Дата:
Класс: 2
Номер урока и четверть: 5:1
Тема раздела: “Россия-Родина моя”.
Тема урока: «Природа и музыка».
Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.
Задачи - Образовательная:
Воспитательная:
воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки (день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).
Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.
Развивающая:
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальный материал:
Музыкальное приветствие «Хэй, хэй»
"Мы шагаем" – исполнение;
"Полюшко" Л. Книппера - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;
"Попутная песня" М. Глинки – слушание;
"Утро в лесу" и "Вечер" В. Салманова – слушание;
"Берёзки" И. Арсеева – разучивание.
“Наша речка (муз. Л.М. Колпышевой, сл. М. Минграновского)
Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.
Оборудование:
Ход урока.
1этап. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Хэй, хэй привет тебе.
Исполняем «Наша речка»
2этап. Изучение нового материала.
-Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.
Исполняю «Мы шагаем»
-Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.
Пою «Мы шагаем», дети показывают рукой движение мелодии.
-Исполним движение голосом.
Поёт учитель - поют дети.
-с каким настроением ребята поднимаются? (Бодрым, весёлым, радостным)
-Такая маленькая попевка, а может выражать и изображать. Выражать настроение и изображать движение.
-Исполним для слушателя. Он послушает и скажет, получилась ли у нас эта попевка?
-Какое движение изобразила музыка?
-с каким характером?
-Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.
«Полюшко» Л. Книппера слушание всего произведения.
-Почему так было интересно слушать?
-Какое движение изображает, какое настроение? (Бодрое, защищать едут Родину, а без бодрого настроения нельзя победить; и грусть слышится - девушки провожают на бой солдат, а ведь кто-то из них может не вернуться домой)
-Как интересно, в одном произведении музыка и выражает, и изображает одновременно сразу.
-Если бы я сыграла только вот этот цокот, чтобы получилось?
Исполнение
-А если только так? Что бы получилось?
Напеть начало слов.
-Получилась одна бы песня, без конницы и движения.
-Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?
-Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.
-А теперь послушаем тоже уже знакомую песню Михаила Глинки. Что выражается и изображается в песне?
Слушание «Попутной песни»
-Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.
- Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?
-Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.
-а теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.
-Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов, и звуков.
-Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё знаем, о чём может рассказать музыка?
-Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?
-Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?
-И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.
Сравнение музыки и живописи:
-Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;
Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.
-Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?
-Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.
Слушание «Утра в лесу».
-Дайте название музыке и картине.
-Как музыка подсказала, что это утро?
-На какой жанр похожа эта музыка?
Слушание «Вечера».
-Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать? (Колыбельные песни)
-в пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.
-Где было звучание более светлое, а где более тёмное?
-Где музыка звучала более громко и где более тихо?
-Где более светлая или более тёмная окраска звучания?
-Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.
«Березки» И. Арсеева Прочитать выразительно текст.
-Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы по настроению? По движению?
Картинка на доске.
-Я исполню песню об этих берёзках.
Слушание. Исполняю
-Какое настроение в песне: весёлое, жизнерадостное или грустное, светлое, задумчивое, ласковое?
-Песенно-танцевальный характер (песня, похожая на вальс)
-Выражено настроение человека, любующегося природой.
Разучивание, исполнение в движении
3 этап. Подведение итогов урока.
-Оказывается, не только художник может рисовать картины природы, но и музыка тоже.
-Что нового мы узнали на уроке? (Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности).
4 этап. Д\З. Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.