II этап – Актуализация знаний. Цель: вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работы, определение темы и проблемы урока | Коллективная работа Прием «Черный ящик» Определение проблемы урока | - Как вы думаете, что находится на черном ящике? - На дне ящика загадки, которые помогут нам определить тему урока. 1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет? 2. Её дают и предлагают, Точней всего на рынке знают. 3. Мала, кругла, покатна, Как убежит, не догонишь. 4. Книга-раздвига, Два листа, а середка пуста. Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы - О чем мы будем говорить сегодня? - С помощью высказывания писателя Бертольд Ауэрбаха определяем проблему урока? «Нажить много денег- храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их-искусство». - Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? | Ответы учащихся Деньги Цена Монета Бумажник О деньгах «Как правильно управлять деньгами? Ответы учащихся |
III. Изучение нового материала Цель: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний старых к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания | Прием кластер «Деньги» Парная работа Игра «Давай обменяемся» Фронтальная работа Коллективная работа Прием «Корзина идей» Прием «Собери слова» Прием «Погружение в прошлое» Коллективная раб Составление таблицы Групповая работа Практическая работа | - Прочитайте исторический источник и определите: «Что было деньгами?» и составьте кластер. Приложение 1 - Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. Приложение 2 - Понравилась ли Вам на ярмарке? - Как называется такой обмен? - Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Почему? - Таким образом товар-посредник выполняет роль эквивалента. В роли эквивалента выступали меха, кожи, редкие раковины и т.д. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно их стали заменят металлы: сначала медь, затем серебро и золото. - Что такое эквивалент? - Какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? - Что такое деньги? - На доске вы видите карточки со словами. (Роль, обмен, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий) Составьте из них предложение. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившийся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать». Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Название связывают с изображением всадника с копьем. Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции. - Какие функции выполняют деньги? - Начинаем составлять две колонки таблицы «Функция денег» используя источник на стр 105-106. Приложение 3 - У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. С помощью слайда презентации определите, как называются части монеты. - Кроме монет у вас на столе лежат российские бумажные деньги. Давайте рассмотрим их. 1.Определите какие купюры являются фальшивыми, а какие нет? 2. Как вы их определили? Ребята, хочу обратить ваше внимание, что статья 186 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных Центрального банка РФ. Поэтому купюры делают из покрывают специальной краской, наносят водяные знаки, чтобы купюры были отличимы, то есть их трудно подделать и легко узнать. Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Деньги - очень дурной господин, ,но хороший слуга. | Составляют кластер Обменяют собственный товар на необходимый и выясняют, трудно ли было найти нужную вам вещь. Ответы учащихся Бартер- это обмен товарами без участия денежных средств Ответы учащихся Эквивалент- товар, к которому нужно приравнивать все другие товары. - Богатство, эгоизм, магазин, банк рынок и т.д. Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров Составляют таблицу используя источник и схему на стр 105-106 Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства Легенда – надпись на монете. Номинал – нарицательная стоимость монеты Гурт - боковая поверхность монеты Рассматривают настоящие деньги и купюры,не являющиеся платежными средствами, отвечают на вопросы. |
VII. Домашнее задание. | | Прочитать отрывок из сказки «Муха-Цохотуха» и ответить на вопросы Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар И ещё купила дом И кафе открыла в нём Чашек, плошек накупила, После вывеску прибила, Что клиентов, мол, зовут Посетить кафе “Уют” .. Тут клиенты приходили, Ели торты, кофе пили. Удивлялися цене: Мол, приемлема вполне. За еду, за угощенье, За конфеты, за печенья Муха денежки берёт- Так идёт за годом год. А ещё продлятся годы- Возрастут её доходы. Ты запомни, наш читатель, Муха та -??? Кем стала муха? Почему в её кафе много клиентов? Как узнали клиенты об открытии кафе? С какой целью муха открыла кафе? | |