Гостяева Л.Н.
Тема: Состав числа 13.
Дата проведения: 20.04.2018 г.
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений определять состав числа 13, находить значения разностей и сумм на основе таблицы сложения; создать условия для нахождения математической закономерности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют определять состав числа 13, находить значения разностей и сумм на основе таблицы сложения, математическую закономерность.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); осуществляют анализ объекта; под руководством учителя проводят аналогию и на ее основе строят и в несложных случаях проверяют выводы по аналогии; самостоятельно выполняют эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулируют выводы.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют средства речевого общения; корректно формулируют и отстаивают свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент.
- Какое сейчас время года?
Какое настроение чаще всего бывает весной? Почему?
- Ребята, какой сегодня день: пасмурный, хмурый или светлый и солнечный? Какое настроение у вас вызывает такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Слайд.
- С кем бы вы хотели подружиться на уроке, с солнышком или тучкой?
Так, давайте работать так, чтобы солнышко нам всем светило, улыбалось и согревало!
II. Устный счёт.
Слайд.
- По дороге в школу сегодня я встретила щенка. Его зовут Дружок. Он видимо потерялся, и я привела его с собой. Мы с вами поможем найти ему свой дом. А для этого нужно работать дружно, активно. А Дружок постарается нам помочь.
- Давайте вспомним, с какими числами мы работали на прошлых уроках. (11, 12)
Что вы знаете о числе 11? (Двузначное, 1 дес.1 ед., стоит в натуральном ряду между числами 10 и 12)
Расскажите о числе 12? (Двузначное, 1 дес.2 ед., стоит в натуральном ряду между числами 11 и 13)
А что ещё мы узнали про эти числа? (Изучили состав чисел)
- Для чего нам необходимо знать состав числа?
- Давайте повторим состав этих чисел. Заодно узнаем, может в каком-нибудь домике и живёт наш щенок.
Слайд.
Игра «Засели домик»
Дом №11
- Нет не живёт наш щенок в этом домике.
Дом №12
- И в этом домике он не живёт.
III. Целеполагание и мотивация
-Откройте тетради, запишите число, в классе.
-Какое число следует при счёте за числом 12? (13)
- Что вы можете рассказать об этом числе? (Двузначное, 1 дес.3 ед., стоит в натуральном ряду между числами 12 и 14)
Какие цифры нам нужны, чтобы написать это число? (1 и 3)
Чистописание.
Письмо числа 13.
Слайд.
- А сможем ли мы заселить домик под № 13? (Нет)
- Почему? (Не знаем состав числа 13)
- Какую цель поставим на уроке? (познакомиться с составом числа 13, научиться применять эти знания) Слайд.
Слайд.
- Посмотрите на нашего Дружка, похоже мы нашли его домик. Но дом заперт на замок. Дружок сможет попасть туда только тогда, когда мы поможем ему открыть замок.
А для этого нам нужно знать состав числа 13.
IV. Открытие новых знаний
-Сейчас вы поработаете в парах.
-Выясните, из каких двух чисел можно получить число13 при помощи кирпичиков лего.
Запись равенств на доску.
-Рассмотрите внимательно равенства. Что заметили? Сократим этот столбик. Какое математическое свойство нам пригодится? Как оно звучит?
Записываем так: 1 слагаемое в порядке убывания, 2 – в порядке возрастания.
Слайд.
-Выяснили мы, как получить состав числа 13? Что вам теперь предстоит сделать?
-Сегодня составленный столбик поможет выполнять разные задания.
Давайте ещё раз проговорим состав числа 13. Слайд.
- Итак, 13 – это …
Физминутка.
- Дружок очень рад, что вы помогли отыскать его домик, снять тяжёлый замок. Он приглашает вас поиграть. (Щенячья физминутка)
- Я вам хочу открыть секрет. Число 13 не совсем обычное число. Давайте послушаем интересные сведения об этом числе.
1 ученик. Число 13 таинственное и у многих вызывает необъяснимый страх! Учёные считают, что число 13 приобрело свой «мрачный имидж» в те времена, когда люди научились считать. Они пересчитывали сначала десять пальцев рук, а затем обе ноги. Так они доходили до 12-ти, после чего шло «неизвестное» число 13. Оно то и пугало суеверных людей того времени. Многие люди до сих пор считают число 13 несчастливым. Во многих странах нет домов с номером 13, автобусов №13, во многих гостиницах нет тринадцатых номеров, в зданиях нет 13 этажей, в поездах 13 вагонов, на кораблях – 13-х кают. В самолетах «пропадают» 13-е ряды, а в аэропортах нет 13-го выхода на посадку, в больницах по 13-м числам не проводят плановых операций, нет палат с этим номером.
2 ученик. А некоторые наоборот считают это число счастливым.
Шахматист Гарри Каспаров всегда считал 13 своим счастливым числом, всегда вел тринадцатые партии в атакующем стиле, а в 1985 году выиграл матч на первенство мира у Анатолия Карпова со счетом 13:11 и стал тринадцатым чемпионом мира по шахматам.
В годы Великой Отечественной войны советская подводная лодка под названием С-13 оказалась самой удачливой из всех субмарин Балтийского флота.
V. Первичное закрепление изученного
Работа в парах.
Слайд. Заполнение таблицы. Проверка, самооценка.
Уменьшаемое | Вычитаемое | Значение разности |
10 | 4 | … |
… | 7 | 3 |
13 | 5 | … |
… | 3 | 10 |
13 | … | 9 |
… | 10 | 2 |
13 | … | 7 |
Проверка по слайду.
- Наш щенок проголодался. Давайте его накормим.
Игра «Лабиринт». Слайд.
- Помогите щенку добраться до косточки.
VI. Решение задачи с использованием «Лего».
- Дружок поделился со мной секретом. Слайд.
У Дружка было 13 косточек. 5 из них он спрятал во дворе, а остальные зарыл в саду. Сколько косточек он зарыл в саду?
- Как называется этот текст? (задача) Почему это задача?
- О чём задача?
- Что известно про косточки?
-Выложите столько кирпичиков «Лего», сколько у него было косточек.
- А теперь уберите в нижний ряд те, которые он спрятал во дворе. Сколько осталось в саду? Как узнали? Запишите решение задачи. (13-5=8(к.))
- Как ответим на вопрос задачи? Запишите ответ.
VII. Работа в группах.
- Наш урок подходит к концу. Мы помогли Дружку найти его дом, помогли открыть крепкий замок.
Дружок убежал, но оставил нам послание, которое вам необходимо расшифровать. Слайд.
Ключ |
2 | м |
5 | о |
6 | ы |
7 | в |
13 | ! |
8 | д |
9 | л |
10 | ц |
7-2 = 4+5=
12-10 = 6+4=
3+5= 4+3=
9-3 = 6+7=
Дети решают примеры. Та группа, которая решила, получает ключ для расшифровки послания.
- Какое послание оставил вам Дружок? (Мы молодцы!) Слайд.
- Каждая группа оцените свою работу.
VIII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Что понравилось? Всё ли у вас получилось? Над чем ещё нужно поработать?
- Оцените свою работу на уроке на полях в тетради. (Оценивают кружочками.)
Если всё было понятно и всё хорошо получалось – красный кружок.
Если что-то немного вызывало трудности – зелёный кружок.
Если ещё много над чем нужно поработать и не всё было понятно на уроке – синий кружок.
Щенок приготовил для вас ещё один подарок. Он дарит вам свою самую любимую сахарную косточку.
Все молодцы. Всем спасибо за урок.