I этап Организационный 2мин. |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьёю живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус – Зовут отчим домом... | Верно. Скажите, пожалуйста, что вы знаете о Советском Союзе? - Кто догадался, какая тема нашего урока? «Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг.» | Коммуникативная | | Включение в образовательный процесс. |
II этап Целеполагание 3 мин. |
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока, в виде вопросов или гипотез | Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы. | - Как называлось наше государство до революции 1917 года? - Как стало оно называться после 1922 года? - Какой город был столицей Российской империи? - Какой город стал столицей Советского Союза? - Молодцы. | учебнопознавательная, коммуникативная | | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу |
III этап Актуализация знаний 5 мин. |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для открытия нового знания | Узнаем о жизни нашей страны в 1920—1930-е годы. Найдём на карте территорию, столицу Союза Советских Социалистических Республик, а также союзных республик. | Работа с картой . | учебнопознавательная, | | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
IV этап Первичное усвоение новых знаний (30 мин.) |
Учитель предлагает новый материал и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Индустриализация в СССР. Итоги развития СССР к концу 1920-х годов. Причины, цели и источники индустриализации. Особенности индустриализации в СССР. Разработка первого пятилетнего плана. Форсированная индустриализация. Вторая пятилетка. Подготовка рабочих и инженерных кадров. Создание новых отраслей промышленности. «Ударные стройки» пятилеток в СССР. Труд заключенных. Социалистическое соревнование. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Итоги индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации сельского хозяйства. Хлебозаготовительный кризис 1927 г. Сочетание добровольного принципа вступления в колхозы с административным нажимом на крестьян. «Великий перелом» и переход к сплошной коллективизации. Политика «раскулачивания». Итоги коллективизации. Итоги и цена советской модернизации. Итоги развития СССР к концу 30-х гг. Цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. | Записать ключевые понятия темы. Индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год. Первые пятилетки (1928—1932 годов). 1927 провал хлебозаготовок. Социалистическое соревнование. | Учебно-познавательная, усвоение нового материала. | Знание ключевых понятий и дат. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. |
V этап Первичная проверка понимания (20 мин.) |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи | Ребята, работаем с текстом учебника и дополнительным раздаточным материалом, формулируем итоги индустриализации и коллективизации в СССР в 1920-1930х годов. Даем характеристику достижений и упущений в промышленности и сельском хозяйстве за первую пятилетку. | Работа с текстом учебника и раздаточным материалом. Формулирование основных итогов индустриализации и коллективизации. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Умение работать самостоятельно, делать анализ и выводы из изученного материала. Работа с историческими документами. | Самостоятельная работа по анализу изучаемого материала. Умение выделить главное из общей информации. Анализ изучаемых материалов. |
VI этап Первичное закрепление (10 мин.) |
Включение нового знания в систему знаний; - повторение и закрепление ранее изученного; - организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся своих решений по эталону; - создание ситуации успеха для каждого; - предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления | Ребята давайте обсудим ключевые события данного периода. К чему привела политика индустриализации и коллективизации. Как изменилось советское общество. Давайте выделим плюсы и минусы данных процессов. Ребята озвучьте причины коллективизации, к чему это привело? | Ответ обучающихся: - Индустриализация привела к ликвидации частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Ответ обучающихся: - Раскулачивание, | Коммуникативная, учебно-познавательная. | Умение вести диалог на заданную тему, обосновывать и отстаивать свою точку зрение. Умение оперировать новыми понятиями. | Умение вести диалог по изученной теме. Определять отрицательные и положительные стороны периода и событий ы нем. Делать самостоятельные выводы по изученному материалу. |
VII этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.) |
Организовать действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - объединение словом или предложением; - оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой | Выполнение тестовой работы по пройденному материалу. | Самопроверка по ключу на интерактивной доске. | Учебно-познавательная | Контроль усвоения. Самоконтроль. | Анализировать пути достижения поставленной цели, описывать способ ее достижения; анализировать личностное изменение в процессе учения. Знать правила и культуру взаимодействия. |
VIII этап Рефлексия (5 мин.) |
Осознание обучающимися результатов своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса | - Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на занятии я... - Самым полезным и интересным для меня было... - Я встретился с трудностью при ... - У меня хорошо получилось... - Мне это необходимо для... Домашнее задание: подготовка статьи на тему: Параграфы 88-89. Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг. Спасибо за урок! | Анализирует деятельность по достижению цели. | Учебно-познавательная. | Рефлексия. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |