1 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
2.Содержание учебного предмета, курса.
3.Тематическое планирование.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. В 9 классе -2 часа в неделю. Общее количество часов за год -68.Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются интегрировано.
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.
1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и все- общей истории. Большее время отводится на изучение ис- тории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
2. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
4. Содержание разделов и тем излагается в базовой про- грамме относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата9а/9б | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | | Коллективная,самостоятельная. Уметь работать с картой и документами,делать обобщающие выводы. Знать типологию обществ и их характеристику |
2 | Страны Европы и США в начале 20в. | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой. Описывать исторические события. |
3 | Страны Азии и Латинской Америки в начале XX века. | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой. Описывать исторические события |
4 | Первая мировая война | 1 | | Самостоятельная. Уметь систематизировать знания, работая с фактами и картой |
5 | Новая карта Европы | 1 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная. |
6 | Революции и распад империй | 1 | | Коллективная,самостоятельная.. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ |
7 | Зарождение нацизма и фашизма | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой.исторические события |
8 | Европа и США в 1924 – 1939 гг. | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная. |
9 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920 – 1930-е гг. | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная. |
10 | Развитие культуры в 1920 – 1930-е гг. | 1 | | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Индивидуальная. |
11 | Международные отношения в 1920 – 1930-е гг. | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой .Описывать исторические события. |
12 -13 | Вторая мировая война | 2 | | Самостоятельная. Уметь систематизировать знания, работая с фактами и картой. |
14-16 | Послевоенная Европа и США | 3 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой. Описывать исторические события. |
17 | Западная Европа во второй половине XX века | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. |
18 | Восточная Европа во второй половине XX века | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. |
19 | Азия и Африка во второй половине XX века | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная. |
20 | Страны Латинской Америки во второй половине XX века | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная. |
21 | Развитие культуры во второй половине XX века | 1 | | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Индивидуальная. |
22 | Международные отношения | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой. Описывать исторические события. |
23-24 | Из XX в XXI век | 2 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой. Описывать исторические события. |
25 | Контрольная работа №1 по теме «Страны Европы, Америки и Азии в 20 -21вв.» | 1 | | |
История России |
26 | Россия на рубеже XIX – XX вв. | 1 | | Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Групповая. |
27 | Социально-экономическое развитие России | 1 | | Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа. Групповая. |
28 | Революция 1905 – 1907 гг. | 1 | | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов . Самостоятельная. |
29 | Политические реформы | 1 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная |
30 | Серебряный век русской культуры | 1 | | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Индивидуальная. |
31-32 | Россия в Первой мировой войне | 2 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой .Описывать исторические события. |
33 | Обобщение по теме. «Россия в начале XX века.» | 1 | | |
34 | От февраля к октябрю | 1 | | Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Групповая. |
35 | Советская государственность | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. |
36-39 | Гражданская война | 4 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная, коллективная. |
40 | Переход к НЭПу. Образование СССР | 1 | | Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Групповая. |
41 | Политические процессы в 1920 - 30-е гг. | 1 | | Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа. Групповая. |
42 | Индустриализация и коллективизация. | 1 | | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. Самостоятельная. |
43 | Духовная жизнь в 1920-е – 30-е гг. | 1 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная |
44 | СССР и мир в канун войны | 1 | | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Индивидуальная. |
45 | Начало ВОВ | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. |
46 | Крупнейшие сражения | 1 | | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов . Самостоятельная. |
47 | Советский тыл | 1 | | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. Самостоятельная. |
48 | Итоги войны | 1 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная. |
49 | СССР в послевоенные годы | 1 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная. |
50 | Идеология и культура | 1 | | Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа. Групповая. |
51 | Политическая система и экономика 50 – 60-х гг. | 1 | | Групповая, индивидуальная. Использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях. Работать с исторической картой .Описывать исторические события. |
52 | «Оттепель» в духовной жизни | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная, коллективная. |
53 | СССР и мир после войны | 1 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная, коллективная. |
54 | «Разрядка» во внешней политике | 1 | | Давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. Индивидуальная. |
55 | Обобщение по теме: «СССР с середины 1940-х до середины 1980-х гг.» | 1 | | |
56-57 | Перестройка в СССР | 2 | | Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа. Групповая. |
58-59 | «Новое мышление» во внешней политике | 2 | | Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа. Групповая. |
60 -61 | Переход к рыночной экономике | 2 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная, коллективная. |
62- 63 | Россия и мировое сообщество | 2 | | Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Использовать приобретенные знания при написании творческих работ. Самостоятельная, коллективная. |
64-66 | Политика Путина В. В. | 3 | | Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления. Коллективная. |
67 | Контрольная работа №2 по теме «Россия в 20веке» | 1 | | |
68 | Творческая работа: «Россия и мир» | 1 | | |