Муниципальное образовательное учреждение Пятилетская средняя общеобразовательная школа имени Дударева И.К.
Предмет: | математика |
Уровень образования: | начальное общее образование |
Тип урока: | урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Форма проведения: | Урок- путешествие |
Время проведения: | 21.02.2013г |
Продолжительность урока: | 45 минут |
Участники: | Ученики 2 класса |
Тема | Квадрат |
Цель темы | Формирование представлений о геометрической фигуре - квадрат через совместную познавательную деятельность. |
Планируемый результат | - Сформировать навык определения геометрических фигур по сторонам и углам; - Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; - Научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, - Научить решать задачи на нахождение длин сторон квадрата; - Закреплять вычислительные навыки при решении примеров и задач. - Развивать внимание и логическое мышление. |
Формирование УУД Личностные: Метапредметные: Предметные: | - осознание учащимися ценности изучаемого способа построения квадрата; - осознание практической важности полученных знаний о квадрате; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. - умение принимать и сохранять цель урока; - умение находить способы решения поставленной цели по построению квадрата и нахождение его периметра; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - умение провести рефлексию своих действий на уроке. - знание о квадрате, как геометрической фигуре; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение распознавать геометрические фигуры и правильно их называть; - умение построения квадрата в тетради. |
Основные понятия | Квадрат, прямоугольник |
Межпредметные связи | Технология, окружающий мир |
Базовый учебник: | Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И «Математика» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г (2 часть) |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Оборудование: | для учителя: учебник, набор геометрических фигур карточки для работы в группе мультимедийное оборудование, ЭОРы для учеников: рабочая тетрадь, учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2), ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла, |
Ресурсы | Авторские медиапродукты:1.Презентация «Морские приключения» 2.Презентация «Оригами» 3.Презентация «Физкультминутка» |
Аннотация | Урок проводится в кабинете, изучение нового материала и его закрепление проводится в форме путешествия с выполнение различных заданий направленных на повторение знаний и открытие нового через деятельностный метод. На уроке использованы 3 презентации, в том числе выполненная детьми («Оригами»), а также задействованы функции интерактивной доски (рисование) и документ-камеры для передачи изображения на доску. |
Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД |
Iэтап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели: -актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. | Позитивный настрой на урок. Повторение правил поведения на уроке. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Нас сегодня ждёт интересное морское путешествие на корабле, которое поможет нам узнать что-то новое и применить свои знания. Презентация «Морские приключения» слайд 1-2 Улыбнулись небесам, Улыбнулись парусам, Улыбнулись всем, кто рядом, Потому что все мы рады Отправляться в дальний путь Чтобы знаньями блеснуть. - Пожелайте друг другу удачи на уроке. Настраиваемся на работу. | Регулятивные УУД умение контролировать свою готовность к уроку) Личностные УУД чувство необходимости учения |
IIэтап. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цели: -закрепление знаний детей. -подготовка к изучению нового материала. | Участвовать в выполнении заданий | Организовать фронтальную работу по закреплению геометрического материала | -Подготовимся к путешествию, нам нужно хорошо знать и уметь различать геометрические фигуры. Интерактивная доска -Слушаем загадку, а отгадку рисуем на доске 1. Три вершины тут видны Три угла, три стороны Ну, пожалуй, и довольно! Что мы видим… 2. Что сейчас увидим мы Все углы его прямы Есть четыре стороны, Но не все они равны Он четырёхугольник Какой?... 3.Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышу На кольцо, на колесо Кто же я такой друзья? -Наше путешествие начинается Презентация «Морские приключения» слайд 3-4 1. Штурманы уточняют направление движения корабля (цепочка примеры) 2 .Какая геометрическая фигура у нас получилась. 3. Повторить материал о прямоугольнике. | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
III этап. Постановка учебной проблемы. Цели: -организация формулирования темы урока учащимися; -организация постановки цели урока учащимися. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Ставить цель урока. | Организовать работу детей по построению из геометрических фигур прямоугольника (квадрата). Контроль над выполнением задания | Презентация «Морские приключения» слайд 5 - И вот первое испытание «Бермудский треугольник». Это загадочное место на земном шаре. Кто попадает туда с трудом, возвращаются обратно. Нам нужно постараться выполнить задание, чтобы выбраться из этого места и продолжить путешествие, а работать будем в группах. Задания с геометрическим материалом. 1)Выберите треугольники 2)Составить из этих треугольников прямоугольник, проверить с помощью модели прямого угла, что эта фигура- прямоугольник. Презентация «Морские приключения» слайд 6 - Посмотрите внимательно, на этот прямоугольник в чём его отличие ? Может ли он иметь другое название? - Какая тема нашего урока? Как вы думаете, чему мы научимся на уроке? | Регулятивные УУД. умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу |
IVэтап. Изучение нового материала. Цели: - изложение нового материала урока; - организация работы по первичному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации | Работать слаженно в группе с полученными материалами для построения квадрата Оценивать правильность выполнения заданий. Выполнить задание по построению квадрата. | Включить детей в практическую деятельность. Организовать работу в группе Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов по построению квадрата. Обеспечить контроль за выполнением Организовать работу учащихся по построению квадрата в тетради, | Раз-два острова Три-четыре мы приплыли Пять-шесть сходим здесь Семь-восемь сколько сосен Девять-десять мы в пути До-счи-тал до де-ся-ти Презентация «Морские приключения» слайд 7-8 Разгадка тайны острова Квадрат. -Мы подошли к берегам необитаемого острова. Появляется слово Квадрат Этот остров загадочен, и чтобы разгадать его тайну, мы поработаем в группах. У каждой группы разные материалы, из которых вы должны выложить квадрат без измерительных приборов и разгадать тайну острова. (работа в группах) 1 группа – нитки 2 группа – пластилин 3 группа – проволока (Каждая группа объясняет, как они добились, того, чтобы стороны были одинаковой длины.) Показ полученных работ -Кто догадался, о какой тайне идёт речь? Презентация «Морские приключения» слайд 9 2. Формулировка определения. Чтение правила в учебнике с. 34 Ученики формулируют правило «Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны» 3.Работа в учебнике №2 Презентация «Морские приключения» слайд 10 4.Построение квадрата учителем на доске со стороной 4 см. (презентация) Учащиеся в тетради. 5. Определение периметра квадрата. ( с записью в тетрадь самостоятельно с взаимопроверкой) | Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД умение работать в группе, слушать и слышать друг друга Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД: умение контролировать свою работу и работу товарища. Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Vэтап Физкультминутка Цель: -организация процесса релаксации. | Выполнить упражнения | Организовать выполнение упражнений | 1. Зрительная гимнастика В кабинете в разных местах прикреплены геометрические фигуры, учитель называет фигуру, а ученики глазками находят эту фигуру в классе. Презентация «Физминутка» 2.Группировка Учитель показывает геометрическую фигуру, а дети собираются произвольно в группы и образуют эту фигуру. | Коммуникативные УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
VI этап. Закрепление изученного. Цель – в практической деятельности научиться чертить квадрат в тетради. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). Выполнить задание | Организовать работу в группе обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать работу учащихся по выполнению задания Обеспечить контроль за выполнением задания. | Презентация «Морские приключения» слайд 11 1. Нахождение периметра квадрата (в группах) 1 группа-7см 2 группа-6см 3 группа-8см Взаимопроверка выполненного задания. -Мы отправляемся дальше, покидаем остров. Презентация «Морские приключения» слайд 12 2. Задание на карточках -Мы проплываем мимо японских островов. Но на нашем пути неожиданно появились пираты. Если мы не выполним их задание, то не сможем вернуться домой. - Расшифруй слово. Расставь числа в порядке возрастания и каждому числу соответствует буква. Прочитайте полученное слово. ОРИГАМИ Проверка фронтальная | Коммуникативные УУД умение работать в группе, слушать и слышать друг друга Регулятивные УУД: умение контролировать свою работу и работу товарища. Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с задачей |
VIIэтап. Практическая работа. Цель: -организация практической работы -выполнение коллективно панно | Изложить подготовленный материал Работать слаженно в группе Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Осуществлять самоконтроль | Настроить на слушание материала Включить детей в практическую деятельность. Организовать работу в группе | Презентация «Морские приключения» слайд 13 - Пираты быстро уплыли, только оставили вот такую запись ОРИГАМИ. Что означает, это слово нам расскажут ребята. 1. Презентация «Оригами» (выступление двух учеников) -Наш компас сломан, мы не знаем, куда нам плыть дальше. А вы знаете, что раньше моряки умели определять стороны света, направление движения по звёздам. Если мы разгоним тучи и увидим звёзды на небе, то благополучно вернёмся домой. Презентация «Морские приключения» слайд 14 2. Изготовление звезды в технике оригами. (работа в группе) - Квадрат является базовой формой для многих поделок сложенных в технике оригами. Мы попробуем сложить лучики, а из них составить звёзды. (учитель показывает последовательность операций через документ- камеру) Составление панно «Звёздное небо» | Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, оформлять презентацию. Коммуникативные УУД - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. |
VIIIэтап. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: фиксация нового содержания урока; организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. | Организовать фронтальную работу по систематизации знаний. Создать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. | – Чему вы научились? – Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось? - Что вы открыли на уроке? - Понадобятся вам эти знания в жизни? - Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат звёздочки: жёлтая, красная, зелёная. Выберите одну из звёзд и добавьте на наше звёздное небо. Выставление оценок. Д/з с.39 №3, сложить из квадрата в технике оригами поделку Презентация «Морские приключения» слайд 15 Побывали тут и там. Повидали много стран. Но пора вернуться в школу Нам ещё учиться в пору! Презентация «Морские приключения» слайд 16 -Спасибо за работу на уроке! | Регулятивные УУД: Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос (контроль, коррекция, оценка) |
Пятилетская средняя общеобразовательная школа имени Дударева И.К.
1. Бахтина С.В. «Поурочные разработки по математике» к учебнику Моро М.И.и др «Математика» (в 2-х частях) М.2012г
2. Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой. – М.: 1990г.
3. Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 2. – М.: Просвещение, 2012г
4. Чилингирова Л. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1995г.