СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поощрение и наказаение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что выбрать поощрение или наказание?

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала – педагогический домкрат.

 

 

 Задачи

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

 2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Ход беседы:

    Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребёнка.

   В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребёнку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

   Трудный ребёнок, сложный ребёнок, озорной - нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится нелегко. Почему ребёнок стал таким? Ведь он не родился «трудным». Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения.

    «Трудный ребёнок» - есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.

     Пытаясь воздействовать на «трудного» ребёнка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребёнка, а другие решают прибегнуть к самому лёгкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата. В этимологии понятий «поощрение» и «наказание» есть общее значение – стимулирование. Стимул - побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственно назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определённые действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.

Суть наказания заключается в том, чтобы ребёнок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает отвечать за свои поступки. Наиболее распространенной формой воздействия остаётся наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания.             

 Давно уже изгнана розга из сферы воспитания. Но и сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются обосновать необходимость физического наказания. Периодически наказывая ребёнка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

 

      Поощрение  дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда даёт положительный результат. Чрезмерное захваливание порождает самодовольство, тщеславие, эгоизм.

      Для того чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия, родителям необходимо соблюдать некоторые принципы и индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Чем взрослее ребёнок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

      Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение всё: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

      Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребёнком сохраняются нормальные отношения.

       Если ребёнок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый.

    Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребёнка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

    При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.

  •   Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  •   Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.
  •   Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  •  Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребёнка наказывают для его же пользы.

Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания. Наказание не должно вредить здоровью ребёнка – ни физическому, ни моральному. Если ребёнок болен – воздержитесь от наказания. Каким бы то не было наказание, ребёнок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения. Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос:   

 Чем можно заменить наказание?  Можно заменить его:

  •      Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  •       Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  •      Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
  •     Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
  •     Поощрением. Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание ещё раз услышать похвалу. Но следует воздержаться от поощрения где это возможно.

 

Не следует хвалить

  •  за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.);
  • за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
  • больше двух раз за одно и то же;
  • из жалости;
  • из-за желания понравиться: тот, кто хвалит, (далеко не все) становится любимым.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

     Поэтому необходимо помнить:

В хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще.

Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.

 Такт в поощрении и наказании – необходимый элемент.

 

И в заключении стихотворение

 памятка родителям от вашего ребёнка 

  • Не балуйте меня.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной.
  • Не полагайтесь на силу.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
  • Не пытайтесь читать мне нотации.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

   

   

*******

 

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

 

 

 

Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковской “Как быть родителями” из серии “Педагогика – родителям”. Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

Решением родительского собрания является памятки с советами родителям о том, как можно поощрять и как наказывать детей, а также памятка об основных принципах хороших отношений в семье.

 

 

 

 

 

Принципы отношений к ребенку

Основным слагаемым искусства быть родителем является отношение к ребенку и взаимоотношения с ним, так как наш взаимоотношения с кем-либо определялся нашим отношением к нему.

Точное и четкое применение принципов и методов воспитания, с учетом возрастных особенностей, является необходимым условием успешного формирования личности. Но скрепить отношения с ребенком может только бесконечное терпение, разумная, не знающая усталости любовь, понимание  и уважение.

Для нормального  развития ребенка родителям необходимо усвоить следующие принципы:

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы. [ Нарушение этих принципов ведет к формированию ущербной личности).

2. Ваш ребенок не ваша собственность, а  самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению его жизнь вы не имеете права, а можете только помочь выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их развития и реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда и вовсе не обязательно будет послушным и милым. Его капризы упрямство и негативизм также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях ребенка вы повинны сами, так как вовремя не поняли его; пожалели сил на воспитание, стали воспринимать ребенка через  призму не сбывшихся надежд или  элементарного раздражения ;  требуете от него того, чего он попросту не может вам дать, в силу своего возраста или характера; в общем не желаете принимать его таким, каким он есть на самом деле.

5. Вы должны верить в лучшее, что в нем есть, и  что в нем будет. Быть уверенным, что это лучшее непременно проявится. Сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 Это 5 принципов определяют воспитательный климат вашей семьи и задают строй личности ваших детей.

Ребенок воспринимает отношение родителей как оценочное, как следствие собственных действий. Поэтому нарушение принципа №2 это стремление воплотить в жизнь ребенка то, что не удалось вам приведет его к нервному срыву.

Нарушение принципа № 3 - жестко пресекаемые колебания настроения ребенка превратят его в забитого раба.

Нарушение принципа № 4 - отказ от презумпции невиновности сведёт на нет все ваши педагогические устремления.

Нарушение принципа № 5 - ваш воспитательный пессимизм создаст в ребенке заниженную самооценку и неуверенность в себе.

 

 

Памятка для родителей

«Как поощрять ребенка в семье»

  •  Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  •  Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  •  Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху ребенка, его поведению.
  •  Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна (сен) с твоим мнением» - это формирует у ребенка самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  •  Дарите своему ребенку подарки, на при этом учите его их принимать.
  •  Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: в день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы-выступления и т.п.
  •  Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  •  Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  •  Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  •  Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом

 

 

  1.  

 

 

Просмотр содержимого документа
"Поощрение и наказаение"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!