Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 26.08.2022 г№149
_________(_Т.В.Колесникова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
начального общего образования
для 1 класса
Количество часов – 32 часа
Учитель: Дводненко О.А.
Программа разработана на основе примерной программы по курсу «Музыка. Начальная школа»
(В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.). Издательство «Дрофа», 2020 г.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа «МУЗЫКА»:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";
-Приказ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении ФГОС НОО» (с изменениями);
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;
-Авторская программа по музыке: «Музыка. Начальная школа», авторов: » В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2015)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов;
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области;
-Учебный план МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» рассчитана во 2 классе на 33 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2015), которая разработана для УМК Алеева В.В., Науменко Т.И. и др. «Музыка» (М.: Дрофа, 2015) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от 6 октября 2009г. №373), требований федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками данного курса.
УМК входит в Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2022-2023 учебный год.
Для реализации образовательной программы НОО на изучение курса «Музыка» во 2 классе по учебному плану МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов отводится 1 ч в неделю, 33 ч. в год.
По авторской программе - 1 ч в неделю, 33 ч. в год.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 13.12.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В области личностных результатов:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).
Требования к уровню подготовки учащихся
класс
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся научатся:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Учебной деятельности с применением системного подхода, который отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса в таких видах практической деятельности, как:
-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
-Драматизация музыкальных произведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.
К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, музыкальные инструменты (фортепиано. Свирель Э. Смелова, шумовые инструменты)
Контроль достижения учениками уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в формах собеседование, фронтальныйопрос, викторина
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 ч.)
Музыкальная прогулка (1час)
Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка»? Стоит только прислушаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т- п.). Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью. Музыкальные рейсы — прогулки с концертом. Музыкальный салон
Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)
Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.
Осенины (1час)
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматического искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический замысел. Общий характер музыки. Исполнители (оперные голоса). Либретто - литературная основа оперы
В оперном театре (1час)
Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет.
Осень: поэт, художник, композитор (1час)
Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.
Весело - грустно (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. Музыкальный строй - согласованное сочетание музыкальных звуков. У музыки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музыка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая музыка)
Озорные частушки (1час)
Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца
Мелодия - душа музыки (1час)
Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия
Творчество В.-А. Моцарта (1час)
Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор
Интонации в музыке (1час)
Основы музыкальной грамоты. Что называется, интонацией в музыке. Интервал
в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава
Ноты долгие и короткие (1час)
Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие
Величественный орган (1час)
Орган - самый большой клавишный духовой инструмент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония
Балет (1час)
Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)
Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет
в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рассмотреть, какие музыкальные образы характеризуют девочку, отважного Щелкунчика, мышиного короля
Зима: поэт, художник, композитор (1час)
Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?
Музыкальный размер (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в музыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры
«Марш Черномора» (1час)
Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, коварного и злого волшебника; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчиками; III ч. - повторение)
Инструмент-оркестр. Фортепиано (1час)
Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. forte- громко и piano - тихо. Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение
Музыкальный аккомпанемент (1час)
Основы музыкальной грамоты. Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту
Праздник бабушек и мам (1час)
Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев
Диезы, бемоли, бекары (1час)
Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар
«Где это видано...» (1час)
Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Самовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная карусель. По-настоящему хорошая музыка характером своим всегда точно соответствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить
Тема весны в музыкальных произведениях (1час)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов весна разная. Слушаем и анализируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы
Звуки-краски (1час)
Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окраски - тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого
Звуки клавесина (1час)
Клавесин - щипковый клавишный инструмент. Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина. Выдающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители
Тембры-краски (1час)
Свойство звуковой окраски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)
Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, легкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль
Музыка из детских кинофильмов (1час)
Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов. Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни, их произведения для детского кинематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из кинофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.
Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)
Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Представления о музыке | 26 | 2 |
2 | Представления о музыкальной жизни страны | 7 | 2 |
Всего часов | 33 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт (обоснов- ание) | Тема, тип урока | Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке | Понятия | |
|
1 | 02.09 | | Музыкальная прогулка Комбинированный | Что включает в себя понятие «музыкальная прогулка? | Общий характер музыки. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика итд.). |
2 | 09.09 | | «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского Комбинированный | Интонация в музыкальном произведении. | Значение интонации для передачи состояний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира. |
3 | 16.09 | | Осенины Изучение нового материала | Роль праздников в жизни людей. | Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички |
4 | 23.09 | | Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков Изучение нового материала | Великие композиторы, великие произведения. | Опера - жанр музыкально-драматического искусства Либретто - литературная основа оперы |
5 | 30.09 | | В оперном театре Изучение нового материала | Жанры музыки. Опера -музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. | Увертюра - вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев в инструментальном исполнении |
6 | 07.10 | | Осень: поэт, художник, композитор Комбинированный | Осень глазами художников, поэтов, композиторов | У художников - краски, у композиторов - звуки, у поэтов - слова |
7 | 14.10 | | Весело - грустно Изучение нового материала | Основы музыкальной грамоты. | Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения |
8 | 21.10 | | Весело - грустно Изучение нового материала | Лад в музыке - система взаимоотношений звуков обычно в пределах ок- тавы, определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения | «Лад», «мажор», «Минор». |
9 | 28.10 | | Озорные частушки Комбинированный | Частушка - русский фольклорный жанр, короткая на- родная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно. | Частушки бывают разными по тематике. Частушки -быстрые песни в четком ритме двудольного танца |
10 | 11.11 | | Мелодия - душа музыки Комбинированный | Основы музыкальной грамоты. | Мелодия - душа музыки. Мелодия - многосоставный элемент музыки. Мелодическая линия |
11 | 18.11 | | Творчество В.-А. Моцарта Изучение нового материала | Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. | Многообразие его деятельности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор |
12 | 25.11 | | Интонации в музыке Изучение нового материала | Основы музыкальной грамоты. Что называется интонацией в музыке. | Интервал в музыке - отношение вы- сот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава |
13 | 02.12 | | Ноты долгие и короткие Изучение нового материала | Основы музыкальной грамоты. | Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые) |
14 | 09.12 | | Величественный орган Изучение нового материала | Орган - самый большой клавишный духовой инструмент. | Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония |
15 | 16.12 | | Балет Изучение нового материала К.р. | Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии | Балет, вариации, кордебалет. |
16 | 23.12 | | Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» Изучение нового материала | Жанры музыки. Рождествен- ский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана | «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. |
17. | 13.01 | | Зима: поэт, художник, композитор Комбинированный | Выразительные возможно- сти музыки в описании зимней природы. | Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. |
18 | 20.01 | | Музыкальный размер Изучение нового материала | Основы музыкальной грамоты. | Размер в музыке -количество и тип метрических единиц (долей) в такте; Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-и трехдольные размеры, смешанные размеры |
19 | 27.01 | | Музыкальный размер Комбинированный | Основы музыкальной грамоты. | Размер в музыке - количество и тип метриче- ских единиц (долей) в такте; своеобразный Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух-и трехдольные размеры, смешанные размеры |
20 | 03.02 | | «Марш Черномора» Комбинированный | Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений. | Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.-) |
21 | 10.02 | | Инструмент-оркестр. Фортепиано Комбинированный | Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. | Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение |
22 | 17.02 | | Музыкальный аккомпанемент Комбинированный | Основы музыкальной грамоты. | Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту |
23 | 03.03 | | Праздник бабушек и мам Комбинированный | Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека. | . Праздничный концерт - музыкальная открытка, музыкальное поздравление |
24 | 10.03 | | «Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова Изучение нового материала | Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». | Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев |
25 | 17.03 | | Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова Комбинированный | Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». | Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев |
26 | 31.03 | | Диезы, бемоли, бекары Изучение нового материала | Основы музыкальной грамоты. | Альтерация (лат. alteration - изменение) – повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Пять знаков альтерации: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар |
27 | 07.04 | | «Где это видано...» Комбинированный | Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отношения к природе, к жизни. | Самовыражение в музыке. |
28 | 14.04 | | Тема весны в музыкальных произведениях Комбинированный | Краски и звуки весенней природы. | Выразительные возможности музыки в опи- сании весенней природы. |
29 | 21.04 | | Звуки-краски Изучение нового материала | Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром. | Свойство звуковой окраски - тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого |
30 | 28.04 | | Звуки клавесина Изучение нового материала | Клавесин - щипковый клавишный инструмент. | Механизм, устройство клавесина. Выразительные возможности музыкального инструмента клавесина. Сходство и различие в звучании фортепиано и клавесина. |
31 | 05.05 | | Тембры-краски Изучение нового материала | Свойство звуковой окраски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. | Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов |
32 | 12.05 | | «Эту музыку легкую... называют эстрадною» Комбинированный К.р. | Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватывающий разные стили, общим для которых являются простые, легкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). | Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. Популярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль |
33 | 19.05 | | Музыка из детских кинофильмов Комбинированный | Знакомство с музыкальными произведениями из детских кинофильмов. | Известные отечественные композиторы - авторы современной детской песни |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО ____________________ МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 2022___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 2022__г. |
Приложение
Тест №1 (2 класс)
1. Кто из русских композиторов создал музыкальное произведение «Картинки с выставки»?
а) П.И. Чайковский;
б) М.П. Мусоргский;
в) Н.А. Римский-Корсаков.
2. Кого из русских композиторов называли композитором-сказочником?
а) П.И. Чайковский;
б) М.П. Мусоргский;
в) Н.А. Римский-Корсаков.
3. Как называется большой музыкальный спектакль, артисты которого поют:
а) балет;
б) симфония;
в) опера.
4. Какие три чуда изображены в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»?____________ __________________________________________________________________________________________
5. Впиши недостающие слова:
а) сочиняет стихи _______________________;
б) пишет картины _______________________;
в) сочиняет музыку ______________________;
6. Стихи, картины, музыкальные пьесы – это:
а) произведения искусства;
б) произведения компьютерной графики;
в) произведения изобразительного искусства.
7. Впиши недостающие слова:
а) музыка, звучащая весело, жизнерадостно, светло, написана в ____________________;
б) музыка, звучащая грустно, печально, темно, написана в ___________________.
8. Развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно – это:
а) мелодия;
б) мажор;
в) интонация.
9. Выразительный переход от одного звука к другому называется:
а) мелодия;
б) мажор;
в) интонация.
10. Какая из существующих в музыке длительностей самая долгая?
а) восьмая;
б) целая;
в) четвертная.
11. Клавишно-духовой инструмент, состоящий из множества металлических и деревянных труб – это:
а) фортепиано;
б) скрипка;
в) орган.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) М. Мусоргский. «Лимож. Рынок»;
б) С. Прокофьев. «Болтунья»;
в) Э. Григ. Песня Сольвейг.
Тест №2
1. Цифры возле скрипичного ключа обозначают:
а) музыкальную форму
б) музыкальный размер
в) музыкальную интонацию
2. Этот танец в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться».
а) менуэт
б) гавот
в) вальс
3. Ударением в музыке называется:
а) акцент
б) балет
в) частушка
4. Марши пишутся в музыкальном размере:
а) 3/4
б) 4/4
в) 2/4
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент это:
а) фортепиано
б) труба
в) скрипка
6. В переводе с французского это слово означает «сопровождение».
а) регистр
б) аккомпанемент
в) лад
7. Кто из композиторов написал пьесу «Мама» («Детский альбом»):
а) М.И. Глинка
б) П.И. Чайковский
в) И.С. Бах
Тест №3
1. Как называется ударение в музыке? а) акцент;
б) такт;
в) размер.
2. Плавный кружащийся танец, который исполняется парами и имеет размер 3/4:
а) трепак;
б) вальс;
в) полька.
3. Старинный чешский народный танец, исполняется парами по кругу и имеет размер 2/4:
а) трепак;
б) вальс;
в) полька.
4.С французского языка это слово означает «идти, шагать»: а) трепак;
б) вальс;
в) марш.
5. Клавишный струнный инструмент, звучание которого сравнивают со звучанием оркестра:
а) труба;
б) барабан;
в) фортепиано.
6. Кто написал оперу «Снегурочка»? а) М. Глинка;
б) Н. Римский-Корсаков;
в) П. Чайковский.
7.Остановка, перерыв в звучании называется: а) ритм;
б) темп;
в) пауза.
8. Это слово в переводе с французского означает «сопровождение»: а) размер;
б) балет;
в) аккомпанемент.
Список литературы для учащихся:
Учебник по музыке: Музыка. 2 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 77, 1с.: ил
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.
Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.
Бирюков, Ю. Е. Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Интернет-ресурсы Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Технические средства обучения
-компьютер,
-мультимедийный проектор,
-экран проекционный,
-принтер
-музыкальный центр.
29