Тема: Организм человека и его строение.
Общий обзор организма
Цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Провести анализ связей между структурами и функциями органов и частей тела. Отработать навыки пользования анатомическими таблицами и схемами.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
1. Понятийная разминка: анатомия, физиология, психология, гигиена, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, гомологичные органы.
2. Фронтальный опрос. Причины появления расовых различий. Различия между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ».
3. Выполнение тестовой работы.
III. Изучение нового материала
Активизация познавательной деятельности
- Наш организм – уникальная система, которую каждый из нас может определить по-своему. А как? Посоветуйтесь в паре об определении понятия «организм» и озвучьте его. /заслушиваются ответы/
Слайд 1 - Продолжим наше обсуждение. Каков же наш организм? Насколько он уникален. Запишите тему нашего урока.
Слайд 2 – Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь состоят из тканей, ткани – из клеток, клетки – из молекул.
Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – «уровни» живого организма.
Слайд 3 - Уровни организации жизни на Земле (по Северцову)
5
Биосфера
Биоценоз
Человеческое общество
4
3
Популяция
Вид
Многоклеточный организм
Одноклеточный организм
2
клеточно-молекулярный
организменный
популяционно-видовой
биоценотический
биосферный
Клетка
1
Молекула
Молекула
Клетка
Ткань
Орган
Система органов
Организм
Слайд 4 - Организм человека как единая целостная система. Рассмотрим схему.
Вся окружающая нас природа разделяется на органическую (животные, растения, неклеточные формы жизни) и неорганическую (минеральные вещества). 96% веса тела – кислород, углерод, водород, азот, 3% - кальций, фосфор, калий, сера. Органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Вещества клетки образую упоряочные структуры- органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.
Слайд 5 – Организм человека – «многоклеточное государство».
Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов.
Ткани – специализированные системы клеток. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную ткани.
Слайд 6 – Из тканей, одна из которых имеет функционально ведущее значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.
Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.
Слайды 7-15 - Система органов – это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.
СООД (скелет, мышцы)
Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)
Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)
Половая система (половые органы, половые железы)
Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)
Эндокринная система (железы внутренней секреции)
Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)
Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)
Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0
Покровная (кожа, слизистые оболочки)
- Все эти системы мы будем подробно изучать на протяжении учебного года.
Слайд 16 – Что же контролирует наш организм? Согласование работы всех систем органов осуществляется нервной и эндокринной системами, но определяющим началом является генотип.
Генотип – совокупность всех наследственных задатков клетки или организма.
Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть совокупность всех его признаков.
Слайд 17 – А теперь выполним функциональную пробу. Для этого задержите дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха и засеките время.
- На какой срок вы смогли задержать дыхание?
- Посмотрите друг на друга, изменился ли цвет лица?
- Что происходит с вашим пульсом и сонными артериями?
Слайд 18 – Результат опыта: Задержали дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.
Вывод: изменение функций дыхательной системы приводит к изменения в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами органов есть связь.
- Но обратите внимание, что через несколько минут у вас восстановилось дыхание, сердцебиение. При этом вы осознанно ничего не предпринимали.
Слайд 19 - Взаимодействие всех систем организма направлено в основном на поддержание постоянства внутренней среды организма, основой которой является кровь. Происходящие изменения в окружающей среде компенсируются и уравновешиваются организмом.
Наш организм – система саморегулирующаяся.
Слайды 20-21 – Интересно, что в строении и расположении органов человеческого тела имеются определенные закономерности:
Длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо.
Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (определить, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак).
Расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведенных руках).
Длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.
Таблица. Средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека
(% к массе всего тела)
Мускулатура | 44 | Легкие | 1,5 |
Скелет | 17 | Печень | 2,8 |
Кожа | 18 | Почки | 0,5 |
Головной мозг | 2,2 | Сердце | 0,5 |
Спинной мозг | 0,06 | Поджелудочная железа | 0,4 |
Глаза | 0,02 | Кровь | 7,0 |
ЖКТ | 2,1 | Кровеносные сосуды, нервные стволы | 2,0 |
IV. Подведение итога
Слайды 22-23 –
Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Человеческий организм состоит из клеток, тканей, органов, системы органов.
Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.
Функции – реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.
Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.
Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.
Слайд 24 - Домашнее задание: § 6 прочитать, знать термины и определения понятий, ответить на вопросы после параграфа устно.
Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, рисунками, определите расположение внутренних органов в своем теле.