СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лирика Ф.И. Тютчева", урок русской литературы в 10 классе, с презентацией

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Лирика  Ф.И. Тютчева", урок русской литературы в 10 классе с презентацией (анимированная, с аудиозаписями стихов)

Просмотр содержимого документа
«"Лирика Ф.И. Тютчева", урок русской литературы в 10 классе, с презентацией»

Русская литература, 10 класс.

Тема урока: Лирика Ф.И. Тютчева.

Урок рассчитан на 2 часа. Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для проведения внеклассного мероприятия по литературе.

Цель: 1. познакомить учащихся с Тютчевым – поэтом, философом и певцом русской природы, раскрыть сложность и глубину его драматических переживаний, учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля.

2. помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;

3. обучить анализу лирического произведения;

4. приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи.

Оборудование: презентация по уроку, сборники стихов Тютчева



Задачи: 1) образовательные – познакомить с лирикой Тютчева

2) развивающие  - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического     произведения;
3)  воспитательные  - воспитывать на примере  произведений Ф.И. Тютчева  любовь к родной природе.



Подходы: личностно – ориентированный, проблемно-поисковый, технология проблемного обучения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов на уроке, так как нам предстоит плодотворно потрудиться (учителем объявляется тема, цель урока, слайд №1,2).

Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о биографии Ф.И. Тютчева. Что мы узнали об этом поэте? (ребята отвечают) (слайд №3)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено лирике Тютчева. На прошлом уроке, когда говорили о жизни и творчестве поэта, мы отметили, что лирику Тютчева условно подразделяют на 4 блока. Каких?

(ученики отвечают: гражданскую, пейзажную, философскую и любовную).

Верно, ребята, молодцы! Сегодня мы познакомимся с такими стихотворениями поэта, как: «Эти бедные селенья», «Слезы людские, о слезы людские», «Море и утес», «Осенний вечер» и «Она сидела на полу». Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следит за событиями в России. Свои размышления он обобщает в стихотворениях «Умом Россию не понять…», «Русской женщине», «Слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «Пошли, Господь свою отраду…». Прочитаем с вами стихотворение « Эти бедные селенья…», а затем послушаем запись (после прочтения стихотворения включается аудиозвук на слайде №5). Теперь прочитаем стихотворение «Слезы людские» (после прочтения слушают аудиозапись, слайд №6)

Учитель:  Какая мысль  объединяет эти два стихотворения?

- Определите  мотив  стихотворения. (Мотив – сочувствие страданиям людей.)

- Найдите  эпитеты, которые  характеризуют  отношение       лирического  героя  к бедствиям, страданиям,  горю:  неистощимые,   неисчислимые, бедные, скудная).

Учитель: что вы можете сказать о поэте, опираясь на эти стихотворения?

(ученики говорят о том, что Тютчев - гражданин, не сторонний наблюдатель, а человек-гражданин, искренне переживающий и сочувствующий своему народу, эти стихи мы отнесем к гражданской лирике).

Учитель: Умнички, все верно подметили. Перейдем к стихотворению «Море и утес» (ученики читают, затем слушают, слайд №7).

Учитель: Как вы думаете, ребята, о море и утесе здесь идет речь? (создание проблемной ситуации), (ученики говорят, что нет). Как вы думаете, что имеется в виду под образом неприступного утеса? (ученики говорят ответы).

Учитель: А под образом волны? (ученики говорят свои ответы).

Учитель: Стихотворение «Море и утес» относят к философской лирике, где отразились философские мысли поэта о бытии человека. Под образом утеса имеется в виду судьба человека, а волна - это бунтарский характер человека, который борется со своей судьбой. Но что мы видим в последних строчках стихотворения, удается ли человеку сломить судьбу? (ученики говорят, что нет). Найдите строчки, где говорится об этом (ученики:


Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…)


Учитель: Верно, ребята! Молодцы! Каким вы видите Тютчева, если опираться на это стихотворение? (ученики отвечают, что Тютчев – это поэт-мыслитель, размышляющий о вопросах бытия, о смысле жизни человека, о его месте во Вселенной).

Учитель: Отлично! Идем дальше. Найдите в сборниках стихотворение «Осенний пейзаж» (ученики читают и слушают аудиозапись, слайд №8).

Учитель: Ребята, стихотворение называется «Осенний вечер», а за окном у нас тоже осенний пейзаж. Какое настроение вызывает у вас данное стихотворение? (ученики: грустное) Почему? (ученики: осень-это пора умирания природы, наступают серые, мрачные, дождливые и туманные дни).

Учитель: Верно. Почему земля сиротеющая? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.

Учитель: Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?(о человеческой жизни, о старости. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание).

Учитель: Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…)

Учитель: В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни. Здесь проводятся параллели между человеческой жизнью и миром природы (осень-смерть, одиночество). Данное стихотворение мы отнесем к пейзажной лирике.

Учитель: И последний блок тютчевской лирики – это любовная лирика. А познакомимся мы с вами со стихотворением «Она сидела на полу» (читаем и слушаем, слайд № 9). Ребята, какова тема данного стихотворения? (ученики: воспоминания героини о прошлом, о прошлой любви).

- О чем говорят строчки «остывшая зола? (ученики: любовь когда-то была горячей, теперь же осталась лишь остывшая зола).

- Вы наверняка обратили внимание на наличие глаголов прошедшего времени (ребята находят их: сидела, брала, разбирала и т.д). О чем они говорят? (ученики: что все это уже в прошлом, любви уже не суждено вернуться, воскреснуть). Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)

Учитель:  Какие средства языка отражают отношение лирического героя к письмам? (ученики: риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой».) Третья строка заканчивается словом «убитой», а в последних строчках возникает образ лирического «я». Лирический герой, возможно, чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить.

Заключение: Ребята, какие выводы мы можем сделать по лирике Тютчева? (ученики: поэзия Тютчева-поэзия глубокой мысли, органически связанная с образами природы и душевного мира человека.

Рефлексия. Закончите фразы:

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня задумался…

- Меня удивило…

- Я сделал вывод…



Домашнее задание: анализ одного стихотворенияпо выбору


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!