МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 15»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа №15»
_________ А.Н. Хачатурьян
Приказ №____от 31.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература
Класс 7
РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения Учителей -предметников Протокол № 1 заседания МО от 30.08.2021 _________________ Подпись руководителя МО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа № 15» _____________________ Подпись 30.08.2021 дата |
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 15», с учетом Примерной программы по литературе к предметной линии учебников 5-11 классы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Литература. 5-9 классы: проект. . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
- Авторская программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
- Учебник «Литература 7 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях. М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2012.
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут);
— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи
на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;
— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшую ценность.
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
— работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
— разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
— владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или группе;
— быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
— полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений;
— сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений;
— формировать гуманитарный стиль мышления, опираясь в мышлении на понимание многообразия мира как ценности, требующей бережного отношения;
— разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой культуры;
— понимать национальное своеобразие и эстетическую ценность произведений, возникших в культурах народов России и мира.
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо - жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказывания разного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос(5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 слов в 5—6 классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки; писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Программа обеспечивает культурно-исторический системно - деятельностный подход в обучении, поддержанный УМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМК призван в комплексе обеспечить социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и
эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в учебниках и в тетрадях на печатной основе, что позволяет проводить поэтапное формирование умственных действий. Задания рабочих тетрадей направлены на обобщение, завершение коллективной работы индивидуальной, что должно способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.
В результате изучения литературы:
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
4.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, в том числе 1 час за счет части, формируемой участниками образовательного процесса), предусмотренных в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Образовательное изучение литературы осуществляется в объёме: 7 класс – 105 ч. (3ч. в неделю). На основании годового календарного учебного графика (в связи с тем, что уроки выпадают на праздничные дни), рабочая программа сокращена до 100 часов. Реализация программы планируется за счет уплотнения программного материала.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.
Развитие речи: выразительно чтение.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов
XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
А.С. ГРИН
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.
Теория литературы: развитие представлений о романтизме.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников
Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Р. БРЭДБЕРИ
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).
М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет (по выбору).
Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы ХVIII века
Г.Р. Державин. «Признание».
Из русской литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. «В людях».
И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Булычев. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
6. УРОКИ КОНТРОЛЯ
Часть А. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов
2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:
1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин
3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
4. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
5. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну
Часть Б. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
1.Как звали положительную героиню комедии «Недоросль», чьё имя означает «мудрость»?
2. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».
3. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»
5. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»
7. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?
_____________________________________________________________________________
Часть С. Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Контрольная работа №1
«Литература XVIII века»
Вариант 2.
Часть А. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
1. О каком писателе идёт речь: «14-летний мальчик был привезён в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора философии И.М. Шадена». Укажите фамилию.
1) Державин 2) Фонвизин 3) Карамзин 4) Радищев
2. Укажите фамилию русского поэта 18 века, который заложил в русской поэзии традицию рисовать Россию в образе женщины:
1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин
3. Укажите название литературного направления, возникшего в России в конце 18 века, к которому относят творчество Н.М.Карамзина.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
4. Какое из литературных произведений принадлежит перу А.Н. Радищева?
1) «Недоросль» 3) «Разговор с Анакреоном»
2) «Путешествие из Петербурга в Москву» 4) «Марфа Посадница»
5. Кого прославлял Г.Р. Державин в оде «Фелица»?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну
Часть Б. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
1. Кто из героев комедии «Недоросль» выражает позицию автора?
4. Да или нет? Язык произведений Г.Р. Державина значительно упрощён по сравнению с языком М.В. Ломоносова.
_____________________________________________________________________________
Часть С. Имя Митрофан в переводе означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Контрольная работа №2
Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Полтава»
Цель: Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. Уметь давать характеристику образов литературных героев.
Контрольная работа №3
Сочинение на тему « Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Цель: Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. Уметь давать характеристику образов литературных героев.
1.И. А. Бунин
2.М. Горький
3. Л.Н. Андреев
4. В.В. Маяковский
5. А.П. Платонов
1. «Юшка»
2. «Хорошее отношение к лошадям»
3. «Кусака»
4. «Необычное приключение…»
5. «Данко»
6. «Цифры»
7. «Детство»
1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога»
4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».
3. Какая мечта охватила всю душу ребенка в рассказе «Цифры»?
4. Жанр произведения «Детство»?
5. Главным героем произведения «Детство» является:
1. вымышленный персонаж
2. реальный персонаж
3. сказочный персонаж
6. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?
7. Какова тема рассказа «Кусака»? Что удерживало собаку на расстоянии от людей?
8. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:
1. жизнь поэта летом на даче;
2. фантастическая встреча человека и Солнца;
3. поэтический труд и назначение поэта.
9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:
1. его незащищенностью;
2. безотказностью;
3. безграничной добротой.
10. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?
Контрольная работа «Русская литература XX века»
Вариант 2
Соотнесите авторов и их произведения:
1.И. А. Бунин
2.М. Горький
3. Л.Н. Андреев
4. В.В. Маяковский
5. А.П. Платонов
1. «Юшка»
2. «Хорошее отношение к лошадям»
3. «Кусака»
4. «Необычное приключение…»
5. «Данко»
6. «Цифры»
7. «Детство»
2. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.
1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога»
4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».
3. Какая мечта охватила всю душу ребенка в рассказе «Цифры»?
4. Жанр произведения «Детство»?
5. Главным героем произведения «Детство» является:
1. вымышленный персонаж
2. реальный персонаж
3. сказочный персонаж
6. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?
7. Какова тема рассказа «Кусака»? Что удерживало собаку на расстоянии от людей?
8. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:
1. жизнь поэта летом на даче;
2. фантастическая встреча человека и Солнца;
3. поэтический труд и назначение поэта.
9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:
1. его незащищенностью;
2. безотказностью;
3. безграничной добротой.
10. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?
Контрольная работа №5
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
(по программе Меркина Г.С.)
1 вариант
А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/
И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».
1) Любовная лирика;
2) Свободолюбивая лирика;
3) Философская лирика;
4) Патриотическая лирика;
А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
А3. Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева
1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.
А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.
А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:
1.Портной сшил новую шинель.
2.Шинель прохудилась.
3.Покупка ткани.
4.Консультация с портным.
5.Приход на службу в новой шинели.
А7. Соотнесите произведения и героев:
1) Левша а) «Железная дорога»
2) Купец Калашников б) «Левша»
3) Ваня в) «Смерть чиновника»
4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
5) Червяков д) «Детство»
А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
| 2) А. Т.Твардовский «Василий Тёркин» | | |
а | б | в | |
Часть В.
В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…
__________________________ _________________ ___________________
В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
____________ ______________ ______________
В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
________________________________ ____________________
В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
_________________________________
Часть С
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…
С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
2 вариант
А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:
1) описание русской природы;
2) описание внешности человека;
3) образ русской женщины;
4) образ Родины.
А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:
1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!
занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»
2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»
3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»
4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»
А3.Фольклор – это:
1) народное искусство;
2) народное словесное искусство;
3) это сказки.
А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):
1-«Миргород»
2 –«Петербургские повести»
3. -«Арабески»
А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …
1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане
А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.
1.Кульминация;
2.Развитие действия;
3.Завязка;
4.Развязка;
А7. Соотнесите авторов и их произведения:
1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»
2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»
3) А.П.Чехов в) «Шинель»
4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»
5) М.Горький д) «Хамелеон»
А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
А.9. Соотнесите иллюстрацию и произведение:
Часть В
В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
_________________________ _____________________ _____________________
В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…
______________________ ____________________ ______________
В3. Определите стихотворный размер отрывка.
Назовите автора стихотворения
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.
___________________ _____________________
В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
Часть С.
Почитайте приведенный ниже отрывок:
Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.
-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.
С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа)
Планирование и материалы к курсу «Литература. 7 класс»: из опыта работы / авт.-сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин) – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М.И.Мещерякова. М.: Айрис-Пресс, 2009.
32