Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тангутская средняя общеобразовательная школа
Лингвистическая игра
«Мы — грамотеи!»
Учитель: Аюшеева О. О.
с. Тангуты
2017
Участники: ученики 2, 3, 4 - х классов.
Цели:
Способствовать развитию интереса учащихся к изучению родного языка.
Способствовать воспитанию бережного отношения к родному языку, гордости за русский язык.
Способствовать повышению грамотности учеников.
Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями турнира, видеоролики, раздаточные карточки с заданиями, оформление зала плакатами с высказываниями о русском языке.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня вы пришли на игру «Мы — Грамотеи». Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку, узнаем много интересного про наш родной язык.
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Это все то, что мы изучаем на уроках русского языка. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится: «Без букв и грамматики не обходятся и математики», «Сначала аз да буки, потом все науки». «Величайшее богатство народа — его язык», - утверждал М.А.Шолохов.
Известный русский писатель К. Паустовский говорил о величии русского языка: «Нам дан во владение самый богатый, меткий,могучий и поистине волшебный русский язык.... С русским языком можно творить чудеса!»
Я надеюсь, что сегодня на игре «Мы - грамотеи», девиз которой «Выучи русский язык!», вы покажите прекрасное знание русского языка.
Начнем игру. Честь каждого класса будут защищать команды из 6-ти учащихся, но задания будут не только для членов команд, но и для болельщиков. Будьте внимательны. В команде 6 учеников.
Каждая команда имеет свое название
Итак, первая команда 4 класса – это «Знатоки».
Вторая команда 3 класса назвала себя «Лингвисты».
Третья команда 2 класса—«Русоведы»
Надеемся, что и сама игра, и ее итоги оправдают такие названия команд.
Команды готовы, болельщики тоже готовы, тогда представим наше жюри (Гаранкина Е. М.,_______________, ________________) Оно будет проверять правильность выполнения заданий, определять количество набранных баллов и назовет победителей нашей игры.
Можно брать подсказку зала, но при этом теряется балл.
1. Задание 1. «АЗ,БУКИ,ВЕДИ». Участникам игры предлагается задание под названием «Слово рассыпалось». Буквы следует расставить по местам и собрать слово. Каждое правильное слово – 1 балл.
Выполненное задание сдаем членам жюри.
Ведущий: Как мы и обещали, задание получат не только наши команды, но и болельщики.
Конкурс болельщиков.
Всем болельщикам предлагается слово контрабас, из букв этого слова необходимо составить как можно больше слов. Победит тот, кто составит большее количество слов из данного слова. Можно работать и в паре, в группах. А потом мы объявим возможное количество слов, которых можно составить из этого слова. (каждому классу дать ручку и лист бумаги)
Задание 2. Чтобы вас понимали, очень важно правильно произносить слова, правильно ставить ударения,а то ведь слово может и обидеться и стать непонятным. Как вы догадались сейчас будет орфоэпический конкурс «Ударь меня, если сможешь».
2 класс: лимон, тропинка, лазейка, грамота, забияка, улыбка, такса, лепет, грамматика, полотенце.
3 класс: компьютер, фонетика, тритон, берлога, президент, медальон, винтовка, аэроплан, фотография, демонстрация.
4 класс: ВОРОТА, ДЕФИС, НА ДОСКУ, ЗВОНЯТ, ДОСУГ, НАЧАЛИ,
ПОВТОРИШЬ, УГЛУБИТЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ
Задание 3. Русский язык очень сложный, и иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были? Необходимо угадать и записать.
Конкурс «Буква — акробат»
Задание с измененными поговорками дается каждой команде.
2 класс: Город не тетка.
Готовь сени летом, а телегу зимой.
3 класс: Видит око, да дуб неймет
Аппетит проходит во время еды.
4 класс: Взявшие мяч от мяча и погибнут.
Лес рубят — кепки летят.
Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон)
Узнайте многозначное слово по лексическим значениям, например: бывает подземным, гаечным, скрипичным, открывает дверь – КЛЮЧ.
Стрижка, вид спорта, отдельная больничная палата – БОКС.
Взрослые держат в ней посуду, а дети катаются с неё на санках – ГОРКА.
Южный плод и драгоценный камень – ГРАНАТ.
Растет в поле, но иногда выскакивает на глазу – ЯЧМЕНЬ.
Эта детская болезнь может быть животным и называться морская… СВИНКА.
Это можно сделать со светом и с мясом – ПОТУШИТЬ.
Бывает барабанной и десятичной – ДРОБЬ.
Порода собак и расценка на товары и услуги – ТАКСА.
Да, язык народа — это богатство, и мы должны в совершенстве им владеть. Д. Свифт (английский писатель, автор любимого вами произведения о приключениях Гулливера)
Задание 4: Для 2 класса
Игра «Звук заблудился»
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку
Врач напомнил дяде Мите:
-Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (5 слов)
3 класс (Расставь правильно точки)
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Игрушка новая там в клетке
Ручной щегол поет котлетки
Ребята там едят тетрадки
У них содержатся в порядке
4 класс:1) Корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехали»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
Приставка в слове «посмотрел»
Корень в слове «дороженька»
Суффикс в слове «лыжник»
3) Корень мой ищи в «цене»
В «очерке» найди приставку мне
Суффикс мой в «тетрадке» повстречаешь
Вся я в дневнике и в журнале
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
Конкурс для болельщиков (за правильный ответ – жетон) А знаете ли вы цвета?
А) Какого цвета вороной конь – ЧЁРНЫЙ
Буланый – СВЕТЛО-ЖЁЛТЫЙ, гнедой – КРАСНО-РЫЖИЙ, саврасый – СВЕТЛО-ГНЕДОЙ, сивый – СЕРЫЙ, каурый – СВЕТЛО-каштановый, пегий – В БОЛЬШИХ ПЯТНАХ, КРАПИНАХ.
Б) изумрудный – зелёный; рубиновый – красный; бирюзовый – голубовато-зеленый; хаки – серовато-зелёный с коричневым оттенком, защитный, с индийского языка – «цвет грязи»; терракотовый – красновато-коричневый (цвет обожжённой глины); электрик – голубой или синий с сероватым оттенком.
Задание 5. «Грамотный» конкурс
Конечно, наш турнир «Мы- грамотеи» не может пройти без конкурса на самую грамотную команду. Поэтому заключительный конкурс «Орфографический».
2 класс: Наш огород.
От тёплых лучей ож__ла земля. Вот и первая тра __ка. У дома наш огоро__. На огороде __льга и __арья посадили лук и укроп. Эта гря__ка для салата и репы.
3 класс:Вставить пропущенные буквы.
Зима. Выпал пушистый сне __. Я надел ша__ ку, шу __ку, варе __ки и пошёл на улицу. На дворе холодно, сильный моро__ разрисовал окна домов. Дети катаются с горки на лыжах и играют в сне___ки. Весело зимой!
4 класс: Помогите мальчику-пятикласснику получить хорошую отметку за диктант, исправьте ошибки.
Руский изык
Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату радново изыка. Типлатой веит от блиских с децва слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Таржественно праизносим мы слава: Родина, мир, трут, свобода. Руский изык памогаит нам дружыть.
Ведущий: Все задания выполнены. И мы просим болельщиков сдать листочки с составленными словами из исходного слова «контрабас». Жюри тоже подсчитает их количество и определит победителя. И мы думаем, что уже можно назвать то максимальное число слов, которые можно составить из этого слова. Это 250 слов.
Пока жюри поводит итоги и определяет победителя.
Подведение итогов, выступление жюри, награждения.
Ведущий: Игра закончилась, но я надеюсь, что интерес к изучению русского языка у вас не пропал, а наоборот, вам захотелось заглянуть в словарь, почитать книги о русском языке. Помните, «С русским языком можно творить чудеса» (Паустовский).
Задание 6: Конкурс: «Важные числительные»
Записать числительные словами.
4 класс: 11, 18, 130, 200, 1000.
3 класс: 22 июня началась Великая Отечественная война
В нашей начальной школе 125 учеников.
9 мая ветеранов поздравляют с праздником
Для 2 класса:
Не имей _________ рублей, а имей __________ друзей.
___________ раз отмерь – ________ раз отрежь.
_____________ в поле не воин.
«Без букв и грамматики не обходятся и математики»,
«Сначала аз да буки, потом все науки»
«Величайшее богатство народа —
его язык»
Знатоки
Лингвисты
Русоведы
Контрабас
2 класс: лимон, тропинка, лазейка, грамота, забияка, улыбка, такса, лепет, грамматика, полотенце.
3 класс: компьютер, фонетика, тритон, берлога, президент, медальон, винтовка, аэроплан, фотография, демонстрация.
4 класс: ВОРОТА, ДЕФИС, НА ДОСКУ, ЗВОНЯТ, ДОСУГ, НАЧАЛИ, ПОВТОРИШЬ, УГЛУБИТЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ
2 класс: Город не тетка.
Готовь сени летом, а телегу зимой.
3 класс: Видит око, да дуб неймет
Аппетит проходит во время еды.
4 класс: Взявшие мяч от мяча и погибнут.
Лес рубят — кепки летят.
Для 2 класса
Игра «Звук заблудился»
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку
Врач напомнил дяде Мите:
-Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
3 класс (Расставь правильно точки)
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
игрушка новая там в клетке
ручной щегол поет котлетки
ребята там едят тетрадки
у них содержатся в порядке.
«Собери слова»
класс:
Корень в слове «снежинка»
Приставка в слове «подъехали»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «ученики»
Приставка в слове «посмотрел»
Корень в слове «дороженька»
Суффикс в слове «лыжник»
Корень мой ищи в «цене»
В «очерке» найди приставку мне
Суффикс мой в «тетрадке» повстречаешь
Вся я в дневнике и в журнале
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ
2 класс:
Наш огород.
От тёплых лучей ож__ла земля. Вот и первая тра __ка. У дома наш огоро__. На огороде __льга и __арья посадили лук и укроп. Эта гря__ка для салата и репы.
3 класс:Вставить пропущенные буквы.
Зима. Выпал пушистый сне _ . Я надел ша__ ку, шу __ку, варе __ки и пошел на улицу. На дворе холодно, сильный моро__ разрисовал окна домов. Дети катаются с горки на лыжах и играют в сне___ки. Весело зимой!
4 класс: Помогите мальчику-четверокласснику получить хорошую отметку за диктант, исправьте ошибки.
Руский изык
Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату радново изыка. Типлатой веит от блиских с децтва слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Таржественно праизносим мы слава: Родина, мир, трут, свобода. Руский изык памогаит нам дружыть.