СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока русской литературы в 10 классе на тему: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений  Тютчева.

 

       Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация.

 

Просмотр содержимого документа
«План урока русской литературы в 10 классе на тему: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"»



6.02.2015 г. 10 а класс (ОГН) Русская литература


Тема урока: Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. «Весенние воды»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений Тютчева.


Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация.


Ход урока

1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания. Разминка. Ответы на вопросы.


1. Назовите годы жизни И.Тургенева.

2. С каким журналом в основном была связана его литературная деятельность?

3. Какой сборник рассказов принёс Тургеневу широкую известность и литературную славу?

4. Назовите романы писателя.

5. Последние произведения И. С. Тургенева,

поэтическое завещание большого мастера.


3. Объяснение новой темы. Слово учителя.

Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики.

Тютчева принято называть певцом природы.

Это был удивительный человек политик, дипломат известный в светских кругах  человек.

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

4. Учитель. Юность.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)





Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи,

гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

5. Учитель.

Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.

О пробуждении природы Тютчев говорит в стихотворении «Весенние воды», которое нам прочитает…

- Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении «Весенние воды»? (о марте)


6. Чтение стихотворения «Весенние воды».

7. Словарная работа

Брег - берег

Гласят – говорят, кричат, возвещают

Гонцы – те, кто несет весть, новость.

Назовите все слова, которые передают действие весенних вод

(шумят, бегут, будят, блещут, гласят)


Чтение стихотворения учащимися.


8. Закрепление урока. Вопросы и задания:

1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?

2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?

3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?

4. Назовите основные темы лирики Тютчева.



За 70 лет жизни Тютчевым написано всего лишь около 4-х сот стихотворений. Написано мало, но сказано много. Он и в наши дни в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и привычным стало сочетание имен Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета и Тютчева.

2. Закончу урок словами И.С. Тургенева: «Тютчев - один из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанный нам приветом и одобрением Пушкина».


3. Составление ассоциации.




Тютчев






























8. Домашнее задание: выучить стихотворение.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!