Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мирновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Пр. № 5 от «28» августа 2019 г. Руководитель МО ________ Н.Б. Чернышева | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ С.В. Кушкова «29» августа 2019 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «МСШ» ________ И.Г. Мироненко «30» августа 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру (вариант 7.1)
для Бирюкова Кирилла
на 2019/2020 учебный год
Роткина Е.И., учитель начальных классов
Евпатория, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Коллегиального заключения Центральной психолого-медико-педагогической комисси ГБУ
РК "Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» от 20.12.2017г. №59
Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, завершённой предметной линии учебников Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение. – 2014. рекомендованный Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе в объеме 2 часа в неделю (68 ч. в год: 17 часов, 51 час на самостоятельное изучение).
Срок реализации программы – 1 год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установки на безопасный, здоровый образ жизни;
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
навыкам адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание;
планировать свои действия в течение урока;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Познавательные УУД
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях ;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
Коммуникативные УУД
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
Предметные результаты:
понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к истории России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
воспринимать целостность окружающего мира,
основам экологической грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
умению устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание |
1 | Земля и человечество. | 9 ч | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. |
2 | Природа России. | 10 ч | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. |
3 | Родной край – часть большой страны. | 11 ч | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. |
4 | Страницы всемирной истории. | 7 ч | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
5 | Страницы истории Отечества. | 22 ч | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках. Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках. Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке. Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века. Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах. |
6 | Современная Россия. | 9 ч | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. |
| ИТОГО | 68 ч | |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название разделов | Учебные часы |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 10 |
3 | Родной край – часть большой страны | 11 |
4 | Страницы всемирной истории | 7 |
5 | Страницы истории Отечества | 22 |
6. | Современная Россия | 9 |
Итого 68 ч. |
Формы и виды контроля
№ п\п | Виды и формы контроля | Количество работ |
1 | Входная контрольная работа | 1 |
2 | Проверочная работа | 6 |
3 | Контрольная работа | 4 |
4 | Итоговая контрольная работа за год | 1 |