6.02.2015 г. 10 а класс (ОГН) Русская литература
Тема урока: Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. «Весенние воды»
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Разминка. Ответы на вопросы.
1. Назовите годы жизни И.Тургенева.
2. С каким журналом в основном была связана его литературная деятельность?
3. Какой сборник рассказов принёс Тургеневу широкую известность и литературную славу?
4. Назовите романы писателя.
5. Последние произведения И. С. Тургенева,
поэтическое завещание большого мастера.
3. Объяснение новой темы. Слово учителя.
Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики.
Тютчева принято называть певцом природы.
Это был удивительный человек политик, дипломат известный в светских кругах человек.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
4. Учитель. Юность.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)
Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи,
гроза – это их сложные и противоречивые отношения.
5. Учитель.
Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.
О пробуждении природы Тютчев говорит в стихотворении «Весенние воды», которое нам прочитает…
- Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении «Весенние воды»? (о марте)
6. Чтение стихотворения «Весенние воды».
7. Словарная работа
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
Назовите все слова, которые передают действие весенних вод
(шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
Чтение стихотворения учащимися.
8. Закрепление урока. Вопросы и задания:
1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
За 70 лет жизни Тютчевым написано всего лишь около 4-х сот стихотворений. Написано мало, но сказано много. Он и в наши дни в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и привычным стало сочетание имен Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета и Тютчева.
2. Закончу урок словами И.С. Тургенева: «Тютчев - один из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанный нам приветом и одобрением Пушкина».
3. Составление ассоциации.
Тютчев
8. Домашнее задание: выучить стихотворение.