Русская литература, 10 класс.
Тема урока: Лирика Ф.И. Тютчева.
Урок рассчитан на 2 часа. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе.
Цель: 1. познакомить учащихся с Тютчевым – поэтом, философом и певцом русской природы, раскрыть сложность и глубину его драматических переживаний, учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля.
2. помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;
3. обучить анализу лирического произведения;
4. приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи.
Оборудование: презентация по уроку, сборники стихов Тютчева
Задачи: 1) образовательные – познакомить с лирикой Тютчева
2) развивающие - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического произведения;
3) воспитательные - воспитывать на примере произведений Ф.И. Тютчева любовь к родной природе.
Подходы: личностно – ориентированный, проблемно-поисковый, технология проблемного обучения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов на уроке, так как нам предстоит плодотворно потрудиться (учителем объявляется тема, цель урока, слайд №1,2).
Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о биографии Ф.И. Тютчева. Что мы узнали об этом поэте? (ребята отвечают) (слайд №3)
2. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня наше занятие посвящено лирике Тютчева. На прошлом уроке, когда говорили о жизни и творчестве поэта, мы отметили, что лирику Тютчева условно подразделяют на 4 блока. Каких?
(ученики отвечают: гражданскую, пейзажную, философскую и любовную).
Верно, ребята, молодцы! Сегодня мы познакомимся с такими стихотворениями поэта, как: «Эти бедные селенья», «Слезы людские, о слезы людские», «Море и утес», «Осенний вечер» и «Она сидела на полу». Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следит за событиями в России. Свои размышления он обобщает в стихотворениях «Умом Россию не понять…», «Русской женщине», «Слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «Пошли, Господь свою отраду…». Прочитаем с вами стихотворение « Эти бедные селенья…», а затем послушаем запись (после прочтения стихотворения включается аудиозвук на слайде №5). Теперь прочитаем стихотворение «Слезы людские» (после прочтения слушают аудиозапись, слайд №6)
Учитель: Какая мысль объединяет эти два стихотворения?
- Определите мотив стихотворения. (Мотив – сочувствие страданиям людей.)
- Найдите эпитеты, которые характеризуют отношение лирического героя к бедствиям, страданиям, горю: неистощимые, неисчислимые, бедные, скудная).
Учитель: что вы можете сказать о поэте, опираясь на эти стихотворения?
(ученики говорят о том, что Тютчев - гражданин, не сторонний наблюдатель, а человек-гражданин, искренне переживающий и сочувствующий своему народу, эти стихи мы отнесем к гражданской лирике).
Учитель: Умнички, все верно подметили. Перейдем к стихотворению «Море и утес» (ученики читают, затем слушают, слайд №7).
Учитель: Как вы думаете, ребята, о море и утесе здесь идет речь? (создание проблемной ситуации), (ученики говорят, что нет). Как вы думаете, что имеется в виду под образом неприступного утеса? (ученики говорят ответы).
Учитель: А под образом волны? (ученики говорят свои ответы).
Учитель: Стихотворение «Море и утес» относят к философской лирике, где отразились философские мысли поэта о бытии человека. Под образом утеса имеется в виду судьба человека, а волна - это бунтарский характер человека, который борется со своей судьбой. Но что мы видим в последних строчках стихотворения, удается ли человеку сломить судьбу? (ученики говорят, что нет). Найдите строчки, где говорится об этом (ученики:
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…)
Учитель: Верно, ребята! Молодцы! Каким вы видите Тютчева, если опираться на это стихотворение? (ученики отвечают, что Тютчев – это поэт-мыслитель, размышляющий о вопросах бытия, о смысле жизни человека, о его месте во Вселенной).
Учитель: Отлично! Идем дальше. Найдите в сборниках стихотворение «Осенний пейзаж» (ученики читают и слушают аудиозапись, слайд №8).
Учитель: Ребята, стихотворение называется «Осенний вечер», а за окном у нас тоже осенний пейзаж. Какое настроение вызывает у вас данное стихотворение? (ученики: грустное) Почему? (ученики: осень-это пора умирания природы, наступают серые, мрачные, дождливые и туманные дни).
Учитель: Верно. Почему земля сиротеющая? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
Учитель: Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?(о человеческой жизни, о старости. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание).
Учитель: Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…)
Учитель: В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни. Здесь проводятся параллели между человеческой жизнью и миром природы (осень-смерть, одиночество). Данное стихотворение мы отнесем к пейзажной лирике.
Учитель: И последний блок тютчевской лирики – это любовная лирика. А познакомимся мы с вами со стихотворением «Она сидела на полу» (читаем и слушаем, слайд № 9). Ребята, какова тема данного стихотворения? (ученики: воспоминания героини о прошлом, о прошлой любви).
- О чем говорят строчки «остывшая зола? (ученики: любовь когда-то была горячей, теперь же осталась лишь остывшая зола).
- Вы наверняка обратили внимание на наличие глаголов прошедшего времени (ребята находят их: сидела, брала, разбирала и т.д). О чем они говорят? (ученики: что все это уже в прошлом, любви уже не суждено вернуться, воскреснуть). Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)
Учитель: Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам? (ученики: риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой».) Третья строка заканчивается словом «убитой», а в последних строчках возникает образ лирического «я». Лирический герой, возможно, чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить.
Заключение: Ребята, какие выводы мы можем сделать по лирике Тютчева? (ученики: поэзия Тютчева-поэзия глубокой мысли, органически связанная с образами природы и душевного мира человека.
Рефлексия. Закончите фразы:
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня задумался…
- Меня удивило…
- Я сделал вывод…
Домашнее задание: анализ одного стихотворенияпо выбору