Календарно-тематическое планирование | |
№ п/п | № п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты по разделу | Характеристика учебной деятельности | Вид контроля | Оборудование,ЭОР,ЦОР |
предметные | метапредметные | личностные | | | |
. Введение (1 час) Знакомство с литературой и особенностями учебника. |
1 | 1 | | Ведение. Роды и жанры литературы. Личность автора, позиция писателя. | Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д. | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа. Формирование представления о русском национальном характере. | Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией. | Чтение вступительной статьи учебника, ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 | Ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 | Мультимедийная презентация |
УНТ (4 часа) |
2 | 1 | | Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Особенности языка былин. | Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре»,«песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня». | Понимание поучительного смысла былины. Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов | Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение распределять роли в работе в группе. Групповая работа по сбору необходимой информации | Работа в группах по предложенному тезисному плану | Рассказ по тезисному плану (устному и. | Мультимедийная презентация |
3 | 2 | | «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины. | Работа с текстом:Поиск постоянных гипербол в тексте былины. | Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор); . | Рабочие теради |
4 | 3 | | Русские народные песни. Обрядовая поэзия | Исследование жанрового многообразия русских песен и своеобразия поэтического языка русской народной песни. | Сочинение-миниатюра | Мультимедийная презентация |
5 | 4 | | Легенды и предания новгородского края. | Чтение легенд и преданий о былинных героях новгородского края. | | Фрагмент мультфильма |
Из древнерусской литературы (2 часа) |
6 | 1 | | «Повести временных лет». Поучительный смысл древнерусской литературы. | Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть | Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине. | Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) | Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) | Мультимедийная презентация |
7 | 2 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских». | Подробный развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских» (вопр. 1 с. 48) | |
Из литературы 18 века (7 часов) |
8 | 1 | | М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «Оды 1747года». | Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода».«силлабическое стихосложение», «тема и мотив». Знакомство с литературными деятелями 18 века | Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века. Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа. | Формирование умений писать сочинение-стилизацию, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | Чтение вступительных статей учебника ответы на вопросы учебника с.54, 57; сочинение с элементами рассуждения | Сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» | Мультимедийная презентация |
9 | 2 | | Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», | Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове | Интернет-ресурсы |
10 | 3 | | Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»).. | Составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине. Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2) | Развернутый пересказ | Мультимедийная презентация |
11 | 4 | | Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. | Чтение стихотворения «Властителям и судиям». Комментарий по четверостишиям. . | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | аудиозапись |
12 | 5 | | Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль.». | Комментированное чтение по ролям 1-го действия и анализ комедии «Недоросль.». | Мультимедийная презентация |
13 | 6 | | Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. | Викторина на знание комедии. Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы, | Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое: | Интернет-ресурсы |
14 | 7 | | «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев). | Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. | Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. | |
Из литературы 19 века (27 часов) |
15 | | | А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | Знание фактов биографии писателей и поэтов 19 века. Знание терминов из теории литературы тропы и фигуры(риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам. | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэтов и писателей. Воспитание эмоциональной отзывчивости на события исторические и литературные. Развитие умения характеризовать людей, опираясь на их речь, поступки, отношение к другим людям; формировать внимание к слову, художественной детали. | Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. Сопоставление фактов биографии и образов, идей произведений., составление статьи на заданную тему. | Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся. | Стр.32 вопросы и задания. | Мультимедийная презентация |
16 | |
| «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Чтение и исторический комментарий к балладе поэта. Инд. Сообщение о князе Олеге | | аудиозапись |
18 | | | Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка. Гражданский пафос поэмы. | Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава». | С. 152, вопр. | |
19 | | | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Диск к учебнику |
20 | | | «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения | Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...». «Опричнина» и др. | Создание проекта. | |
21 | | | «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя. | Анализ художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством. .. | Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?» | Мультимедийная презентация |
23 | | |
Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге» | Сообщение о Гоголе | Мультимедийная презентация |
24 | | | Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов. Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича» | Задания № 1-6 (на стр. 221 на выбор) – письменно. | Диск к учебнику |
25 | | | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.
| Сведения из жизни И.С. Тургенева , чтение и анализ идейного своеобразие рассказов из цикла «Записок охотника»; аргументированная защита прочитанного (сообщения, презентации) – работа в группах. | Письменный ответ на вопр. 4 стр.229. | |
26 | |
| Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. | Письменные характеристики Хоря и Калиныча, | Письменные характеристики Хоря и Калиныча. | Мультимедийная презентация |
27 | | | «Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. | Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. | |
28 | | | Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народа – основная тема произведений, чванство, равнодушие, покорность судьбе. | Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова.Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Литературная викторина (с.299, вопр.1) | Интернет-ресурсы |
29 | | | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины. | Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой. Н.А. Некрасов и художники-передвижники | Письменный ответ на вопр.1 стр. 291: | аудиозапись |
30 | | | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о прокормил». | Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности и творчестве писателя. . | Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. | |
31 | | | «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | С.303-311, пересказ, отв. на вопросы. Работа с иллюстрациями. Самостоятельный анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Коняга». | Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. | Фрагмент мультфильма |
32 | | | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341. Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. | Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. | Мультимедийная презентация |
33 | | | Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.. | С.342, в.8-9 подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. | Письменный ответ на вопр. 8-9 на с. .342. | |
34 | | | Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». | Краткий пересказ. Образ Левши в русском искусстве (живопись). | Краткий пересказ. | Мультимедийная презентация |
35 | | | Левша»: образный мир произведения. | Написать отзыв об образах в сказе Лескова. | : Написать отзыв о сказе Лескова. | Мультимедийная презентация |
37 | | | А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | |
38 | | | Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли. | Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. | выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. | Мультимедийная презентация |
39 | | | А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | пересказ, близкий к тексту (с.399-403), составление словаря языка персонажа. | |
40 | | | «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. | работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа. | пересказ, близкий к тексту (с.404 - 406), составление словаря языка персонажа. | Диск к учебнику |
41 | | | Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин) | | выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование. | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | |
Из литературы ХХ века (18 часов) |
42 | | | М. Горький. Повесть «Детство». Становление характера мальчика | Знание терминов из теории литературы. Знание фактов биографии писателей и поэтов 20 века. | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Знакомство с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, понимание им своего назначения, его человеколюбием. | Умение выявлять смысл названия произведения, мотивации поступков героев; проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности. | Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести. | Выборочный пересказ содержания повести. | Фрагмент фильма |
43 | | | «Легенда о Данко» Проблематика рассказа Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла. | Художественный пересказ легенды о Ларре. | Различные виды пересказа, цитатный план. | Мультимедийная презентация |
44 | | | И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | Анализ стихотворения. | Стих.наизусть | |
45 | | | Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. | выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. Диспут. . | | Мультимедийная презентация |
46 | | | А.И.Куприн «Куст сирени».Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | С.98-104, пересказ, отв.на вопр. | Отзыв на эпизод, составление плана ответа. | |
47 | | | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения. | С.114-116 пересказ, отв.на вопр. Анализ стихотворения. | Выразительное чтение стихов | Презентация |
48 | | | С.А.Есенин Тема лирических стихотворений; | Выразительное чтение. Анализ стихотворения. | Стих.наизусть | аудиозапись |
49 | | | Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике. | | |
50 | | | И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Национальный характер в изображении писателя. | С.134-138 пересказ, устное рисование Работа со словарями, отзыв.. | Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему | |
51 | | | М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | С.140-148, пересказ, история села. Составление тезисов. | | |
52 | | | К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» . | С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков. | Ответы на вопросы учебника. | Мультимедийная презентация |
53 | | | Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении. | С.161-162 в.10-11 | Изложение с элементами рассуждения. | |
54 | | | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. | Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике | Анализ текста. | Мультимедийная презентация |
55 | | | А.Т.Твардовский Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. | знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны | Стих.наизусть | |
56 | | | «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | Анализ текста. | | Интернет-ресурсы |
57 | | | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…» | Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны. | |
58 | | | В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. | Составление словаря персонажа, сочинение - рассуждение | | |
59 | | | 18. Русские поэты ХХ века о России. | Анализ поэтического текста | Стих.наизусть | |
Из зарубежной литературы (7 часов) |
60 | | | У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты. | Знание терминов из теории литературы: Сонет, хокку (хайку). Особенности перевода. Умение сравнивать разные переводы одного стихотворения. | Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Формирование убеждения на примере повести в том, что в мире существует добро, справедливость, мужество, порядочность, честь | Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства | Чтение стихов. Анализ поэтического текста. | Тезисный план статьи | презентация |
61 | | | М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. | Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа | | Фрагмент мультфильма |
62 | | | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» | Сообщения учащихся, выразительное чтение, | поисковая работа по зад. 1-5 с. 282 | Мультимедийная презентация |
63 | | | Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищНаходчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев. | Чтение С.286-305 | | |
64 | | | А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей | Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери, изучение произведений в рамках темы. | Тест | Мультимедийная презентация |
65 | | | А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | Чтение С.306 – 322. | | |
66 | | | Янка Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихотворениях. | Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы С.323-325 | стр. 326 вопр.2 | презентация |
67 | | | Контрольная работа за год | | | | | тест | |
68 | | | Заключительный урок. | | | | | Подведение итогов, задание на лето. | |