Дидактический разбор урока математики в 5 классе
по теме «Уравнение и его корни»
методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Выполнила
, Выучейская Татьяна Александровна,
учитель математики МБОУ «СШ д. Охона»
Пестовского р-на Новгородской области
Конспект урока
Предмет: Математика
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Уравнение и его корни.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования представления, что такое «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнений»
Развивающая: развить представление учащихся об уравнении, умение решать уравнения вида а + х = b, а – х = b, х – а = b, развивать универсальные учебные действия учащихся
Воспитательная: формировать навык сотрудничества, взаимоподдержки, умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий по теме «Уравнение», составление плана деятельности, фиксирование нового знания в речах и знаках, делать выводы на основе полученных результатов
Задачи урока:
Выработать алгоритм решения уравнений, рассмотреть его применение при решении различных упражнений;
Ознакомить учащихся с алгебраическим способом решения задач;
Развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
Формирование эмоционально положительного настроя у учащихся путем применения активных форм урока;
Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие коммуникативных способностей через организацию парной и фронтальной работы на уроке;
Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, словесный (беседа, чтение), наглядный, метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный)
Формы организации работы: парная, коллективная(фронтальная), индивидуальная
Планируемый результат:
Личностные: самопознание,
самооценивание,
формирование целостного мировоззрения,
смыслообразование
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
Этап урока. Развивающие задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Установление тематических рамок, обеспечение мотивации учения с детьми. | Приветствие, проверка подготовленности к учебным занятиям, организация внимания детей. Зачитывается высказывание М.А.Эйнштейна: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Как вы понимаете слова великого ученого? (портрет ученого) На прошлом уроке мы узнали свойства сложения и вычитания. Какие свойства сложения и вычитания вы знаете? А где они применяются? Какие математические записи мы знаем? Назовите их: 54+46 (числовое выражение) 85-с (буквенное выражение) 10537(неравенство) 345+43=378(равенство) Верное это равенство? (нет) Превратите его в верное равенство(388) Какие еще есть математические равенства? Хотите узнать? | Учащиеся читают свойства, объясняют применение свойств при вычислениях, преобразовании выражений. Включаются в учебную деятельность |
2.Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД Цели: создание условий для постановки учебной задачи, постановка цели урока | На доске записаны: а+34 52+х Х-13=48 С-57 У+41 Рассмотрите записи. Выберите лишнее. Х-13=48 Почему вы так решили? Объясните (Это равенство) Кто помнит, как называются такие равенства? (уравнения) Кто может сформулировать тему нашего урока? Давайте сформулируем тему и цель , чтобы в дальнейшем составить план действий | Читают выражения, называют компоненты Проговаривают тему, цель урока ( научиться решать уравнения), тип урока (урок открытия нового знания), называют шаги учебной деятельности (этапы урока) |
3.Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД Цели: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении заданий | Среди равенств найдите уравнения: х: х=1 15+ 8=23 15+х= 23 Х+8=23 23- х=8 У- 7=20 (Х+ 10)- 3=17 Сделайте вывод Ответьте на вопросы: 1.Что значит решить уравнение? 2. Что такое корень уравнения 3. Какое равенство называют уравнением? Где можно найти ответы на вопросы? | Соотносят новое знание с правилами в учебнике |
4.Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД Цели: Зафиксировать новое знание в речи и знаках | Запишите уравнения с корнем 8: 14+х= 8 19+х=27 36- х=18 48- х=28 Почему вы выбрали именно эти? Расскажите, как выполняли задание? Есть ли еще способы решения? при подстановке вместо буквы получилось верное числовое равенство в двух уравнениях Вывод: Корень уравнения - это число, при подстановке получается верное числовое равенство. | Парная работа. Взаимопроверка Выполняют задания, предлагают свои варианты решения |
5.Реализация построенного проекта. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД | 1)Какие из чисел 0, 1, 2, 3 являются корнями уравнений х+ 3=6 5(х+1)- 4х=5 2. А как вы думаете, уравнение имеет только один корень? Запишите и найдите корень уравнения: а: а= 1 0ˑ х =7 Вывод: Уравнение может иметь разное количество корней. | Учащиеся выполняют задания, объясняют результат Индивидуальная работа |
6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи Цели: уметь решать уравнения вида а ± х=в, х –а=в, а –х=в на основе связи между компонентами, решать задачи на составление уравнения | Оформить решение уравнений в тетради а) Х+ 345= 900 б)156 –у=18 в)z- 36 =85 Ответы: а) 555, б) 138, в) 121 В математике встречается много задач, которые решаются алгебраическим способом- составлением уравнений. При решении задач чаще всего буквой следует обозначить то, что требуется найти в задаче. № 373 | взаимопроверка по эталону Составляют алгоритм |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Заполните таблицу: Сколько корней имеет каждое уравнение? В +40=60 | Х:Х =1 | 0ˑ у=0 | 1 | много | Нет корней | | Самопроверка по эталону |
8.Включение знаний в систему повторения. Развитие познавательных УУД Цели: организовать повторение учебного материала , необходимого для продолжения образования | Посмотрите уравнения, записанные на доске n -15=6 3c +3c- 5=10 x +34=30 (25 +a )- 4=19 c- 35=90 простые сложные | Фронтально отвечают на вопросы |
9.Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД Цели: создание условий для рефлексии учебной деятельности на уроке | Вернемся к цели нашего урока. Каков результат нашей деятельности на уроке? Достигли мы своей цели? Цель на будущее Учащимся предлагается оценить успешность на уроке по схеме: Было на уроке: трудно… интересно… я научился… меня удивило… | Заполняют анкеты, отвечают на вопросы |
10.Домашнее задание | П 10, вопросы стр. 60, № 395 (а,б,в), 397(а) | |