаетесь вопросом, на сколько успешным было ваше родительское собрание и достигли ли вы цели, которую ставили в начале перед собой?

Опросник по изучению эффективности взаимосвязи педагога с родителями Варианты ответов : никогда – 0, иногда – 1 , часто – 2, всегда – 3.

  • 1. Часто ли родительское собрание соответствует заявленной теме?
  • 2. Как часто вы заранее готовитесь к разговору с родителями по поводу неуспеваемости ребенка (плохой успеваемости)?
  • 3. Как часто вы взаимодействуете с родителями с целью повышения учебной мотивации плохо успевающего ребенка?
  • 4. Как часто вы отказываетесь в пользу родителя от функции контролера за успеваемостью ребенка, которую в действительности должен выполнять родитель?
  • 5. Как часто в ходе своих лекториев для родителей на собраниях вы выходите на конкретные рекомендации по улучшению успеваемости учащихся?
  • 6. Часто ли вы задаетесь вопросом, на сколько успешным было ваше родительское собрание и достигли ли вы цели, которую ставили в начале перед собой?
 Выводы:  1)  высокий уровень мотивации может компенсировать низкий уровень способностей; 2) мотивация является особо важным и специфичным компонентом деятельности; 3) через правильно организованную мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых; 4)через учебную мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 5)мотивации учения – это один из основных компонентов успешного овладения предметом обучающимися, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью самоактуализации педагога.

Выводы:

1) высокий уровень мотивации может компенсировать низкий уровень способностей;

2) мотивация является особо важным и специфичным компонентом деятельности;

3) через правильно организованную мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых;

4)через учебную мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

5)мотивации учения – это один из основных компонентов успешного овладения предметом обучающимися, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью самоактуализации педагога.

Мотивационная установка Я ХОЧУ…  Я МОГУ…  Я БУДУ…( Я СДЕЛАЮ )

Мотивационная установка

Я ХОЧУ…

Я МОГУ…

Я БУДУ…( Я СДЕЛАЮ )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!