Настоящая рабочая программа по элективному курсу разработана для 10 «А» класса МБОУ СОШ № __ г. __________ на 2021-2022 учебный год на основе рабочей программы элективного курса «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействие» для 10-11класса, утвержденной приказом директора школы № 340 от «31» августа 2020 г).
2. Учебник Химия и искусство: 10-11классы: учебное пособие./И.М. Титова.- М: Вентана-Граф, 2010 г.//
Согласно учебному плану школы рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение элективному курсу «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа, за счет компонента образовательного учреждения. Предусмотрено выполнение экспериментально-практических работ.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Реализация изучаемого курса осуществляется в следующих типах урочной деятельности: изучения и первичного закрепления знаний, комбинированных уроках, уроках обобщения, контроля и коррекции знаний и т. д.
№ | Тема занятия | Кол-во час | Плановые сроки похождения | Эксперимент | Лабораторные работы | Примечание |
план | факт |
Тема 1.Химия – наука древняя и молодая (3 ч) |
1 | Понятие о науке. | 1 | 3.09 | | Синтез воды в эвдиометре. Синтез азотной кислоты (в реторте) | | |
2 | Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии. | 1 | 10.09 | | Разложение малахита. Получение красителя из природного сырья Синтез одного из анилиновых красителей. | | |
3 | Ретроспектива становления науки: алхимия - эмпирический базис химии. Художники и ремесленники. | 1 | 17.09 | | | | |
Тема 2. Металлы и неметаллы в искусстве (12 ч) | |
4 | Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов. Аллотропия элементов главной подгруппы IV группы. | 1 | 24.09 | | | | |
5 | Углерод и образуемые им простые вещества, использование их в искусстве. Уголь как восстановитель металлов и пигмент в живописи. | 1 | 1.10 | | | Физические свойства угля и графита. | |
6 | Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп и их характерные свойства. | 1 | 8.10 | | | Восстановление меди из оксида меди(II) водородом | |
7 | Распространение в природе благородных металлов, исторические сведения об их применении для создания произведений искусства. | 1 | 15.10 | | Восстановление металла из оксида. | Свойства соединений олова. | |
8 | Структура, физико-химические свойства золота, серебра. | 1 | 22.10 | | | | |
9 | Золотобойное искусство в древности. Приемы обработки серебра, создание произведений искусства. | 1 | 29.10 | | | | |
10 | Практическая работа 1. «Травление алюминиевой пластинки». | 1 | 12.11 | | | | |
11 | Свойства меди и способы ее применения в истории цивилизации. | 1 | 19.11 | | Физико-химические свойства свинца (мягкость, растворение в кислоте) Травление алюминиевой пластинки (в технике офорта). | | |
12 | Свинец: свойства и применение. | 1 | 26.11 | | | | |
13 | Чугун и сталь. Каслинское литье. Стальные конструкции в архитектуре. | 1 | 3.12 | | | | |
14 | Декорированное стальное оружие, приемы обработки стали – воронение, чеканка и др. | 1 | 10.12 | | Взаимодействие металлов с кислотами-окислителями. | | |
15 | Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, в Средние века и сегодня. | | 17.12 | | | | |
Тема 3.Соединения кальция в природе и искусстве (7 ч) |
16 | Соединения кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. «Визитная карточка Белгородчины» - мел. | 1 | 24.12 | | | Растворение малорастворимого гидроксида кальция, изучение его свойств. | |
17 | Известь: гашеная и негашеная. История их применения в строительстве. Строительные профессии БГТУ им. В.Г. Шухова. | 1 | 14.01 | | Гашение негашеной извести | Опыты по изучению жесткости воды | |
18 | Повторный инструктаж по т.б. Кальцит: основные горные породы – мрамор, известняк. | 1 | 21.01 | | | Качественное определение известняка (среди других пород) | |
19 | Химическая природа окраски мрамора. Мрамор и известняк в скульптуре и архитектуре. | 1 | 28.01 | | | | |
20 | Жемчуг и кораллы. Гипс и алебастр. | 1 | 4.02 | | | | |
21 | Гипсовые отливки с художественных произведений и использование их в музейной практике. | 1 | 11.02 | | | | |
22 | Практическая работа 2. «Приготовление гипсовой отливки». | 1 | 18.02 | | Приготовление гипсовой отливки | | |
Тема 4.Основные классы неорганических соединений и живопись (9 ч) |
23 | Свинцовые белила: свойства, история применения, проблема замены. | 1 | 25.02 | | | | |
24 | Современные белые пигменты. Титановые белила. | 1 | 4.03 | | Берлинская лазурь и турнбулева синь – два пигмента с одинаковым химическим составом | | |
25 | Понятие о хромофоре, пигменте, связующем краски. | 1 | 11.03 | | Приемы декоративного окрашивания металлов | | |
26 | Оксиды и соли - пигменты красок, их химическая совместимость. | 1 | 18.03 | | Химическое серебрение гипсовой отливки | Разрушение отдельных пигментов в присутствии извести. | |
27 | Оксиды и соли - пигменты красок, их химическая совместимость. | 1 | 25.03 | | | Образование карбоната кальция при пропускании диоксида углерода через известковую воду | |
28 | Фреска – монументальная роспись по сырой штукатурке. Пигменты для фрески. | 1 | 8.04 | | Исследование химической природы фрески. | Опыты, подтверждающие химические свойства основных оксидов | |
29 | Механизм высыхания красочного слоя в технике «буонфреска». | 1 | 15.04 | | | | |
30 | Практическая работа 3. «Берлинская лазурь и турбулева синь». | 1 | 22.04 | | | | |
31 | Практическая работа 4. «Химическое серебрение гипсовой отливки». | 1 | 29.04 | | | | |
32-34 | Резерв | 3 | | | | | |