Актуализация знаний Минутка чистописания Словарная работа Постановка учебной проблемы Работа в парах Открытие нового знания | - Прочитайте пословицу. Делу - время, потехе - час. -Какие знаки препинания есть в пословице? -Значение каких слов вам непонятно? -Как вы поняли пословицу? -Почему мы начали урок с этой пословицы? -Эта пословица будет девизом нашего урока. -Запишите пословицу по памяти соблюдая правила чистописания и пунктуации. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность и аккуратность записи по памяти. -Оцените работу. Нарисуйте на полях смайлик. -Какое слово зашифровано? С Н О А И -Как запишете это слово в тетрадь, проговорите. - Запишите слово. -Поставьте в слове ударение. - Подчеркните букву, написание которой вы должны запомнить. -Какую букву подчеркнули? Почему? - Подберите к слову «осина» однокоренные слова и продолжите запись после запятой. - Какие слова вы записали? - Почему эти слова однокоренные? -Как вы выделите эту часть слова? -Выделите корень в словах. - Посмотрите, я тоже подобрала однокоренные слова. Прочитайте лексическое значение каждого слова. (На доске: Осина – лиственное дерево, осинка – ласковое название осины, осинник - осиновый лес, осиновый - растущий на осине, сделанный из осины, подосиновик – гриб, растущий под осиной). -Назовите однокоренные слова. -Одинаковое ли лексическое значение слова «осина» или разное? - Какой вывод можно сделать? -Что вы можете сказать о словах: осина, осины, осине, осиной? -Что повторили выполняя задание? -Вы сейчас будете работать в парах. -Вспомните правила работы в парах. - У каждого из вас на партах лежат карточки с заданием. -Ваша задача составить словосочетания со словом осина. Окончание работы покажите взявшись друг с другом за руки домиком. -Какую проблему решали выполняя задание? -Как подбирали нужное окончание? Что вы для этого делали? -Вы изменяли форму слова или подбирали однокоренные слова? -Какие словосочетания у вас получились? -Проверьте правильность выполнения задания. -Покажите с помощью светофориков правильность выполнения задания. -Какая часть слова не изменяется? -Как называется эта часть слова? -Выделите корень в словах. - Какая часть слова меняется? - Как будем выделять окончание. - Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. -Мы видим, что окончание изменяется. Меняется ли при этом лексическое значение слова? - А что изменяется? - Сделайте вывод. - Для чего вы меняли форму слова? -Что вы делали, чтобы найти окончание? - Сформулируйте тему урока. - Чему будем учиться на уроке? -Где можно найти ответ на вопрос темы урока? -Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81. - Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? -Что будем делать первым? -Что будем делать дальше? -Сейчас открыли новые знания. -Какой следующий шаг? | - ребята читают пословицу. -тире, запятая. -во время учебы нет времени для игр. -на уроке нужно заниматься делом. -взаимопроверка, проверка с доской. -проговаривают «осина». -записывают слово «осина» в тетрадь. -ставят ударение. -подчеркнули букву «О» обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением. -подбирают однокоренные слова и записывают. -называют однокоренные слова. -имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение слов -выделяют корень в словах дугой. -читают лексические значения слова «осина». -называют однокоренные слова: осинка, осинник, осиновый, подосиновик. -лексическое значение слова разное. -в однокоренных словах корень одинаковый, а лексическое значение у слов разное. -это формы слова «осина» -вспомнили что такое однокоренные слова, как найти корень слова, формы слова. -читают памятку с доски. -в парах выполняют задание. -нужно было подобрать окончание к словам. -изменяли окончание так, чтобы слова правого и левого столбика были связаны по смыслу. -менялась форма слова. -читают составленные словосочетания. -показывают с помощью цветов светофора правильность выполнения. -«осин» -корень слова. -последняя буква, окончание слова -Лексическое значение слова не меняется -Форма слова -меняем окончание-меняется форма слова. -Чтобы слова в словосочетаниях были связаны по смыслу. Изменяя форму слова найдем его окончание. -как найти в слове окончание? -будем учиться находить в слове окончание. -в учебнике. -читают правило из учебника. -изменить форму слова. -изменим форму слова. -посмотрим, какая часть слова меняется-это и будет окончанием слова, выделим его «окошечком». -научиться применять новые знания. | Познавательные: интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами Коммуникативные УУД: практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация Познавательные: общеучебные: выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
Закрепление | - Откройте учебники на стр. 82, упр. 148. -Прочитайте задание. - Выполним задание к упражнению. -Чему будем учиться выполняя упражнение? -Прочитайте первую пословицу. - Как доказать, что выделенные буквы в словах – это окончания. -Что будем делать первым? -Что будем делать потом? - Измените формы этих слов. - Прочитайте вторую пословицу. - Как найти в слове окончание? - Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончание. - Давайте проверим. По цепочке называем слова и их окончание. | - ребята выполняют упражнение 148. -находить в словах окончания. - изменять форму слова. -наблюдать, какая часть слова меняется. - доброе – добрые, дело – дела, два – две, века – век, живет – живут. - нужно изменить форму слова. - ученики по памяти записывают в тетради пословицу. - добрым, людям, добрая, слава. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия |
Этап рефлексии учебной деятельности | - Найдите в словах окончание.(устно) Белка, белки, белке -Как вы находили окончание слова? - Все задачи урока решены. Какой цели вы достигли на уроке? -Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу – время, потехе – час) -Выделите в словах пословицы окончание. -Проверьте с доской. - Кто сделал так же как я? -Если в словах выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя на самом высоком уровне. -Оцените свою работу с помощью светофоров. -Чему учились на уроке? -Выполнение каких заданий у вас вызвали затруднения? -Что было непонятно? -Научились ли вы находить и обозначать в словах окончания? Оцените свою работу на уроке с помощью светофоров. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим. Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. -Сейчас выставим оценки. - Д/з – упр. 147, стр. 81. | - выделяют окончания в пословице. -сверяют с образцом. -учились находить в словах окончания. - ребята называют задания, которые вызвали затруднения. - выполняют действия, оценивают свою работу на уроке. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Практическое овладение устными монологическими высказываниями |