СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1 класс. ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для надомного обучения в 1 классе по предмету "Окружающий социальный мир" разработана для обучающихся с умственной отсалостью (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1 класс. ФГОС ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»


«Принято»

Руководитель МО

________________/Нечаева Н. И./ «___» ____________ 2016 г.




«Утверждаю»

Директор школы

____________/Никонова И. В./ Приказ №________ от «___» ___________ 2016 г.


Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий социальный мир»

для начальной ступени обучения

33 часа

1 класс

составлена на основе программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В. Воронковой



Составитель:

Кудина Вера Александровна,

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории




2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).


Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

  • Кудрина С.В. Окружающий мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: ВЛАДОС,2014

  • Кудрина С.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.:ВЛАДОС,2013


Цель:

формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.


Задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; 

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.

Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».

Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений.

В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.




Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям ребёнка с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого;

  • действия по подражанию действиям учителя;

  • действия по образцу, по словесной инструкции;

  • приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

  • элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

  • воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;

  • соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.


На занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.


Технологии, используемые в образовательном процессе

  • игровые,

  • здоровьесберегающие,

  • личностно-ориентированные,

  • дифференцированного обучения,

  • ИКТ

Виды деятельности обучающейся на уроке

  • игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);

  • элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);

  • конструктивная, изобразительная (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часов, 1час в неделю, 33 учебные недели.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


1) Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.

  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.


Содержание учебного предмета

Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Этот рукотворный мир», «Я и моя семья», «Дом, в котором я живу», «Улица», «Мир людей».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей.

Раздел учебного курса

Количество часов на изучение раздела

Школа

5

Этот рукотворный мир

5

Я и моя семья

2

Дом, в котором я живу

8

Улица

4

Мир людей

9

Всего

33


Тематическое планирование

№ п/п

№ в разделе

Тема

Примечания

Дата

Школа – 5 часов

1

1

Здравствуй, школа!



2

2

Я - ученик



3

3

Правила поведения на уроке



4

4

Правила поведения в школе



5

5

Школьные принадлежности (ознакомление, назначение)



Этот рукотворный мир 5 часов

6

1

Предметы вокруг нас (созданы человеком)



7

2

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).



8

3

Свойства игрушек (мягкие - твердые; музыкальные)



9

4

Одежда



10

5

Мебель (назначение, виды)



Я и моя семья – 2 часа

11

1

Члены семьи



12

2

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"



Дом, в котором я живу – 8 часов

13

1

Мой дом (квартира)



14

2

Назначение комнат



15

3

Мебель (диван, стул, стол)



16

4

Посуда (Тарелка, чашка, ложка).



17

5

Такая разная посуда



18

6

Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)



19

7

Игровые действия: стирка



20

8

Игровые действия: чаепитие



Улица – 4 часа

21

1

Двор. Игровая и спортивная площадки



22

2

Уличное движение. Светофор.



23

3

Виды и значение транспорта



24

4

Автобус



Мир людей – 9 часов

25

1

Профессии. Водитель (шофёр)



26

2

Игровые действия: водитель



27

3

Профессии. Врач



28

4

Игровые действия: доктор



29

5

Профессии. Продавец



30

6

Игровые действия: продавец



31

7

Профессии. Повар



32

8

Игровые действия: повар



33

9

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?





Всего часов за год:

33



Информационно-образовательный ресурс

  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).


Материально-техническое обеспечение

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

  • детские наборы посуды, предметы быта;

  • предметные, сюжетные картинки;

  • дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»

  • аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

  • тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

  • детские наборы «Больница», «Магазин»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!