Рассмотрено на заседании МО учителей цикла естественных наук Протокол №___ «___»_______20__г. Руководитель МО _______ Орлова Л.Л. | Согласовано зам.директора по УВР __________ Сахарова С. В. «____»________ 20__г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Снежская гимназия» _____________________ А.А.Львович Приказ №_____ «____»_______ 20__г |
Рабочая программа
по Географии
для 11класса
учителя географии и биологии
высшей квалификационной категории Павлюченко Ольги Викторовны
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями;
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района;
Учебного плана МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района на 2022-2023 учебный год;
Примерные рабочие программы. География.А. И. Алексеев и др. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы. Базовый уровень
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по географии для 10—11 классов линии «Полярная звезда» Ю. Н. Гладкого и В. В. Николиной.
Учебно-методический комплекс (далее УМК) для учителя обеспечивающий обучение учебному предмету география для 10 класса, в соответствии с ФГОС, включает в себя:
· А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы. Базовый уровень
· Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 10 класс. Базовый и углублённый уровни
· Атлас. 10—11 классы
· Контурные карты. 10-11 класс
Цели и задачи курса:
• способствовать формированию у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;
• дать представление о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;
• развить пространственно-географическое мышление;
• воспитать уважение к культуре и традициям других народов и стран;
• сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
• научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей природной среде.
УУД:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; • оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;
• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;
• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.
Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.
В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся должен:
знать:
• основные теоретические категории и понятия современной географии;
• методы географических исследований;
• географические явления и процессы в геосферах, их изменение в результате деятельности человека;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
• численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его главных отраслей;
• географические особенности отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
• географические аспекты глобальных проблем человечества;
• особенности современного положения России в мире, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
• применять на практике географические методы исследований;
• использовать разнообразные источники географической информации;
• самостоятельно анализировать и обобщать статистические данные, представленные в табличной форме и картографическими моделями;
• выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
• читать и анализировать тематические географические карты;
• объяснять географические особенности различных процессов и явлений;
• оценивать ресурсообеспеченность стран;
• составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов; владеть:
• практическими навыками составления таблиц, картосхем, диаграмм, построения и анализа моделей природных явлений и процессов;
• чтением географических карт различного содержания;
• навыками логического и пространственного мышления, позволяющими грамотно пользоваться полученными знаниями при работе с разными источниками информации, необходимыми для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, анализа их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала и экологических проблем.
Общая характеристика учебного предмета
Структура примерной программы по географии на базовом и углублённом уровнях ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также на решение воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, задач социализации личности. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества; · развить пространственно-географическое мышление; · воспитать уважение к культурам других народов и стран; · сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; · научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире; · воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде
Описание места учебного предмета в учебном плане
На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или по 35 часов в 10 и 11 классах. Данная рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Снежской гимназии», 35 учебных недель, 35 учебных часов в год.
В программе дано 33 часа на изучение основного материала программы и выделены 2 часа резервного времени, которые были добавлены для углубленного изучения тем «Зарубежная Европа» и «Зарубежная Азия» в разделе «Регионы и страны».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа:
1) Характеристика одной из международных организаций (по выбору).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы:
2) Характеристика одной из отраслей экономики США.
Латинская Америка.
Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.
Практические работы:
3) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору).
Западная Европа.
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Практические работы:
4) Характеристика одного из регионов Германия или Великобритании (по выбору).
5) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа.
Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион.
Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.
Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практические работы:
6) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.
Зарубежная Азия.
Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы:
7) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
Юго-Восточная Азия.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия.
Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР.
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.
Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа:
8) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.
Австралия и Океания.
Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Тема 2. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы:
10) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
Содержание учебного предмета в 11 классе также отражено в поурочном планировании.
Календарно – тематическое планирование
География 11 класс
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
По программе | Фактически |
| Регионы и страны | 24+2 | | | | |
1 | По каким частям лучше познавать мир? Практическая работа 1 по теме «Характеристика одной из международных организаций (по выбору)» | 1 | | | П.1, вопросы стр. 9 | |
2 | Соединённые Штаты Америки: территория, природные условия и ресурсы, население. | 1 | | | П.2, вопросы стр. 13 | |
3 | Соединённые Штаты Америки: экономика. Практическая работа 2 по теме «Характеристика одной из отраслей экономики США» | 1 | | | П.3, вопросы стр. 18 | |
4 | Соединённые Штаты Америки: внутренние различия. | 1 | | | П.4, вопросы стр. 23 | |
5 | Канада | 1 | | | П.5, вопросы стр. 29 | |
6 | Латинская Америка: географическое положение, природные ресурсы и условия, население, экономика | 1 | | | П.6, вопросы стр. 35 | |
7 | Латинская Америка: характеристика регионов. Практическая работа 3 по теме «Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору)» | 1 | | | П.7, вопросы стр. 39 | |
8 | Западная Европа: состав, природные условия и ресурсы. | 1 | | | П.8, вопросы стр. 39 | |
9 | Западная Европа: население, экономика. | 1 | | | П.8, вопросы стр. 39 | |
10 | Германия | 1 | | | П.9, вопросы стр. 49 | |
11 | Великобритания Практическая работа 4 по теме «Характеристика одного из регионов Германия или Великобритании (по выбору)» | 1 | | | П.10, вопросы стр. 53 | |
12 | Франция | 1 | | | П.11, вопросы стр. 57 | |
13 | Италия. Практическая работа 5 по теме «Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии» | 1 | | | П.12, вопросы стр. 61 | |
14 | Центрально-Восточная Европа. | 1 | | | П.13, вопросы стр. 65 | |
15 | Постсоветский регион: сравнение экономической мощи. Украина, Белоруссия, Молдавия. Закавказский регион. Практическая работа 6 по теме «Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии» | 1 | | | П.14, вопросы стр. 71 | |
16 | Постсоветский регион: характеристика стран центральной Азии. | 1 | | | П.15, вопросы стр. 75 | |
17 | Зарубежная Азия: природные условия и ресурсы, население. | 1 | | | Стр. 76-77 | |
18 | Зарубежная Азия: регионы и экономика. | 1 | | | Стр. 77-79, вопросы стр. 79 | |
19 | Китайская Народная Республика. Практическая работа 7 по теме «Характеристика одной из отраслей экономики Китая» | 1 | | | П.17, вопросы стр. 85 | |
20 | Япония | 1 | | | П.18, вопросы стр. 91 | |
21 | Юго-Восточная Азия | 1 | | | П.19, вопросы стр. 95 | |
22 | Южная Азия | 1 | | | П.20, вопросы стр. 99 | |
23 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | 1 | | | П.21, вопросы стр. 104 | |
24 | Тропическая Африка и ЮАР. Практическая работа 8 по теме «Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки» | 1 | | | П.22, вопросы стр. 109 | |
25 | Австралия и Океания. | 1 | | | П.23, вопросы стр. 115, п 24 | |
26 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | | |
| Глобальные проблемы человечества | 9 | | | | |
27 | Глобальные проблемы. | 1 | | | П.25, вопросы стр. 169 | |
28 | Глобальные проблемы. Практическая работа 10 по теме «Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества» | 1 | | | П.25, вопросы стр. 169 | |
29 | Отсталость, голод, болезни | 1 | | | П.26, вопросы стр. 173 | |
30 | Энергетическая и сырьевая проблемы | 1 | | | П.27, вопросы стр. 177 | |
31 | Экологическая проблема | 1 | | | П.28, вопросы стр. 181, н.29 | |
32 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | Повторить п.1-29 | |
33 | Тестирование по курсу по курсу географии «Социально-экономическая география мира» | 1 | | | Повторить п.1-29 | |
34 | Анализ тестирования. Закрепление изученного материала | 1 | | | Повторить | |
35 | Повторение по разделам: «Регионы и страны», «Глобальные проблемы человечества» | 1 | | | Повторить | |
Итого 35 часов
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение
Карты
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Учебно-методическое обеспечение
1 · А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы. Базовый уровень
· Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 11 класс. Базовый и углублённый уровни
· Атлас. 10—11 классы
· Контурные карты. 11 класс