- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
-предлагайте свою помощь при выполнении заданий, тем самым показывая заинтересованность к успеху.
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество ребенка , в досуг.
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка.
– любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать, приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по– товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
-обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребенком.
-Указывайте ребенку на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребенка. Действуйте по принципу: “Да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок”.
-Определите сферу интересов ребенка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов. Определите обязанности ребенка в классе, следите за их исполнением. Создайте ребенку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы. Посоветуйте ребенку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т. Д., руководителем которого является мужчина.
-Демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Не вымещайте на ребенке свое бессилие, злобу, не демонстрируете ему модель агрессивного поведения. Обратитесь за помощью к наркологу, получите консультацию семейного психолога
-Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
-Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
-Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
-Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка
-неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание
-Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
-Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
-учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
-преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
-быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
-вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
-Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".
-Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
-Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
-Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
-Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.
-Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
-Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими
-Поощрение любых видов художественного и технических творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
-Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
-Не сравнивайте учеников.