ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии:
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 на 2017-2018учебный год,
авторской программой Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы» Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2014.
Для реализации данной программы по литературному чтению используется УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова и В.Г.Горецкой.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на курс «Литературное чтение» отводится 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях
о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе
или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7-8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе является формирование следующих умений.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(136 ч)
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Региональный компонент по курсу:
региональный компонент составляет не менее 10% от общего количества часов по курсу за год.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах;
игровые;
практикумы;
экскурсии.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением на уроке.
Представлять любимую книгу и любимых героев.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.
Готовить выступление на заданную тему.
Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.
Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении.
Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить сходство и различия
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей.
Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок.
Соотносить, пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками.
Придумывать свои сказочные сюжеты.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить смысл пословицы со смыслом басни.
Характеризовать героев сказок с басен с опорой на текст.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.
Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.
Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.
Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического текста.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.
Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ,
2 класс УМК «Школа России»
Учебник: «Литературное чтение» 2 класс, Москва: Просвещение, 2016 г.
Авторы: Л. Ф Климанова, В. Г. Горецкий
Дата | № п/п | Тема | Страница учебника |
| | Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |
| 1 | 1.Знакомство с учебником по литературному чтению. | |
| | Самое великое чудо на свете (4 ч) | |
| 2 | 1.Книга – великое изобретение человека. | 4-6 |
| 3 | 2.Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». | 7 |
| 4 | 3.Старинные и современные книги. | 8-11 |
| 5 | 4.Напутствие читателю Р. Сефа. | 12 |
| | Устное народное творчество (15 ч) | |
| 6 | 1.Малые и большие жанры устного народного творчества. р/к «Народные песни Ставрополья» | 14-21 |
| 7 | 2.Считалки и небылицы. | 22-23 |
| 8 | 3.Народная мудрость в загадках. р/к «Загадки собранные в СК» | 24-25 |
| 9 | 4.Народная мудрость пословиц и поговорок. р/к «Пословицы и поговорки народов, проживающих в СК» | 26-27 |
| 10 | 5.Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров. | 28-31 |
| 11 | 6.Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». | 32-35 |
| 12 | 7.Русская народная бытовая сказка «У страха глаза велики». р/к Г.Н. Бухальская «За ужином» | 35-38 |
| 13 | 8.Характеристика героев сказки о животных «Лиса и тетерев». | 39-41 |
| 14 | 9.Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль». | 42-44 |
| 15 | 10.Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора». | 44-47 |
| 16 | 11.Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди». | 48-53 |
| 17 | 12.Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди». | 48-53 |
| 18 | 13.Малые жанры фольклора. | 54-58 |
| 19 | 14.Обобщение по теме «Устное народное творчество». | 59-64 |
| 20 | 15.Проверочная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | |
| | Люблю природу русскую. Осень.(8 ч) | |
| 21 | 1.Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной » К. Бальмонта «Поспевает брусника…» | 66-69 |
| 22 | 2.Осенние картины природы в стихах А. Плещеева, А. Фета. р/к А.Е.Екимцев «Полет багряного листа» | 70-71 |
| 23 | 3.Средства художественной выразительности. Сравнение в стихах А. Толстого, С. Есенина | 72-73 |
| 24 | 4.Чтение наизусть. Поэтическое изображение осени в стихах В. Брюсова, И. Токмаковой. | 74-75 |
| 25 | 5.Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы» | 76-77 |
| 26 | 6.Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов М. Пришвина «Осеннее утро», И. Бунина «Сегодня так светло...». | 78-79 |
| 27 | 7.Обобщение по теме «Люблю природу русскую». | 80-82 |
| 28 | 8.Проверочная работа №2 по теме «Люблю природу русскую. Осень» | |
| | Русские писатели (14 ч) | |
| 29 | 1.Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии» | 84-85 |
| 30 | 2.Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый». | 86-87 |
| 31 | 3.Чтение наизусть. Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима». | 88-89 |
| 32 | 4.Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 90-101 |
| 33 | 5.Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 90-101 |
| 34 | 6.Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 90-101 |
| 35 | 7.Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 90-101 |
| 36 | 8.Басня, мораль басни. И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 102-105 |
| 37 | 9.Чтение наизусть. Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | 106-107 |
| 38 | 10.Характер главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». | 108-111 |
| 39 | 11.Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филипок». р/к Г.К.Баев «Встреча». | 112-115 |
| 40 | 12.Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого. | 116-121 |
| 41 | 13.Обобщение по теме «Русские писатели». | 122-124 |
| 42 | 14.Проверочная работа №3 по теме: «Русские писатели». | |
| | О братьях наших меньших (12 ч) | |
| 43 | 1.Тема заботы о животных. Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова. «Жила-была собака…» | 126-128 |
| 44 | 2.Характер героев стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок». р/к Е.Л.Иванова «Кот и мышонок» | 130-131 |
| 45 | 3.Нравственный смысл поступков. М. Пришвин «Ребята и утята». | 132-135 |
| 46 | 4.Характеристика героев рассказа М. Пришвина «Ребята и утята». | |
| 47 | 5.Герои рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ». | 136-138 |
| 48 | 6.Забота о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок». | 139-141 |
| 49 | 7.Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Музыкант». | 142-145 |
| 50 | 8.Сказки о животных. В. Бианки «Сова». | 146-151 |
| 51 | 9.Герои произведения. В. Бианки «Сова». | 146-151 |
| 52 | 10.Звукоподражание в стихотворениях С.Брезкуна, М.Бородицкой | 152-153 |
| 53 | 11.Обобщение по теме «О братьях наших меньших». | 154-156 |
| 54 | 12.Проверочная работа»№ 4 по теме «О братьях наших меньших» | |
| | Из детских журналов (9 ч) | |
| 55 | 1.Произведения из детских журналов. Ритм стихотворного текста. Д. Хармс «Игра» | 158-164 |
| 56 | 2.Стихотворение-небылица Д. Хармса «Вы знаете». | 165-169 |
| 57 | 3.Ритм стихотворного текста. Д. Хармса «Весёлые чижи». | 170-173 |
| 58 | 4.Произведения из детских журналов. Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 174-175 |
| 59 | 5.Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки» р/к «Периодическая печать на Ставрополье» | 176 |
| 60 | 6.Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Учёный Петя». | 177-180 |
| 61 | 7.Проект: «Мой любимый детский журнал»» | 181 |
| 62 | 8.Главные герои в произведении А. Введенского «Лошадка» | 182-185 |
| 63 | 9.Урок-обобщение по теме «Из детских журналов» | 186 |
| | Люблю природу русскую. Зима. (9 ч) | |
| 64 | 1.Образ зимы в поэзии. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт. | 188-191 |
| 65 | 2.Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Авторское отношение к зиме. | 192-194 |
| 66 | 3.Природа в стихах. С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 195 |
| 67 | 4.Поэтическое изображение берёзы. С. Есенин «Берёза». | 196-197 |
| 68 | 5.Чтение наизусть. Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. | 198-202 |
| 69 | 6.Диалог. Особенности произведения С. Михалкова «Новогодняя быль». | 203-207 |
| 70 | 7.Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было в январе». | 208-209 |
| 71 | 8.Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. р/к «Стихи поэтов СК о зиме» | 210-211 |
| 72 | 9.Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима». | 212 |
| | Писатели – детям (17 ч) | |
| 73 | 1.Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница». | 4-10 |
| 74 | 2.Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. Рифма. К. И. Чуковский «Радость». | 11-12 |
| 75 | 3.Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе». | 13-18 |
| 76 | 4.Герои литературной сказки. К. И. Чуковский «Федорино горе». | 19-23 |
| 77 | 5.Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | 24-29 |
| 78 | 6.Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет». | 30-33 |
| 79 | 7.Страна фантазия в произведениях С. В. Михалкова «Сила воли» | 33-34 |
| 80 | 8.Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок». р/к Г.Баев «Собака не виновата». | 35-37 |
| 81 | 9.Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Веревочка» | 38-43 |
| 82 | 10.Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». | 44-47 |
| 83 | 11.Чтение наизусть. Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова «Затейники». | 48-53 |
| 84 | 12.Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа». | 54-59 |
| 85 | 13.Герои юмористического рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа». р/к И.В. Кашпуров «Парикмахерская» | 54-59 |
| 86 | 14.Анализ произведения Н. Н. Носова «На горке». | 60-65 |
| 87 | 15.Картинный план рассказа Н. Н. Носова «На горке». | 60-65 |
| 88 | 16.Урок-обобщение по теме «Писатели – детям». | 66-70 |
| 89 | 17.Проверочная работа №5 по теме: «Писатели - детям». р/к «Рассказы писателей СК о детях» | |
| | Я и мои друзья (10 ч) | |
| 90 | 1.Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой»; Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» | 72-76 |
| 91 | 2.Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка». | 77-78 |
| 92 | 3.Отношения детей в произведении Н. Булгакова «Анна, не грусти» | 79-84 |
| 93 | 4.Анализ произведения Н. Булгакова «Анна, не грусти». | 79-84 |
| 94 | 5.Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 85-86 |
| 95 | 6.Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово». | 87-92 |
| 96 | 7.Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее» | 93-95 |
| 97 | 8.Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему» | 96-100 |
| 98 | 9.Нравственно-этические представления в произведении В. Осеевой «Почему» | 101-103 |
| 99 | 10.Обобщение по теме «Я и мои друзья». | 104-106 |
| | Люблю природу русскую. Весна. (9 ч) | |
| 100 | 1.Настроение поэта в произведении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» «Весенние воды». | 108-111 |
| 101 | 2.Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка» Р.к. Г.Колесникова «Тополя» | 112-113 |
| 102 | 3.Чтение наизусть. Приметы весны в произведениях А. Блока «На лугу», С. Маршака «Снег уж теперь не тот». | 114-115 |
| 103 | 4.Поэтический образ матери. И.Бунин «Матери», А. Плещеев. «В бурю» | 116-118 |
| 104 | 5.Способы изображения характера героя в произведениях. Е. Благинина, Э. Мошковская | 119-121 |
| 105 | 6.Тема Родины в стихотворении С. Васильева «День Победы». Р.к. В. Сляднева «Любить мне Россию» | 122 |
| 106 | 7.Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы» | 123 |
| 107 | 8.Слово как средство создания весенней картины природы в стихотворениях И. Пивоваровой | 124-125 |
| 108 | 9.Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна» | 126 |
| | И в шутку и всерьез (14 ч) | |
| 109 | 1.Прогнозирование содержания по заголовку. Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего» | 126-133 |
| 110 | 2.Весёлые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 134-138 |
| 111 | 3.Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка» | 139-144 |
| 112 | 4.Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» | 144-145 |
| 113 | 5.Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой» | 146-148 |
| 114 | 6.Герой авторского стихотворения Э. Успенского «Память» | 148-149 |
| 115 | 7.Чтение наизусть.Юмористические стихотворения. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники» | 150-151 |
| 116 | 8.Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим» | 152-154 |
| 117 | 9.Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы» | 155-160 |
| 118 | 10.Герой юмористического рассказа. В. Драгунский «Тайное становится явным». | 161-167 |
| 119 | 11.Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным». | 161-167 |
| 120 | 12.Герой авторского стихотворения. Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» | 168-169 |
| 121 | 13.Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | 170 |
| 122 | 14.Проверочная работа по №6 по теме: «И в шутку и всерьёз» | |
| | Литература зарубежных стран (12 ч+ 2 ч) | |
| 123 | 1.Литература зарубежных стран. Английские народные песенки и загадки. «Бульдог по кличке Дог». | 172-175 |
| 124 | 2.Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Перчатки». | 176-177 |
| 125 | 3.Английская народная песенка «Храбрецы» в переводе разных поэтов. | 177-178 |
| 126 | 4.Особенность народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | 179-181 |
| 127 | 5.Герои зарубежных сказок. Ш. Перро «Кот в сапогах». | 182-187 |
| 128 | 6.Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». | 188-193 |
| 129 | 7.Реальность и фантастика в сказке. Ш. Перро «Красная шапочка». | 194-196 |
| 130 | 8.Итоговая комплексная контрольная работа | |
| 131 | 9.Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 197-199 |
| 132 | 10.Противопоставление красоты внешней и внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук». | 200-204 |
| 133 | 11.Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Эни Хогарт «Мафин и паук». | 205-208 |
| 134 | 12.Зарубежные сказки о крошечных человечках. | |
| 135 | 13.Проект «Мой любимый писатель-сказочник» | |
| 136 | 14.Обобщение по теме «Литература зарубежных стран» | 210-213 |
Итого: | 136 часов | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
умение читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
замер скорости чтения;
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
19