Просмотр содержимого документа
««Основные ткани организма человека»»
Дата _______ Предмет __биология___ Класс ___8___ № урока __4 (3) ___
Тема: «Основные ткани человеческого организма» _
8а_______ | 8б ________ | 8в________ | 8г ________ | 8д ______ |
Цель урока:
1. Образовательная:
Учащиеся знакомятся с основными тканями организма человека, их строением и функциями
2. Развивающая
развивать умения слушать лекцию, записывать ее опоры, анализировать, делать выводы;
3. Воспитательная
воспитывать интерес к предмету, к естественно - научным знаниям.
Ожидаемый результат в конце урока:
Знать: основные ткани организма человека, органы и системы органов;
Уметь: оформлять лекцию в тетради, работать с новым материалом;
Понимать: выражение клетка – ткань – орган - система органов –единый организм.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый
Оборудование, наглядность: учебник «Биология» 9 класс, рабочая тетрадь, презентация для интерактивной доски.
Ход урока:
1 Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, настрой класса на урок.
Этап актуализации знаний.
- Что такое ткань?
- Какие группы тканей растений вы помните?
- Какие группы тканей характерны для организма животных?
- Как вы думаете, какие типы тканей можно выделить у человека?
Этап изучение нового материала.
Ткань – это группа клеток сходных по строению, выполняемым функциям и происхождению.
Ткани организма человека:
А) Эпителиальная ткань:
Эпителий представляет собой пласты, покрывающие внутренние и внешние поверхности организмов. Его основной функцией является защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции.
В зависимости от формы клетки и количества клеточных слоев эпителий делится на несколько типов.
Виды эпителиальной ткани:
Клетки плоского эпителия тонкие и уплощённые; они плотно соединяются друг с другом. Выстилают: альвеолы лёгких, стенки капилляров.
Высокие и довольно узкие клетки цилиндрического эпителия выстилают желудок и кишечник.
Мерцательный эпителий похож на цилиндрический эпителий, но несёт на своей поверхности многочисленные реснички. Он выстилает яйцеводы, желудочки головного мозга, спинномозговой канал и дыхательные пути.
Б) Соединительная ткань:
Соединительная ткань – главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения. Соединительная ткань состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга; их потребности в кислороде и питательных веществах, как правило, невелики.
Виды соединительной ткани:
Рыхлая соединительная ткань состоит из клеток, разбросанных в межклеточном веществе, и переплетённых неупорядоченных волокон. Обеспечивает прочность и упругость соединительной ткани.
Плотная соединительная ткань состоит из волокон, а не из клеток. Содержится в сухожилиях, связках, роговице глаза, надкостнице и других органах.
Жировая ткань содержит, в основном, жировые клетки. Этот тип ткани предохраняет лежащие под ней органы от ударов и переохлаждения.
Скелетные ткани представлены хрящом и костью.
Кровь и лимфа
В) Мышечная ткань
Виды мышечной ткани:
Различают три типа мышц:
Поперечно - полосатые (их также называют скелетными) мышцы являются основой двигательной системы организма.
Гладкие (непроизвольные) мышцы образуют стенки дыхательных путей, кровеносных сосудов, пищеварительной и мочеполовой систем.
Сердечная мышца – встречается только в сердце.
Г) Нервная ткань:
Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Кроме того, она содержит рецепторные клетки. Нервные клетки могут возбуждаться и передавать электрические импульсы.
Клетки нейроглии сосредоточены в центральной нервной системе, где их количество в десять раз превышает количество нейронов. Они заполняют пространство между нейронами, обеспечивая их питательными веществами.
Органы организма человека:
Орган - часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняемые функции.
Какие органы организма человека вы можете назвать?
Системы органов организма человека:
Система органов – группа органов имеющих различное строение, но выполняющая сходные функции.
Назовите системы органов организма человека.
Этап закрепления изученного материала
Работа учащихся с микроскопом и микропрепаратами по определению видов тканей организма человека.
Домашнее задание.
§5-6, знать хорошо, подготовиться к лабораторной работе.
Итоги урока.
Подведение итогов урока.
Рефлексия (ученик и учитель).