СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа литература, 5 класс, по учебнику В.Я.Коровиной на 2018-2019 учебный год. Региональный компонент (Тюменская область) (утверждена заместителем директора)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Петелинская средняя общеобразовательная школа»








СОГЛАСОВАНА

на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «_____»___________ 2018г.



СОГЛАСОВАНА

заместителем директора по УВР

________________________

Н.И.Кошикова


УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________2018 г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



УТВЕРЖДЕНА

приказом

от«_____» ___________20__ г.

№___________________


________________Н.Ю.Вахрушева



Рабочая программа

по литературе

основного общего образования,

уровень изучения базовый

класс 5

на 2018-2019 учебный год_



Количество часов в неделю 3, всего за год 102



Составитель рабочей программы Терентьева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы


Квалификационная категория первая



Год составления_2018 г._

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Петелинской СОШ; авторской про­граммы В.Я. Коровиной. -Программы общеобразовательных учреждений.  Литература. 5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: Просвещение, 2014).


Основные задачи реализации содержания учебного предмета:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учебник:

В.Я. Коровина. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.





Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.).

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

позиции.



Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

















Содержание учебного предмета.

Введение (2 часа).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (9 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы (3 часа).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из русской литературы XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (44 часа).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (33 часа).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Ю.Ч.Ким. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (10 часов).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Э.По. Золотой жук. Книги о приключениях

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик». Нравственные уроки сказки.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.




























Содержание по разделам


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Из них развитие речи

1.

Введение

2

1

2.

Устное народное творчество

9

3

3.

Древнерусская литература

3


4.

Из русской литературы 18 века

1


5.

Из русской литературы 19 века

44

7

6.

Из литературы 20 века

33

9

7.

Из зарубежной литературы

10

1



102

21
























Региональный компонент:

1

Из славянской мифологии. Миф о сотворении земли.

Ненецкий миф о сотворении мира.

2

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Пересказывать узловые сцены и эпизоды, строить рассказ о герое.

Региональный компонент П.Ершов.

3

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта.

Пушкин и декабристы.

4

А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

Находить средства художественной выразительности.

Раиса Лыкосова «Просека». 

5

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Знакомство с тюменской лирикой о родной природе.

6

И.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Юрий Вэлла.  «Сегодня утром дождь» 

7

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.

Давать оценку поступкам.

В. Крапивин. «Мальчик со шпагой».

8

В.П.Астафьев Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

К.Лагунов «Тайна чёрного озера»

9

Поэты о Великой Отечественной войне. Патриотические подвиги детей в годы В.О. войны.

Ю.Друнина в Ялуторовске.

10

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы. Проведение литературной параллели Владислав Крапивин. «Мушкетер и Фея».














Календарно-тематическое планирование


урока по порядку


Тема раздела



Тема урока

план

факт

1

04.09.


Введение-2ч

Введение. Писатели о роли книг в жизни человека и общества.

2

Уплотнение


РР- 1ч

В.ч. «Книга, о которой хочется рассказать».


3



Устное народное творчество

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

4



РР-3ч, из них сочинение-1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

5




«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка»: добро побеждает зло.

6




Р.Р. Обучение художественному пересказу сказки «Царевна-лягушка».


7




Иван-Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы.

8




«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

9




Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники.


10

Корректировка



Урок внеклассного чтения по русским народным сказкам.



11




Р.р.Подготовка к домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки».





Древнерусская литература


12




Летописание. «Повесть временных лет как литературный памятник.

13




Древнерусская литература.

14




Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».




Литература 18 века


15




Литература 18 века. Научные истины в поэтической форме в стихотворении М.В. Ломоносова. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»




Литература 19 века-


16



РР-9ч. Из них сочинний-2

Литература 19 века. Осмеяние лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А. Крылова. Басни «Волк на псарне»,«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом».

17



Контрольная работа-2

Понятие о басне. Басни И.А.Крылова.

18




Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А.Крылова. Конкурс инсценированной басни.


19




Контрольная работа по теме «Древнерусская литература и литература 18 века »

20




В.А.Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна».

21




В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки.


22




В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

23




А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» -поэтизация образа няни.

24




Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

25




Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

26




Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)

27




А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев.

28




Р.р.Обучение характеристике героев сказки Пушкина.

29




Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина.


30




Р.р. Сочинение «Эту сказку я придумал».


31




Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

32




А.Погорельский «Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки.

33




В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Сказка о гордой и сильной пальме.

34




М.Ю. Лермонтов «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.

35




Тема патриотизма в стихотворении «Бородино».

36




Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в произведениях.

37




Урок внеклассного чтения. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

38




Н.А. Некрасов. «На Волге»- раздумья поэта о судьбе народа.

39




Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос») Поэтический образ русской женщины.

40




Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей.

41




Контрольная работа по теме «Русские писатели»

42




И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». История создания рассказа.

43




«Муму». Герасим и Муму – счастливый год.

44




Духовные и нравственные качества Герасима.

45




«Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению людей.

46




Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

47




Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению.

48




А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

49




Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

50




Р.р. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев: Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы

51




Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

52




Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

53




Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение)

54




А.П. Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

55




Рассказы Антоши Чехонте.

56




Р.р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова.

57




Ф.И. Тютчев. Картины русской природы в лирике поэта. Стихотворения «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды»

58




Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Стихотворения А.Н.Плещеев«Весна»,И.С.Никитин «Утро», А.Н.Майков «Ласточки»,И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима»

59




Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века»

60



Литература ХХ века

И.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

61



РР- 9ч, из них сочинений-3ч.

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Доброта и сострадание героев повести.

62



Контрольная работа-1

В.Г.Короленко «В дурном обществе» Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

63




В.Г.Короленко «В дурном обществе» глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

64




Р.р. В.Г.Короленко «В дурном обществе» Путь Васи к правде и добру. Подготовка к сочинению.


65




Р.р. Сочинение по повести Короленко.

66




С.А. Есенин. Образ родного дома в стихах Есенина. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»

67




Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом».

68




Р.р. Самостоятельная  творческая работа «Картинка из моего детства».

69




П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.

70




П.П. Бажов. Образ хозяйки Медной горы.

71




Урок внеклассного чтения П.П. Бажов. «Уральские сказы».


72




К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.

73




К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях.

74




РР.Сравнения и эпитеты в сказках К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы».


75




Урок внеклассного чтения по рассказам  К.Г.Паустовского.

76




С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

77




Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев».

78




Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки  С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», победа добра над злом.

79




А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика.

80




А.П. Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя.

81




В.П.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

82




В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу.

Основные черты характера героя


83




В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

84




Р.Р. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева)

85




Поэты о Великой Отечественной войне. Ю. Друнина в Ялуторовске. Патриотические подвиги детей в годы В.О. войны. Стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

86




Урок внеклассного чтения

К.М.Симонов «Сын артиллериста». Великая Отечественная война в жизни моей семьи.


87




Р.р. Обучение умению анализировать стихотворные произведения о войне.

88




Русские поэты 20 века о 

Родине и родной природе. Стихотворение

Н. Рубцова «Родная деревня»

89




Русские поэты 20 века о Родине и родной природе Стихотворения И.Бунина «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьева «Аленушка»; Д.Кедрина «Аленушка»; Дон Аминадо «Города и годы».

90




Писатели улыбаются. Образы детей в рассказе Саши Чёрного «Кавказский пленник».

91




Ю.Ч.Ким. Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии.

92




Контрольная работа на тему «Русская литература 20 века»




Из зарубежной литературы


93



РР-1 ч.

Р.Л. Стивенсон Баллада «Вересковый мёд».

94




Д.Дефо «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

95




Э.По. Тайна «Золотого жука» (по рассказу Э.По «Золотой жук»)

96




X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»

97




Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева».

98




В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

99




Р.Р. Сочинение «Бесстрашная Герда»

100




Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик». Нравственные уроки сказки.

101




Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

102




М.Твен и Д.Лондон: нравственное взросление героев рассказа.


















Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!