Урок литературы в 6 классе
Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки
Цели урока: сформировать понятие о мифе, его природе и отличительных особенностях.
Задачи:
Продолжить формирование понятия о мифе как огромной сокровищнице художественных образов, прекрасных произведений искусства.
Пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии.
Познавательные УУД
определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся
с учителем и сверстником
Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Разрешение конфликтов:
● выявление, идентификация проблемы,
● поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
● принятие решения и его реализация
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
● синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
● выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
● подведение под понятие, выведение следствий;
● установление причинно-следственных связей;
● построение логической цепи рассуждений;
● доказательство;
● выдвижение гипотез и их обоснование,
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников.
Личностные УУД
Мотивация учения.
Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
ХОД УРОКА
1 ОНУ
2. Терминологический диктант
Род литературы, в основе которого повествование и событийность.
То, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. (предмет изображения).
Ярко выраженное намеренное преувеличение, используемое с целью усиления художественной выразительности и значимости высказывания.
Эмоционально-выразительная, образная характеристика, выраженная в основном прилагательным, имеющим иносказательное значение.
Создатель произведения.
Эпическое произведение УНТ с установкой на вымысел.
Эпическая песнь-сказание, являющаяся одной из разновидностей УНТ, имеющая героико-патриотический характер.
Построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.
Цепь событий в произведении.
Риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Ответы
Эпос
Тема
Гипербола
Эпитет
Автор
Сказка
Былина
Композиция
Сюжет
Троп
Взаимопроверка
Оценка
10 – 9 = 5; 8 – 7 = 4; 6 – 5 = 3; 4 = 2
3 Машина времени
Представьте себя древними людьми. Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна, полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды.
Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь?
«…»
У каждого народа есть своё объяснение происхождения мира и всего, что в нем есть.
Какова тема нашего урока?
У различных народов существуют мифы о происхождении мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца. Мифы открывают удивительные страницы жизни народа. Но самыми известными являются мифы Эллады.
Аудио
МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА
Мы вернулись назад в наше время.
4.Что это сказка или нечто другое?
По аналогии с характеристикой сказки, дайте характеристику мифам (работа в группах по 4 человека)
«Продолжение таблицы УНТ»
Сказка | Миф |
Установка на вымысел | Воспринимался как реальность |
Устная форма существования (вариативность) | Устная форма существования (вариативность) |
Волшебство | Сверхъестественное |
Поучение и развлечение | Передача опыта |
Поэтическое творчество народа | Представление о мире древнего человека |
Герои либо положительные, либо отрицательные | Герои совмещают положительные и отрицательные черты |
Люди и животные (очеловечивание) | Боги, герои, сверхъестественные существа |
Соблюдение канонов построения | Нет четких правил в построении, главное - сюжет |
Максимально приближены к жизни | Значимые события |
ВЫВОД
Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).
5. Творчество
Сколько веков минуло, а в жизни людей происходят те же события, что и в древности: рождаются люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сменяются времена года…
Задание. Прочтите текст. Представьте себе, что вы древний человек. Опишите приход весны с помощью мифа. Персонажи могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов), так и придуманными лично вами.
Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре вот-вот сменится первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.
Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.
«обсуждение»
6. Итоги
Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».
«…»
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.
НАУКА (философия, астрономия, психология…)
И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства.
ИСКУССТВО
Живопись, литература, скульптура, архитектура, музыка
7. Домашнее задание
1.Подготовить сообщения о крылатых выражениях, афоризмах, фразеологизмах пришедших в наш язык из мифов.
2 Читать мифы о подвигах Геракла.
Раздаточный материал
Сравнительная характеристика
Сказка | Миф |
Установка на вымысел | |
Устная форма существования (вариативность) | |
Волшебство | |
Поучение и развлечение | |
Поэтическое творчество народа | |
Герои либо положительные, либо отрицательные | |
Люди и животные (очеловечивание) | |
Соблюдение канонов построения | |
Максимально приближены к жизни | |
Задание. Прочтите текст. Представьте себе, что вы древний человек. Опишите приход весны с помощью мифа. Персонажи могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов), так и придуманными лично вами.
Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре вот-вот сменится первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.
Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.
4