Настоящая рабочая программа учителя по элективному курсуразработана для 11 «А» класса МБОУ СОШ № ___ г. _________ на 2021-2022 учебный годна основе рабочей программы элективного курса «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействие» для 10-11 класса, принятой Педагогическим советом школы (протокол № 1 от 30 августа 2020 г.).
2. УчебникХимия и искусство: 10-11классы: учебное пособие./И.М. Титова.- М: Вентана-Граф, 2010 г.//Соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-16 учебный год.
Региональный компонент реализуется за счет интеграции учебного материала курса «Белгородоведение» в содержание учебного предмета «Химия» (на основании приказа департамента образования Белгородской области от 27 августа 2015 г. № 1338 «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение», приказа управления образования администрации г. Белгорода «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение» от 12. 10.2015 № 1338,). в целях воспитания обучающихся образовательных учреждений в духе патриотизма и воспитания внутренней потребности активного участия в жизни Белгородской области. Эта содержательная линия, ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников уровня основного общего образования.
Согласно учебному плану школы рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение элективному курсу в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часов, за счет компонента образовательного учреждения.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Реализация изучаемого курса осуществляется в следующих типах урочной деятельности: изучения и первичного закрепления знаний, комбинированных уроках, уроках обобщения, контроля и коррекции знаний и т. д.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Плановые сроки похождения | Эксперимент | Лабораторные работы | Примечание |
план | факт |
Тема 5. Оксиды и стекло. Дисперсные системы (8ч) |
1 | История создания стекла. Химический состав окрашенных стекол. | 1 | 1.09 | | Свойства оксидов | | |
2 | Практическая работа 1. «Свойства оксидов». Инструктаж по т.б. | 1 | 8.09 | | ПР | | |
3 | Искусство мозаики в Византии и на Руси. | 1 | 15.09 | | | | |
4 | Мозаики М. В. Ломоносова. Проблемы сохранения древних стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. | 1 | 22.09 | | | | |
5 | Проблемы сохранения древних стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. | 1 | 29.09 | | Приготовление и применение раствора для травления стекла | | |
6 | Практическая работа 2. «Получение легкоплавких стекол». | 1 | 6.10 | | | | |
7 | Хрусталь: химический состав и технологии изготовления. | 1 | 13.10 | | Приготовление легкоплавкого стекла. Устройство тигля для приготовления хрустального стекла | | |
8 | Богемское пальцевое стекло. Химические процессы, проходящие при варке стекла. | 1 | 20.10 | | | | |
Тема 6. Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика (12 ч) |
9 | Кремний: важнейшие соединения | 1 | 27.10 | | | | |
10 | Алюмосиликаты. объединен с №9 10.11 | 1 | 10.11 | | Образцы алюмосиликатов, изделия из керамики, изменение окраски солей хрома в растворах | | |
11 | Классификация керамических изделий. | 1 | 17.11 | | | Рассмотрение черепков керамических изделий разных типов | |
12 | Черепок и его свойства. | 1 | 24.11 | | Физические свойства черепков керамики разных типов. | | |
13 | Практическая работа №3. Физические свойства черепка керамики разных типов. Инструктаж по Т.Б. | 1 | 1.12 | | | | |
14 | Сырье для производства разных видов керамики. Состав глинистых соединений. | 1 | 8.12 | | | | |
15 | Глазури. Танагрские терракоты | 1 | 15.12 | | | | |
16 | Фаянс и майолика. | 1 | 22.12 | | | | |
17 | Физико-химические процессы обжига керамических масс, сравнение с процессами, происходящими при варке стекла. | 1 | 12.01 | | | | |
18 | Китайский фарфор. Фарфор Й. Бетгера и Д.Виноградова. | 1 | 19.01 | | | | |
19 | Подготовка сырья и современная технология производства фарфоровых изделий. | 1 | 26.01 | | | Анализ дефектов на фарфоровом изделии | |
20 | Под и над глазурная роспись. Восстановительный и окислительный обжиги | 1 | 2.02 | | | | |
Тема 7. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи (10 ч) | |
21 | Энкаустика – древняя техника живописи | 1 | 9.02 | | | | |
22 | Физико-химические свойства воска. Пунический воск | 1 | 16.02 | | | Приготовление воска, насыщенного ионами металлов, и определение его температуры плавления | |
23 | Фаюмские портреты. Византийские иконы | 1 | 2.03 | | | | |
24 | Лак ганозис в мировой культуре. | 1 | 9.03 | | | | |
25 | Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер. | 1 | 16.03 | | | | |
26 | Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Рафаэля | 1 | 23.03 | | | | |
27 | Древнерусская икона: последовательность создания. Состав и свойства грунтов. Приемы золочения | 1 | 6.04 | | | | |
28 | Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи. Химия обработки масел. | 1 | 13.04 | | Приготовление образцов масляных красок, растертых на олеиновой кислоте и подсолнечном масле. Наблюдение за высыханием слоев масляной краски. | Приготовление яичной эмульсии и краски на ее основе | |
29 | Акварель, гуашь, пастель. Химический состав и свойства красок. | 1 | 20.04 | | | | |
30 | Практическая работа 2. Физико – химические свойства карбоновых кислот и высыхания масел. Инструктаж по Т.Б. | 1 | 27.04 | | ПР | | |
Тема 8. Охрана окружающей среды и памятники культуры (3 ч) | |
31 | Изменение состава воздушной среды, ее влияние на памятники культуры | 1 | 4.05 | | | | |
32 | Приемы реставрации на примере возрождения художественных произведений из мрамора. | 1 | 11.05 | | | | |
33 | Музеи под открытым небом, их роль в современной культуре. Музеи под открытым небом г. Белгорода их роль в современной культуре и проблемы. | 1 | 18.05 | | | | |
34 | Резервное время | 1 | | | | | |
Ведущими составляющими контроля выступают проверка знаний усвоения химических основных понятий и терминов и оценка умений извлекать информацию и работать с различными источниками информации.
Текущий (тематический) контроль осуществляется на семинарских и практических занятиях.
Ожидаемый результат.В ходе реализации данной программы учащиеся развернуто знакомятся с тем, как получаются материалы, с основами химической технологии- вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом – раскрытие «химической стороны» окружающего мира.