СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 7 класс Меркин. КТП.Предназначена для учебника Меркина 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе ФГОС»

Календарно-тематическое планирование


п/п

п/п

Дата


Тема урока

Планируемые результаты по разделу

Характеристика учебной деятельности

Вид контроля

Оборудование,ЭОР,ЦОР

предметные

метапредметные

личностные




. Введение (1 час) Знакомство с литературой и особенностями учебника.

1

1


Ведение. Роды и жанры литературы. Личность автора, позиция писателя.

Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д.

Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа.

Формирование представления о русском национальном характере.

Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией.

Чтение вступительной статьи учебника, ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5


Ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5

Мультимедийная презентация

УНТ (4 часа)

2

1


Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Особенности языка былин.

Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре»,«песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».


Понимание поучительного смысла былины.

Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов

Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью.

Умение распределять роли в работе в группе.

Групповая работа по сбору необходимой информации

Работа в группах по предложенному тезисному плану


Рассказ по тезисному плану (устному и.

Мультимедийная презентация

3

2


«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины.

Работа с текстом:Поиск постоянных гипербол в тексте былины.


Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор);

.


Рабочие теради

4

3


Русские народные песни. Обрядовая поэзия


Исследование жанрового многообразия русских песен и своеобразия поэтического языка русской народной песни.


Сочинение-миниатюра


Мультимедийная презентация

5

4


Легенды и предания новгородского края.

Чтение легенд и преданий о былинных героях новгородского края.


Фрагмент мультфильма

Из древнерусской литературы (2 часа)

6

1


«Повести временных лет». Поучительный смысл древнерусской литературы.

Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть

Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине.


Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью,

воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное.

Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40)



Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40)


Мультимедийная презентация

7

2


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских».


Подробный развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских» (вопр. 1 с. 48)





Из литературы 18 века (7 часов)

8

1


М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «Оды 1747года».


Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода».«силлабическое стихосложение», «тема и мотив». Знакомство с литературными деятелями 18 века


Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века.

Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о

творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа.



Формирование умений писать сочинение-стилизацию, владеть контекстной речью,

воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное.

Чтение вступительных статей учебника

ответы на вопросы учебника с.54, 57;

сочинение с элементами рассуждения


Сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке»


Мультимедийная презентация

9

2


Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»,


Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове


Интернет-ресурсы

10

3


Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»)..

Составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине.

Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2)



Развернутый пересказ

Мультимедийная презентация

11

4


Властителям

и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

Чтение стихотворения «Властителям

и судиям». Комментарий по четверостишиям.

.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.



аудиозапись

12

5


Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль.».



Комментированное чтение по ролям 1-го действия и анализ комедии «Недоросль.».

Мультимедийная презентация

13

6


Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика.

Викторина на знание комедии.

Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы,



Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое:


Интернет-ресурсы

14

7


«Недоросль».

Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

Викторина на знание комедии.

Составление речевой характеристики героев.


Викторина на знание комедии.

Составление речевой характеристики героев.


Из литературы 19 века (27 часов)

15



А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Знание фактов биографии писателей и поэтов 19 века.

Знание терминов из теории литературы тропы и фигуры(риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам.

Пробуждение осознанного интереса к личности

и творчеству поэтов и писателей.

Воспитание эмоциональной отзывчивости

на события исторические и литературные.

Развитие умения характеризовать людей, опираясь на их речь, поступки, отношение к другим людям; формировать внимание к слову, художественной детали.

Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства.

Сопоставление фактов биографии и образов, идей произведений., составление статьи на заданную тему.

Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся.


Стр.32 вопросы и задания.


Мультимедийная презентация

16















«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие.

Чтение и исторический комментарий к балладе поэта.

Инд. Сообщение о князе Олеге



аудиозапись

18



Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка.

Гражданский пафос поэмы.

Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава».


С. 152, вопр.


19



М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения.


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


Диск к учебнику

20



«Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения

Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...».

«Опричнина» и др.


Создание проекта.


21



«Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя.

Анализ

художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством.

..


Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?»

Мультимедийная презентация

23







Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге»


Сообщение о Гоголе

Мультимедийная презентация

24



Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов.

Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»

Задания № 1-6 (на стр. 221 на выбор) – письменно.


Диск к учебнику

25



И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.








Сведения из жизни И.С. Тургенева , чтение и анализ идейного своеобразие рассказов из цикла «Записок охотника»; аргументированная защита прочитанного (сообщения, презентации) – работа в группах.

Письменный ответ на вопр. 4 стр.229.


26













Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне.

Письменные характеристики Хоря и Калиныча,

Письменные характеристики Хоря и Калиныча.

Мультимедийная презентация

27



«Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.

Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.


28



Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народа – основная тема произведений, чванство, равнодушие, покорность судьбе.

Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова.Выразительное чтение стихотворения наизусть.


Литературная викторина (с.299, вопр.1)


Интернет-ресурсы

29



Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины.

Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой.

Н.А. Некрасов и художники-передвижники



Письменный ответ на вопр.1 стр. 291:


аудиозапись

30



М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о прокормил».

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности и творчестве писателя.

.

Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке.


31



«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

С.303-311, пересказ, отв. на вопросы.

Работа с иллюстрациями.

Самостоятельный анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Коняга».

Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке.

Фрагмент мультфильма

32



Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341.

Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.


Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.

Мультимедийная презентация

33



Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа..

С.342, в.8-9

подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Письменный ответ на вопр. 8-9 на с. .342.


34



Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».

Краткий пересказ.

Образ Левши в русском ис­кусстве (живопись).

Краткий пересказ.

Мультимедийная презентация

35



Левша»: образный мир произведения.


Написать отзыв об образах в сказе Лескова.

:

Написать отзыв о сказе Лескова.

Мультимедийная презентация

37



А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.




Выразительное чтение стихотворения наизусть.



38



Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.


выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.

Мультимедийная презентация

39



А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета

Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

пересказ, близкий к тексту (с.399-403), составление словаря языка персонажа.


40



«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов.

работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.


пересказ, близкий к тексту (с.404 - 406), составление словаря языка персонажа.

Диск к учебнику

41



Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин)


выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.



Выразительное чтение стихотворения наизусть.



Из литературы ХХ века (18 часов)

42



М. Горький. Повесть «Детство». Становление характера мальчика

Знание терминов из теории литературы.

Знание фактов биографии писателей и поэтов 20 века.

Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.

Знакомство с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, понимание им своего назначения, его человеколюбием.

Умение выявлять смысл названия произведения, мотивации поступков героев; проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести.


Выборочный пересказ

содержания повести.


Фрагмент фильма

43



«Легенда о Данко» Проблематика рассказа Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

Художественный пересказ легенды о Ларре.


Различные виды пересказа, цитатный план.


Мультимедийная презентация

44



И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы.

Анализ стихотворения.




Стих.наизусть


45



Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение.

выр.чтение, с.77-93, содержание.

Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

Диспут.

.


Мультимедийная презентация

46



А.И.Куприн «Куст сирени».Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

С.98-104, пересказ, отв.на вопр.




Отзыв на эпизод, составление плана ответа.



47



В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения.

С.114-116 пересказ, отв.на вопр.

Анализ стихотворения.



Выразительное чтение стихов

Презентация

48



С.А.Есенин Тема лирических стихотворений;

Выразительное чтение. Анализ стихотворения.



Стих.наизусть

аудиозапись

49



Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике.



50



И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Национальный характер в изображении писателя.

С.134-138 пересказ, устное рисование

Работа со словарями, отзыв..


Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему


51



М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика.

С.140-148, пересказ, история села.

Составление тезисов.




52



К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» .

С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков.



Ответы на вопросы учебника.


Мультимедийная презентация

53



Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении.

С.161-162 в.10-11



Изложение с элементами рассуждения.



54



Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея.

Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике


Анализ текста.


Мультимедийная презентация

55



А.Т.Твардовский Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны



Стих.наизусть


56



«Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

Анализ текста.




Интернет-ресурсы

57



Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…»


Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны.


58



В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина.

Составление словаря персонажа, сочинение - рассуждение




59



18. Русские поэты ХХ века о России.

Анализ поэтического текста


Стих.наизусть


Из зарубежной литературы (7 часов)


60



У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты.

Знание терминов из теории литературы: Сонет, хокку (хайку). Особенности перевода.

Умение сравнивать разные переводы одного стихотворения.


Пробуждение осознанного интереса к личности

и творчеству писателя.

Формирование

убеждения на примере повести в том, что в мире существует

добро, справедливость, мужество, порядочность, честь

Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства

Чтение стихов.

Анализ поэтического текста.



Тезисный план статьи

презентация

61



М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.


Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа



Фрагмент мультфильма

62



Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата»

Сообщения учащихся, выразительное чтение,

поисковая работа по зад. 1-5 с. 282


Мультимедийная презентация

63



Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищНаходчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев.

Чтение

С.286-305



64



А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей

Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери, изучение произведений в рамках темы.

Тест

Мультимедийная презентация

65



А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

Чтение

С.306 – 322.



66



Янка Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихотворениях.

Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы

С.323-325


стр. 326 вопр.2

презентация

67



Контрольная работа за год





тест


68



Заключительный урок.





Подведение итогов, задание на лето.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!